Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VI. Ангола в начале XXI в.






20 июля 2002 г. состоялась официальная церемония демобилизация вооруженных сил оппозиции. За процессом разоружения и интеграции сторонников УНИТА наблюдала «тройка гарантов» – представители Португалии, США и Российской Федерации. Некоторая часть бойцов УНИТА (~ 5000 человек) влились в ряды правительственной армии.

Но большинство повстанцев подлежали разоружению и демобилизации. Их собрали в 35 лагерей, куда добровольно явились более 75 тыс. солдат и офицеров УНИТА и свыше 200 тыс. членов их семей. Правительство, однако, оказалось не в состоянии обеспечить их жильем, продовольствием, медикаментами и даже питьевой водой, в результате чего смертность в лагерях превысила 75 человек в сутки[64]. В этих условиях президент Ж.Э. Душ Сантуш обратился за помощью к международному сообществу. Без срочных мер ситуация могла выйти из-под контроля: десятки тысяч людей с богатым боевым опытом уже обещали «найти другие способы прокормить себя и свои семьи». Но все-таки к середине 2003 г. процесс разоружения и демобилизации был завершен.

Начались стабилизация положения и восстановление страны. В декабре 2002 г. правительством был одобрен первый послевоенный бюджет. В апреле 2003 г. были приняты новые законы, касающиеся инвестиционного режима в отношении иностранных фирм.

В декабре 2003 г. Ж.Э. душ Сантуш в очередной раз переизбран председателем МПЛА и автоматически – президентом Анголы.

Несколько ранее, в октябре, он заявил, что очередные президентские и парламентские выборы не будут проводиться до 2005 г., так как для их проведения необходимо принятие новой конституции (оппозиция требовала провести всеобщие выборы не позднее конца 2005 г.). В том же году была создана специальная комиссия по ее разработке. В ее состав вошли 25 представителей МПЛА и 15 – от УНИТА. Но в мае 2004 г. после неудачных попыток убедить правительство провести выборы в 2005 г. представители оппозиционных партий вышли из состава комиссии.

В конце концов, в августе 2004 г. правительство МПЛА назвало предварительную дату всеобщих выборов – сентябрь 2006 г.[65]

Однако провести всеобщие парламентские выборы в Анголе смогли только в сентябре 2008 г. Как можно было прогнозировать, победу на них одержала МПЛА, получившая 81, 64 % голосов и 191 место в Национальной ассамблее из 220. УНИТА завоевала 16 мест, ФНЛА – 3. Остальные места получили Партия социального обновления (8) и Новая демократия – избирательный союз (2).

21 января 2010 г. Национальная ассамблея Анголы 186 голосами «за» утвердила новую конституцию страны, которая усиливает президентскую власть и объявляет всю землю собственностью государства.

Президент Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуш, возглавляющий страну в течение последних 32 лет, останется на своем посту, по крайней мере, до конца 2012 г., когда в стране пройдут вторые за ее историю демократические выборы президента.

Также в 2012 г. должны состояться и очередные выборы в Национальную ассамблею.

Главной проблемой для Анголы в первое послевоенное десятилетие стало восстановление экономики, без чего не могут быть решены все иные задачи: борьба с голодом и бедностью (тысячи людей умирают от голода, страна по уровню смертности среди новорожденных занимает 5-е место в мире), восстановление разрушенной войной инфраструктуры, обустройство возвращающихся ангольских беженцев, а также переход бывших боевиков к мирной жизни.

Основным источником поступлений в бюджет страны является нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, практически полностью работающая на экспорт. Контроль над отраслью осуществляют крупнейшие ТНК – американская группа «Шеврон-Тексако», франко-бельгийская компания «Тоталь-Финна-Эльф» и итальянская «Аджип-ЭНИ». Ангольскому государству, представленному компанией «Сонангол», принадлежат 20–41 % активов совместных нефтедобывающих предприятий страны. С 2003 г. началось активное инвестирование в этот сектор: скажем, «Шеврон-Тексако» только в 2003-2005 гг. вложило в реализацию трех нефтеразведывательных проектов на шельфе Анголы около 9 млрд. долларов.

Расширяется круг потребителей ангольской нефти – вытеснив Саудовскую Аравию, Ангола стала крупнейшим экспортером нефти в Китай.

21 марта 2004 г. правительствами двух стран было подписано соглашение, по которому в рамках программы по восстановлению экономики после гражданской войны Китай предоставил Анголе заем на сумму 2 млрд. долларов. В сентябре 2007 г. Китай выдал второй заем в 2 млрд. долларов. Оплачивать эти китайские кредиты правительство Анголы будет не деньгами, а нефтью. В соответствии с подписанным контрактом выполнять все инфраструктурные работы должны китайские фирмы-подрядчики, работающие в Африке. Подобная бартерная система – «инфраструктурные работы в обмен на нефть» – уже получила название «Ангольская формула».

Второй по важности источник бюджетных поступлений – добыча алмазов. Здесь крайне важной проблемой для страны стали получившие широчайшее распространение в годы войны нелегальная добыча и контрабандный вывоз алмазов. О размахе этих «явлений» говорит тот факт, что для их пресечения ФАА вынуждены проводить войсковые операции.

Как бы то ни было, но ситуация, пусть медленно, но начинает выправляться. Уже в 2003 г. в Анголе был зафиксирован резкий прирост ВВП – 7, 14 % (в 2002 г. – 3, 5 %). Инфляцию же удалось снизить до уровня 106 %.

Серьезной проблемой для Анголы является сокращение объемов внешней помощи. Но МВФ обвиняет ангольское правительство в коррупции и плохом управлении[66] и заявляет, что дальнейшую международную помощь стране можно будет предоставить только при соблюдении «прозрачности» расходования государственного бюджета.

Еще одной очень важной и сложной проблемой остается проблема сепаратистских, имеющих значительную популярность в провинции-анклаве Кабинда. Здесь активизировал свою деятельность ФЛЕК – Фронт освобождения анклава Кабинда, выступающий за отделение провинции от Анголы и создание независимого государства «Республика Кабинда». В годы гражданской войны эта организация потерпела сокрушительное поражение в боях с ноября 1975 г. по январь 1976 г., после чего раскололась на три фракции, позже происходило ее дальнейшее дробление. В последующие годы все эти группировки вели спорадические военные действия (в основном диверсионно-террористического характера) против правительства Луанды.

В 1996 г. с одной из группировок ФЛЕК было достигнуто соглашение о прекращении огня. Предполагалось, что к этой договоренности присоединятся и остальные фракции, но через месяц в этом районе возобновились военные действия, и один из лидеров Фронта Энрики Н'Зита Тиаго заявил, что соглашение о прекращении огня не вступит в силу до ухода правительственных войск с территории Кабинды.

Но в конце апреля 2002 г., после длительного затишья, ФЛЕК возобновил боевые действия. Тогда в результате двух нападений на правительственные войска погибли 12 военнослужащих, спустя месяц в ходе боевых столкновений с обеих сторон погибли 34 человека и, кроме того, были убиты также 16 мирных жителей.

По меркам Африки, ФЛЕК представляет собой определенную силу: его численность до 5 тыс. человек, правда, активную борьбу ведут только около 600 боевиков, имеющих лишь стрелковое оружие. Несмотря на это, бои иногда принимают такой характер, что ангольская армия вынуждена применять тяжелую артиллерию и авиацию. С 1975 г. в Кабинде в результате военных операций и карательных акций были убиты более 30 тыс. человек.

В августе 2006 г. было подписано очередное соглашение о прекращении огня между правительством Анголы и руководством группировки ФЛЕК-Реновада, но оно опять было отвергнуто остальными группами Фронта. А в октябре того же года фракция ФЛЕК-Вооруженные силы Кабинды обратилась с просьбой о вмешательстве в конфликт к Африканскому Союзу.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.