Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О Коде да Винчи - непечатное






- Есть пример актера Тома Хэнкса, православного, который снялся в печально знаменитом фильме " Код да Винчи". Как бы вы могли это прокомментировать?

- Просто у человека есть четкая система приоритетов: да, он христианин, но есть рынок. И приходится выбирать деньги...

- Приходится?!

- Когда актеру предлагают двадцать или тридцать миллионов долларов (честно говоря, не знаю, какие сейчас расценки в Голливуде) - это огромное искушение. И не каждый человек с таким искушением может бороться.

- А что вы как христианин думаете о " Коде да Винчи" в целом?

- О " Коде да Винчи"... Я видел отрывки. И как христианин думаю, что это... (усмехается и произносит совершенно непечатное ругательство). Простите. Не стоит использовать такие слова... Абсолютно отвратительный фильм. У меня вызывает отвращение уже сам подход - предельно формальный. Не читал книги, но, насколько знаю содержание фильма, это то, чему сегодня посвящены практически все большие медиа-проекты: " развенчание христианских иллюзий". Очень хорошо помню, как в 2000 году на обложку американского журнала " Time" был вынесен анонс статьи о том, что Иисус Христос - сын римского солдата и родился соответственно в результате полового акта. Комментарии излишни. Подобные рассуждения - свидетельство того, что общество теряет христианские ценности. Не устаю повторять, что для нашей веры есть одна очень опасная вещь - рынок: власть денег и ничем не ограниченные возможности этой властью злоупотреблять.

- Что же плохого в деньгах? Пускай люди богатеют...

- Плохо, что богачи творят идеологию. И христианство, по их мнению, чаще всего оказывается слишком архаичным и " нежизнеспособным".


Современник Достоевского и Чехова

- А что вы думаете о русской культуре и о ее месте в мировой культуре?

- Когда Гитлер убивал миллионы русских, вы не просто защищали вашу землю. Время доказало: вы защищали - и защитили! - свое богатство, русскую культуру! И это очень важно. Однако сегодня ситуация в культуре совсем другая, нежели та, которую некогда описывал тот же Достоевский. Он удивительно глубоко проанализировал жизнь своих современников. Но если бы у великого писателя была возможность настолько же глубоко проанализировать систему ценностей человека XXI века, Федор Михайлович вряд ли сказал бы, что людей сегодня интересуют вопросы морали. И это очень-очень большая беда для мира, в котором мы живем. Я уж не говорю об искусстве, потому что искусство - всегда больше реального мира.
И применительно к той современности, которая нас окружает, ваш вопрос о русской культуре - важный, но не главный. Есть намного более серьезная проблема: вызов, который нам бросает сегодняшний день, оказывается таким дерзким, что сознание своей культурной идентичности лишь иногда мелькает в голове. А по большей части наш мозг заполнен мыслями о комфортной жизни - мыслями совсем не христианскими. И смотреть в лицо этой реальности, которую создает наша культура, и существовать в таком культурном контексте - тяжелое испытание.

- В вашем фильме " Жизнь как чудо" главная героиня не раз упоминает Анну Каренину. Следует ли из этого, что именно русская культура вызывает у вас особый интерес?

- Разумеется. Когда я был студентом (а пожалуй, даже раньше), я начал задаваться вопросами о смысле и цели человеческой жизни и открывать мир через литературу. Именно через русскую. Я, конечно, читал и Джона Апдайка, но все же основной поиск смыслов шел в другом направлении: от Достоевского к Лермонтову, от Лермонтова к Платонову и так далее... Здесь произошла очень важная встреча с Чеховым - первым драматургом, попытавшимся осмыслить опыт земной жизни человека. Этот писатель находится как бы вне времени: он не принадлежит только своей эпохе, он словно стоит вне ее и смотрит в будущее. Если мы посмотрим, насколько точно и в то же время иронично пьесы Чехова отражают сегодняшнюю жизнь, то увидим, что самого понятия " современность" не существует. Почему? Потому что время Чехова - это и сейчас, и сто лет назад. Его творчество в принципе выходит за рамки какой-либо современности. Это искусство, которое привносит в человеческие отношения метафизику. И когда я рос и пытался осознать свое место в мире, такая метафизика была мне очень нужна. И особенно глубоко она была мной прочувствована через русскую культуру.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.