Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пространство без Бога?






- Как вы пришли к вере?

- Наверное, в жизни каждого человека наступает момент, когда начинаешь размышлять над фундаментальными вопросами человеческого существования - вопросами жизни и смерти. У меня этот момент настал в пятьдесят лет. В Боснии, мусульманской стране, в которой я родился, началась война. Умирали люди. Они воевали за свои убеждения с людьми других убеждений. И на каком бы языке ты ни писал, что бы за свою жизнь ни сделал как художник и как человек, они могли взять твое тело, словно какую-нибудь вещь, и распорядиться им как угодно.

Когда мне стало важно определиться со своими убеждениями, я начал изучать традиции своей семьи и обнаружил, что мои предки были... православными сербами! И только часть их - причем небольшая - перешла в ислам. Я тогда подумал, что начинается вторая половина моей жизни, и крайне важно осмыслить все прошлое и задуматься над будущим.
С того момента, как я стал студентом, я успел изучить и Ветхий, и Новый Завет. И фильмы мои - произведения, рожденные именно в европейской христианской цивилизации и ни в какой другой. И я принял решение: нужно стать тем, кем я на самом деле был все это время. То есть обратиться к традиции, которой сущностно принадлежат моя жизнь, моя семья и мои фильмы. И это традиция сербского Православия.

Это было мое решение, основанное на собственном опыте и на приобретенном за всю жизнь знании о Православии как изначальном истинно христианском видении мира. Это было решение, основанное на традиции моей семьи, на традиции, которая была прервана поворотами истории моей страны.

- Как вы считаете, приход к вере во взрослом возрасте более ценен, чем воспитание в вере с детства?

- И да, и нет. Здесь все зависит от того, чем именно вызвано решение креститься. Давайте посмотрим вокруг: в сегодняшнем мире - именно в сегодняшнем! - людьми управляет множество языческих сил. И в таком мире очень важно, чтобы человек осмысленно принял решение, сказал себе: " Я верую во Христа. Я крещусь, я стану христианином, потому что это мое решение, а не потому, что меня крестили в детстве". Представьте себе, что все люди на Земле, которым сейчас по тридцать, сорок и пятьдесят лет, находясь в здравом уме и твердой памяти, вместо того чтобы есть гамбургеры и накладывать на лицо косметику, скажут себе: " Я христианин. Я хочу креститься". Это было бы фантастикой. Мы бы жили, словно на небесах.

- Нужно ли в таком случае нам, православным, крестить младенцев? Может, стоит дождаться их совершеннолетия?

- Конечно нужно крестить! Мы должны это делать. Боюсь, есть множество людей, которые никогда не крестятся сами и никогда не крестят своих детей. И их будет становиться все больше и больше. Я помню время, когда сам еще не задумывался о Боге. Знания и суждения я черпал тогда в основном из интеллектуальных диспутов. Но для меня уже тогда было абсолютно очевидно: те, кто говорит, что Бога нет, намного глупее тех, кто говорит, что Он есть. Вера же в то, что в таком огромном пространстве нет Бога (хотя бы в качестве элемента сознания, некой установки), со временем стала для меня просто неприемлемой. Потому что пространство это само по себе - мощный вызов, обращенный к жизни, которой я живу, и к искусству, которым занимаюсь. И пространство это надо постигать. Но мы не в состоянии дать определение пространства без поправки на Бога. Бесконечное ли, конечное ли - оно нуждается в Боге. Иначе этого пространства просто нет.

- И какой была реакция ваших коллег по цеху на то, что вы приняли Православие?

- Мне нет никакого дела до моих коллег...

- А друзья?

- Реакция друзей была весьма одобрительной, потому что мои нынешние друзья по большей части христиане. Хотя в Сараево это стало большим сюрпризом для тех людей, с которыми мы общались еще до моего студенчества, до того, как я уехал учиться режиссуре в Прагу. Они меня ненавидят, как ненавидят всех православных сербов. Поэтому там и началась война. Да простит им Господь (долгая пауза, рука с чашкой кофе дрогнула)...

- А можно ли, по вашему мнению, предать нацию, став православным?

- Никогда. Быть христианином - это иное, это намного более серьезная обязанность, чем быть представителем какой-то нации. Проблема в другом: мы сидим с вами на десятом этаже гостиницы в центре Москвы и разговариваем о жизни, о вечных ценностях. Такая беседа может быть вполне христианской. Если спуститься в бар - там происходит другая жизнь и ведутся другие разговоры.

А можно поехать в современную Сербию и увидеть, что она разделена ровно пополам: территория Косово - сердце сербского Православия - потеряна, а оставшаяся территория захвачена " современностью", то есть рынком. Система современных западных ценностей пронизывает страну, из-за чего утрачена связь с христианством. И это делает крайне важным следующий вопрос: что для нас с вами значит христианство? Празднование именин с закалыванием поросенка? Или это система ценностей, которым необходимо следовать всю жизнь? Сегодня в Сербии многие люди просто сбились с пути. И думаю, в России тоже. Посмотрите вокруг - вся это блестящая внешняя жизнь... Я езжу по Москве и всюду вижу культ " золотого тельца". Но у вас, русских, есть очень хорошая платформа для возрождения Православия. У вас есть Бердяев, у вас есть много других людей, которые мыслили очень глубоко и серьезно. Думаю, ваше культурное наследие поможет вам выжить.

- Вы и Бердяева читали? И что наиболее ценное для себя вы у него нашли?

- Идею свободы. Космической свободы - не в каких-то внешних проявлениях, а внутри человека.

По окончании интервью договорились о фотосъемке - Кустурица попросил, чтобы снимать его начали через полчаса. В назначенный срок мы с фотографом пришли в кафе, но Кустурицы там не оказалось... Нас успокоили: сказали, что он просто поднялся в свой номер и сейчас вернется. " Слава Богу, - подумал я, - наверное, пошел причесаться, переодеться, в общем, привести себя в порядок". Сели ждать, фотограф принялся искать подходящий фон. Вскоре двери лифта открылись... И в вестибюле появился усталый небритый человек с гривой нечесаных волос, в выцветшей толстовке, мятых штанах, грязных кроссовках... Вышел из лифта - и, зевнув, хмуро спросил: " Фотограф пришел? Я готов".

Материал Foma.ru / Татьянин день

Жиль Делез. Логика смысла (Первая половина)

Раритет Деловая книга

Москва Екатеринбург

УДК16 ББК 87.4 Д29

Перевод Я. Я. Свирского Научный редактор А. Б. Толстов

Дел±з Ж. Логика смысла: Пер. с фр.- Фуко М. Д 29 Theatrum philosophicum: Пер. с фр.-М.: " Раритет", Екатеринбург: " Деловая книга", 1998. - 480 с.

ISBN 5-85735-095-6 (" Раритет") ISBN 5-88687-041-5 (" Деловая книга")

Книга крупнейшего мыслителя современности Жиля Дел±за посвящена одной из самых сложных и вместе с тем традиционных для философских изысканий теме: что такое смысл? Опираясь на Кэррола, Ницше, Фрейда и стоиков, автор разрабатывает оригинальную философскую концепцию, связывая смысл напрямую с нонсенсом и событиями, которые резко отличаются от метафизических сущностей, характерных для философской традиции, отмеченной связкой Платон-Гегель.

В книгу включена также статья М.Фуко, где дан развернутый комментарий произведений Дел±за " Логика смысла" и " Различение и повторение".

Книга выпущена при участии ЗАО " Академия-Центр"

c Я.И.Свирский, перевод, оформление, 1998.

c " Академический проект", 1998. c -Деловая книга", 1998
c -Раритет", 1998.

ISBN 5-88687-041-5 (" Деловая книга")

ISBN 5-85735-095-6 (" Раритет")

Содержание:

Предисловие переводчика.................................................................10

Предисловие: от Льюиса Кэррола к стоикам.....................13

Первая серия парадоксов: чистое становление.......................15
Платонистское различие между вещами, обладающими мерой, и умопомешательством - Бесконечное тождество - Приключения Алисы или " события"

Вторая серия парадоксов: поверхностные эффекты............. 19
Стоическое различие между телами, положениями вещей, бестелесными эффектами и событиями - Расщепление причинной связи - Вынесение на поверхность - Открытие поверхности в работах Льюиса Кэррола

Третья серия: предложение......................................................... 29
Денотация, манифестация, сигнификация: их отношения и цикличность - Есть ли у предложения четвертое отношение? - Смысл, выражение и событие - Двойная природа смысла: выражаемое в предложении и атрибут положения вещей, упорство и сверх-Бытие

Четвертая серия: дуальности.....................................................44
Тела-язык, есть-говорить - Два вида слов - Два измерения предложения: денотация и выражение, поглощение и смысл - Две серии

Пятая серия: смысл................................................................... 49
Бесконечное размножение - Стерильное раздвоение - Нейтральность, или третье состояние сущности - Абсурд и невозможные объекты

Шестая серия: сериацця............................................................. 59
Сериальная форма и однородные серии - Их полагание - Точка схождения серий - парадокс Лакана: странный элемент (пустое место или пассажир без места) - Лавка Овцы

Седьмая серия: эзотерические слова.......................................... 67
Синтез сокращения в одной серии (коннекция) - Синтез координации двух серий (конъюнкция) - Синтез дизъюнкции, или разветвление серий: проблема слов-бумажников

Восьмая серия: структура........................................................ 75
Парадокс Леви-Стросса - Условия структуры - Роль сингулярностей

Девятая серия: проблематическое.............................................. 80
Сингулярности и события - Проблема и событие - Занимательная математика - Случайная точка и сингулярные точки

Десятая серия: идеальная игра...................................................87
Правила обычных игр - Необычная игра - Два прочтения времени: Эон и Хронос - Малларме

Одиннадцатая серия: нонсенс..................................................... 97
Характеристики парадоксального элемента - Что значит для него быть нонсенсом; две фигуры нонсенса - Две формы абсурда (без значения), производные от парадоксального элемента - Соприсутствие смысл и нонсенса - Смысл как " эффект"

Двенадцатая серия: парадокс................................................... 107
Природа здравого смысла и парадокс - Природа общезначимого смысла и парадокс - Нонсенс, смысл и так называемая вторичная организация языка

Тринадцатая серия: шизофреник и маленькая девочка.... 117
Антонин Арто и Льюис Кэррол - Есть-говорить и шизофренический язык - Шизофрения и провал поверхности - Слово-страдание и его уничтоженные буквенные значимости, слово-действие и его неартикулируемые тонические значимости - Различие между нонсенсом глубины и нонсенсом поверхности, первичный порядок и вторичная организация языка

Четырнадцатая серия: двойная каузальность........................ 135
Бестелесные события-эффекты, их причины и квазипричины - Бесстрастность и генезис - Теория Гуссерля - Условия реального генезиса: трансцендентальное поле без Я, или центра индивидуации

Пятнадцатая серия: сингулярности....................................... 141
Битва - Трансцендентальное поле не может удерживать форму сознания - Безличные и до-индивидуальные сингулярности - Трансцендентальное поле и поверхность - Дискурс индивидуального, дискурс личности и дискурс без основания: существует ли четвертый дискурс?

Шестнадцатая серия: статичный онтологический генезис....... 153
Генезис индивидуального: Лейбниц - Условие " со-возможности" мира или схождения серий (непрерывность) - Превращение события в предикат - От индивидуального к личности - Личности, свойства и классы

Семнадцатая серия: статичный логический генезис........... 164
Переход отношений предложения - Смысл и предложение - Нейтральность смысла - Поверхность и подкладка

Восемнадцатая серия: три образа философов........................ 174
Философия и высота - Философия и глубина - Новый тип философа: стоик - Геракл и поверхности

Девятнадцатая серия: юмор..................................................... 182
От сигиификации к денотации - Стоицизм и Дзен - Классический дискурс и индивидуальность, романтический дискурс и личность: ирония - Дискурс без

основания - Дискурс сингулярностей: юмор или " четвертое лицо единственного числа"

Двадцатая серия: этическая проблема в философии стоиков............................. 191
Два полюса этики: физическое предсказание вещей и логическая способность представления - Представление, способность и выражение - Понимать, желать и представлять событие

Двадцать первая серия: событие...............................................198
Вечная истина события - Осуществление и контросуществление: актер - Два аспекта смерти как события - Значение выражения " желать события"

Двадцать вторая серия: фарфор и вулкан......................... 205
" Крушение" (Фицджеральд) - Два процесса и проблема их различения - Алкоголизм и депрессивная мания - Дань психоделии.

Двадцать третья серия: Эон................................................... 216
Характеристики Хроноса и их низвержение становлением глубины - Эон и поверхность - Организация, производная от Зона, и ее отличие от Хроноса

Двадцать четвертая серия: коммуникация событий......... 225
Проблема алогичной несовместимости - Лейбниц - Позитивная дистанция и утверждающий синтез дизъюнкции - Вечное возвращение, Эон и прямая линия: более страшный лабиринт...

Двадцать пятая серия: единоголосие...................................... 235
Индивидуальность и событие - Продолжение вечного возвращения - Три значения единоголосия

Двадцать шестая серия: язык............................................. 240
Что делает язык возможным - Краткое резюме по поводу организации языка - Глагол и инфинитив

Двадцать седьмая серия: оральность................................ 245
Проблема динамического генезиса: от глубины к поверхности - " Позиции" согласно Мелани Клейн - Шизофрения и депрессия, глубина и высота, Симу-лякр и Идол - Первый шаг: от шума к голосу

Двадцать восьмая серия: сексуальность........................... 257
Эрогенные зоны - Второй шаг динамического генезиса: формирование поверхностей и их координация - Образ - Природа Эдипова комплекса, роль генитальной зоны

Двадцать девятая серия: благие намерения всегда наказуемы........................... 266
Эдипово предприятие и его отношение к полаганию поверхности - Восстановить и возвратить - Кастрация - Намерение как категория - Третий шаг генезиса: от физической поверхности к метафизической поверхности (двойной экран)

Тридцатая серия: фантазм................................................... 276
Фантазм и событие - Фантазм, Эго и сингулярности - Фантазм, слово и язык

Тридцать первая серия: мысль............................................. 285
Фантазм, переход и начало - Супружеская пара и мышление - Метафизическая поверхность - Ориентация психической жизни, рот и мозг

Тридцать вторая серия: различные виды серий................. 293

Серии и сексуальность: коннективные серии и эрогенная, зона, конъюнктивные серии и координация - Третья форма сексуальной серии, дизъюнкция и расхождение - Фантазм и резонанс - Сексуальность и язык: три типа серий и соответствующих им слов - От голоса к речи

Тридцать третья серия: приключения Алисы.................. 307
Напоминание о трех типах эзотерических слов Льюиса Кэррола - Сравнительные выводы из " Алисы в Стране Чудес" и " Алисы в Зазеркалье" - Психоанализ и литература, невротический интимный роман и роман как произведение искусства

Тридцать четвертая серия: первичный порядок и вторичная организация................... 314
Маятниковая структура фантазма: резонанс и вынужденное движение - От речи к слову - Конец динамического генезиса - Первичное и вторичное подавление - Сатирическое, ироническое, юмористическое






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.