Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Снова менялась и обстановка в мире, причем не в лучшую для УНИТА сторону.






Приход в 1990 г. к власти в ЮАР Ф. де Клерка резко изменил и положение в этой стране. Новый президент Южной Африки начал ликвидацию системы апартхейда, освободил политзаключенных, легализовал политические партии африканцев, включая «ультра»-радикальные национально-освободительные Африканский Национальный Конгресс и Южноафриканскую коммунистическую партию. Начался процесс передачи власти в ЮАР африканскому большинству, что означало неизбежный грядущий приход к управлению страной вчерашнего узника тюрьмы Роббен, радикального националиста Нельсона Манделы. Наконец, 21 марта 1990 г. была провозглашена независимость Намибии, и ЮАР постепенно выводила отсюда свои войска. В УНИТА теперь не нуждались и в Претории.

А Европа уже давно не поддерживала контактов с УНИТА. Да и Китай в это время уже вел активные поиски путей к примирению с МПЛА.

Промедление в активных действиях было недопустимо: УНИТА рисковал остаться в полном одиночестве. И Савимби принял решение.

С октября 1992 г. гарнизоны правительственных войск и важные экономические объекты, расположенные в юго-восточных провинциях Анголы, начали подвергаться обстрелам и диверсиям – маховик боевых действий вновь набирал обороты, вовлекая в орбиту своего вращения все новые районы страны, еще недавно «безоговорочно поддерживавших народную власть».

Сознавая, что прямой штурм столицы, вокруг которой сосредоточено значительное количество воинских частей и боевой техники, не может привести к победе, лидер УНИТА решил нанести удар по экономической системе: перекрыть правительству кран на нефтяной трубе, служивший одним из двух (наряду с алмазными копями) основных средств получения твердой валюты. Заодно это позволило бы УНИТА решить собственные финансовые проблемы.

Внутреннее финансирование УНИТА в это время осуществлялось в основном за счет контроля над частью алмазных месторождений страны и контрабандного вывоза добываемых здесь алмазов. Теперь, после потери источников внешнего финансирования, их должен был компенсировать хотя бы временный захват источников нефти. И силы УНИТА начинают передислокацию на северо-запад страны. Дополнительным стимулом этого было то, что последним, кто еще, пусть даже и в небольшой мере, их поддерживал (или хотя бы закрывал глаза на их деятельность на «его» территории) был президент Республики Заир Мобуту Сесе Секо. Вот к границам Заира и начали перемещаться войска и лагеря УНИТА.

В марте 1993 г. два штурмовых батальона и диверсионные подразделения УНИТА ходе молниеносной операции захватили центр нефтяной промышленности и порт Сойо. Здесь, помимо сырой нефти, находились значительные запасы ГСМ, блокировав поставку которых можно было серьезно ограничить возможности бронетанковых и механизированных частей правительственной армии, а самое главное, это позволило бы устранить с арены борьбы ВВС Анголы, противопоставить которым УНИТА почти ничего не могла. Быстро продав хотя бы часть этого богатства даже по демпинговым ценам, можно было серьезно поправить пошатнувшееся финансовое положение повстанцев и продолжить борьбу. В случае невозможности удерживать Сойо, его предполагалось разрушить, тем самым серьезно осложнив снабжение горючим правительственных сил, что опять-таки увеличивало шансы на победу.

Перспектива утраты большого количества ценного оборудования и запасов ГСМ заставила ангольское руководство действовать решительно. Дабы недопустить разбазаривания «достояния республики», президент Ж.Э. душ Сантуш объявил район в радиусе 200 миль вокруг Сойо зоной боевых действий и предупредил, что «любое появившееся в этом районе судно будет потоплено». Однако осуществленные в том же месяце две попытки выбить повстанцев силами находившихся поблизости гарнизонов не увенчались успехом. Между тем из-за бездействия предприятия государственный бюджет терял ежедневно около 12, 5 млн. долларов.

Тем временем УНИТА, развивая достигнутый успех, активизировалась на северо-востоке Анголы, где находилось одно из крупных месторождений алмазов.

В правительстве эти неудачи вызвали растерянность. Но тут в действие вступил внешний фактор.

17 февраля 1993 г. Португалия, Соединенные Штаты и Российская Федерация (которым ООН предоставила статус специальных наблюдателей в Анголе) призвали обе стороны к прекращению военных действий. Но война продолжалась, так как УНИТА отказался прекратить огонь.

Поскольку основная вина за продолжение военных действий лежала на УНИТА, 15 июля 1993 г. Совет Безопасности ООН принял резолю­цию № 851 о признании правящего правительства Анголы, а 15 сентября ввел эмбарго на поставки УНИТА оружия и топлива. В случае продолжения УНИТА военных действий предусматривалось введение ряда других санкций.

С приходом к руководству Соединенными Штатами президента-демократа У. Клинтона акции УНИТА еще более резко пошли вниз[58]. Американцам, получившим Ж.Э. душ Сантуша как вменяемого руководителя Анголы, более не требовался становившийся все более амбициозным и непредсказуемым Ж. Савимби. Кроме того, Вашингтон не мог не признать демократически избранного президента Анголы. 19 мая 1993 г. новая администрация США установила с правительством Анголы дипломатические отношения. А 30 сентября президент США подписал распоряжение, в котором УНИТА рассматрива­лась как внешнеполитическая угроза США.

Однако морально-политическая поддержка правительства МПЛА и санкции против УНИТА не могли заменить прямую военную помощь. И тут на помощь Луанде пришла новая сила: транснациональные корпорации. Война в Анголе препятствовала нормальной деятельности не только американских, но и английских, французских, бразильских и израильских корпораций, заинтересованных в освоении минеральных ресурсов страны. Скажем, экспорт ангольской нефти, в добыче которой участвовали американские корпорации, шел в основном в США.

Активные действия УНИТА в алмазоносных районах Анголы вызвали тревогу у мирового монополиста в этом виде бизнеса – южноафриканского картеля «Де Беерс», который в это время достиг соглашения с правительством Луанды о крупных инвестициях в алмазодобывающую промышленность взамен на право ведения разработки драгоценных камней в ряде районов страны. На карту были поставлены очень большие деньги: по различным, данным ставка «Де Беерс» в этой «игре» составляла от 500 млн. до 1, 5 млрд. долларов!

И «Де Беерс» приходит на помощь МПЛА. Выход из тупиковой ситуации, предложенный картелем, был прост: использование европейских наемников, точнее – сотрудников частных спецслужб (разумеется, за счет компании). Победа в конкурсе «рыцарей плаща и кинжала» досталась южно-африканской фирме Executive Outcomes (ЭО), возглавляемой Эбеном Барлоу, которая занималась оказанием широкого спектра услуг в сфере безопасности. Против боевиков УНИТА выступили их вчерашние друзья и союзники. «Ничего личного – только бизнес…»!

Проверкой способности ЕО к действию стала операция по освобождению Сойо, завершившаяся полным успехом: две бригады ФАА (так теперь называлась ФАПЛА) во взаимодействии с двумя взводами (!!!) южноафриканских наемников, несмотря на ожесточенное, но беспорядочное сопротивление унитовцев, взяли город[59].

После этого в июне 1993 г. было достигнуто соглашение о помощи ЭО в повышении уровня боевой подготовки всей ангольской армии. Для пробы была выбрана некогда элитная 16-я механизированная бригада ФАА[60]. В конце 1993 г., после завершения курса боевой подготовки, бригада была брошена против отрядов УНИТА, действовавших на северо-востоке страны в районе алмазных приисков.

За специалистами в области полевой войны в Анголу прибыли наемники-летчики, севшие за штурвалы «мигов», «сушек» и «крокодилов» (советские многоцелевые вертолеты Ми-25).

В июле 1993 г. правительство Анголы заявило о готовности заключить новые контракты на добычу нефти в Кабинде с крупнейшими западными компаниями, – американской «Эксон» и англо-голландской «Ройял Датч-Шелл». Одним из результатов этой акции стала отмена Англией (9 августа 1993 г.) эмбарго на поставки оружия и военной техники в Анголу, а также то, что в Анголе наряду с ЭО появились и другие фирмы, специализирующиеся на оказании подобного рода «услуг».

Закрепляя интерес ТНК к стабилизации ситуации в стране, правительство МПЛА в сентябре 1994 г. приняло новый инвестиционный кодекс, который значительно расширил права иностранных инвесторов.

В конечном результате, в течение 1994 г. правительственным войскам при поддержке южноафриканских наемников удалось остановить наступающих, а затем выбить сторонников УНИТА из крупных городов. Особенно ожесточенное сражение развернулось за Уамбо, второй по численности населения город Анголы и оплот вооруженной оппозиции.

УНИТА потерпела полное поражение. Пришлось, хотя и не сразу, отступить.

В конце 1993 г. в столице Замбии Лусаке возобновились переговоры по прекращению войны, которые продолжались почти весь 1994 г. 20 ноября в присутствии представителей Португалии, Российской Федерации и США, образовавших «Тройку» государств-наблюдателей, и ООН был подписан Лусакский протокол, предусматривавший незамедлительное перемирие. Представители командования обеих сторон договорились о немедленном прекращении военных действий, разводе войск, освобождении военнопленных и создании условий для свободного продвижения людей и транспортировки грузов.

Для оказания помощи правительству Анголы и УНИТА в восстановлении мира и достижении национального примирения решением Совета Безопасности ООН от 8 февраля 1995 г. была создана очередная наблюдательная миссия ЮНАВЕМ III. В ее состав входили 350 военных наблюдателей, 7000 военнослужащих и сотрудников военного вспомогательного персонала, 260 полицейских наблюдателей, 420 международных гражданских служащих, 300 местных сотрудников и 75 добровольцев ООН.

На личной встрече Ж.Э. душ Сантуша и Ж. Савимби 6 мая 1995 г. руководитель УНИТА официально признал душ Сантуша законным президентом страны, оба политических деятеля заявили о своей приверженности к Лусакскому соглашению и о готовности сотрудничать в деле восстановления страны.

В июне 1995 г. руководство МПЛА выступило с инициативой о внесении поправок в конституцию, предусматривающих создание постов двух вице-президентов. Один из них был предложен Савимби при условии, что он проведет демобилизацию отрядов УНИТА[61]. Однако неспешное развитие этого процесса привело к тому, что в июне 1996 г. президент душ Сантуш назначил новое правительство, в состав которого не был включен ни один представитель УНИТА, хотя было заявлено, что, как только оппозиция выполнит свои обязательства, ей будет предоставлено определенное число министерских портфелей.

После трех неудачных попыток в апреле 1997 г. все же было сформировано Правительство единства и национального примирения, в состав которого вошли и представители УНИТА, правда, они получили отнюдь не важнейшие посты.

Но проблема вооруженных сил УНИТА оставалась открытой: Союз упорно продолжал сохранять в боеготовности значительный воинский контингент. А неизбежным следствием этого были постоянные стычки между частями правительственной армии и бойцами Ж. Савимби.

В июле 1997 г. Совет Безопасности ООН выразил глубокую озабоченность стремлением руководства УНИТА сохранить свои вооруженные силы и призвал представить полный отчет о ситуации в его армии, разоружить солдат и разместить их в местах обычной дислокации.

Однако вместо этого УНИТА продолжал наращивать свои вооруженные силы. В феврале 1998 истек срок, к которому УНИТА был обязан выполнить все свои обязательства, но ничего этом направлении сделано не было.

 

Ж. Завершение гражданской войны

В результате примирение и на этот раз оказалось недолгим. Ж. Савимби еще раз поставил все на карту войны. К этому его толкало прежде всего все ускоряющееся падение авторитета и возможностей УНИТА, а также кризис, возникший внутри Союза.

Правительство Анголы все больше теряло терпение из-за нежелания УНИТА разоружить свои боевые части. В августе 1998 г. оно вывело представителей УНИТА из состава кабинета министров и приостановило полномочия депутатов УНИТА в Национальной ассамблее.

Далеко не все руководители УНИТА разделяли амбициозные притязания своего лидера на руководство страной. Они, как и народ Анголы, устали от войны, потеряли надежду на победу и были готовы удовольствоваться уже полученными по Лусакскому соглашению позициями. И в сентябре 1998 г. в рядах союза происходит раскол. Отколовшуюся группировку, получившую название УНИТА-Обновление (UNITA-Renovador), возглавили Эуженью Нголу Манувакола, подписавший от имени УНИТА Лусакское соглашение, и Жоржи Валентим, представлявший УНИТА в правительстве единства и национального примирения как министр по туризму и гостиничному делу. Новая организация была немедленно признана правительством в качестве партнера по переговорам.

Подобные примеры порой бывают заразительными, и в ноябре 1998 г. от УНИТА отделяется еще одна группа недовольных, объявивших себя партией Демократическое сознание – платформа для возрождения и взаимопонимания. Лидером этой группы, состоявшей из депутатов Национальной ассамблеи от Союза, стал Абель Чивукувуку.

Использовав ситуацию, правительство прервало контакты с группировкой Ж. Савимби, и вновь ввело в свой состав большую часть представлявших УНИТА министров и вице-министров, которые были выведены из правительства в августе.

Силы Ж. Савимби таяли. Но на его стороне была тяжелейшее экономическое положение, сложившееся в стране. Гражданская война, связанные с ней разрушения и человеческие жертвы самым отрицательным образом сказались на экономике Анголы. В 1995 г. инфляция в стране составила 1823 %, в 1996 г. – 1650 %! Непрерывно росли цены на продовольствие и все товары первой необходимости. Численность беженцев, вынужденных покинуть свои дома, по данным западных экспертов, к концу 1999 г. составила не менее 20 % населения страны, значительно превысив 2 млн. человек.

Но, во-первых, все возрастающий интерес к Анголе проявляли крупнейшие компании западных стран, и все новые и новые контракты на эксплуатацию богатств страны позволяли правительству начать налаживание жизни народа. Положение хотя и медленно, но начало улучшаться[62].

А во-вторых, Луанда с помощью западных специалистов развернула в стране мощную пропагандистскую кампанию, разъясняя народу, что реальное улучшение положения станет возможным только после полного разгрома УНИТА. И здесь перебежчики от Савимби оказались как нельзя кстати.

Усилению внутриполитической напряженности способствовало и развитие событий за пределами Анголы. В октябре 1996 г. в соседнем Заире вспыхнула гражданская война, результатом которой стало свержение в мае 1997 г. диктатуры Мобуту Сесе Секо и возвращением стране прежнего названия – Демократическая Республика Конго (ДРК). В период этого конфликта правительство Анголы сосредоточило войска в приграничных районах для оказания помощи повстанцам, тогда как УНИТА ориентировался на Мобуту, который в годы гражданской войны в Анголе неизменно поддерживал Ж. Савимби. После отстранения Мобуту от власти УНИТА столкнулся с проблемой потери плацдармов на территории Конго и коридора, через который в нарушение санкций ООН из Анголы контрабандно вывозились алмазы.

Но победа над диктатурой не означала окончания борьбы в ДРК. В августе 1998 г. война вспыхнула с новой силой, причем сразу же правительство нового конголезского лидера Лорана Кабилы столкнулось с открытым вмешательством в конфликт внешних сил – Уганды и Руанды. Так начиналась Вторая конголезская, она же Великая африканская, она же Африканская мировая война.

В этих условиях Лоран Кабила обращается за помощью к дружественному правительству МПЛА в Анголе. 18 августа 1998 г. на саммите глав южноафриканских государств Зимбабве, Ангола и Намибия приняли решение помочь Кабиле. В апреле 1999 г. ДРК, Зимбабве, Ангола и Намибия заключили договор о совместной борьбе с внешними агрессорами и внутренними мятежниками. Они заявили о готовности воевать в Конго «до победы».

Вмешательство ангольцев (на разных этапах войны от 4 до 7 тыс. человек) помогло войскам центрального правительства Конго отстоять города Мбужи Майи и Мбандака. 31 августа 1998 г. ангольские войска, действуя из анклава Кабинда, вытесняют повстанцев из города Матади, а 1 сентября – из Китоны. Однако повстанцы отступили на контролируемую УНИТА территорию Анголы, откуда продолжали вести боевые действия.

Правительство Луанды стремилось упрочить связи с соседним государством и поэтому препятствовало проникновению боевых отрядов УНИТА на территорию ДРК. Руководство УНИТА заявило, что оно тоже имеет свои интересы в конфликте в Конго: Союз намеревался сохранить здесь свои лагеря.

Но главное, поскольку часть ангольской армии была вовлечена во внешний конфликт, Ж. Савимби решил воспользоваться этой ситуацией и еще попробовать сбросить правительство Ж.Э. душ Сантуша.

Готовясь к решающему «походу на Луанду», Ж. Савимби закупал за рубежом на «алмазодоллары» современную боевую технику, причем речь шла уже не только о стрелковом оружии; к 1998 г. на вооружении боевых подразделений УНИТА (по оценкам ~ 60 тыс. человек) оказались легкая и тяжелая артиллерия, бронетехника, системы залпового огня и даже несколько самолетов и вертолетов. Приобретенные за рубежом оружие и боеприпасы, горючее и продовольствие поступали на подконтрольную УНИТА территорию воздушным и наземным путем.

В начале сентября армия УНИТА вновь оккупировала около трети территории, с которой она вывела войска во время перемирия. Бои между правительственными войсками и вооруженными силами Савимби становились все более ожесточенными, и постепенно эпицентр боевых действий сместился в центральные районы. В декабре 1998 г. ФАА возобновила полномасштабные боевые действия.

Мировое сообщество практически единодушно назвало Ж. Савимби виновником возобновления войны в Анголе. 24 августа 1998 г. Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию, в которой указывалось, что первопричиной кризиса является невыполнение руководством УНИТА обязательств по мирным соглашениям. Европейский парламент в том же месяце принял резолюцию с аналогичной оценкой ситуации. Сообщество развития Юга Африки (САДК) присоединилось к этим решениям в январе 1999 г. ОАЕ заявила о намерении объявить лидера УНИТА Ж. Савимби военным преступником. Банковские счета УНИТА за рубежом были заморожены, по результатам работы двух экспертных комиссий ООН по Анголе ООН в 2000 г. приняла решение усилить меры по перекрытию каналов снабжения УНИТА оружием и контрабанды алмазов.

В ответ на эти санкции боевики УНИТА сбили несколько самолетов ООН, убили несколько десятков сотрудников миссии МОНУА. В марте 1999 г. ООН была вынуждена прекратить деятельность этой миссии в Анголе.

В первой половине 1999 г. перевес сил был на стороне УНИТА, но население постепенно перестало поддерживать Союз. Правительство МПЛА в короткие сроки осуществило перевооружение армии (закуплено новое оружие и военная техника на сумму в 1 млрд. долларов США), а численность ФАА была доведена до 100 тыс. человек. Была проведена реорганизация военно-политического руководства – оно было передано боевым генералам.

В сентябре 1999 г. в результате крупного наступления войск ФАА были взяты главные базы УНИТА – Андуло, Байлундо (духовный центр народа овимбунду – этнической базы УНИТА) и Уамбо, захвачены огромные арсеналы снаряжения и оружия, в том числе 27 танков и 40 боевых машин пехоты. К началу 2000 г. 92 района Анголы были под контролем правительственных войск (в том числе 11 из 13 районов, где добываются алмазы). Наступление правительственных войск продолжилось и в 2000 г. Бойцы УНИТА, отступая под натиском правительственных войск, бросили большое количество оружия и техники и вновь перешли к партизанским методам ведения войны.

Это была агония, но пока была жива и сохраняла свободу действий такая харизматическая личность как Жонас Савимби покончить с войной было очень мало шансов. Охота на него шла уже давно, еще с колониальных времен, теперь же она приобрела международный размах. В 1999 г. был выдан ордер Международного уголовного суда на арест Ж.Савимби. В 2001 г. правительство Анголы объявило его военным преступником, а министр обороны Анголы генерал Кунди Пайама заявил, что он покинул страну и укрывается в Буркина-Фасо. Ангольское правительство объявило Савимби военным преступником и потребовало его выдачи.

Но суду над лидером УНИТА не суждено было состояться. В этот период его ухода желали уже слишком многие не только в Анголе, но и мире. Савимби был обречен. 22 февраля 2002 г. он был убит в результате операции ангольских спецслужб и правительственных войск неподалеку от городка Лукуссе в провинции Мошико[63].

И структура, державшаяся к этому времени уже только на упорстве харизматического лидера, рухнула. Уже 30 марта новый лидер УНИТА Антониу Дембо подписал в Луэне соглашение о прекращении огня.

4 апреля 2002 г. в столице Луанды было подписано соглашение о примирении, положившее конец более чем четверьвековому внутреннему конфликту в Анголе. На церемонии подписания соглашения присутствовали представители Португалии, России и США, являющихся гарантами мирного урегулирования в Анголе.

Со стороны УНИТА договор был подписан новым генеральным секретарем этой организации генералом Паулу «Гату» Лукамба. После подписания Лукамба заявил, что УНИТА с этого дня перейдет в легальную оппозицию и будет отстаивать свои требования политическими средствами.

Гражданская война, тянувшаяся с 1975 г., наконец-то закончилась. Итоги ее были печальны: только людские потери (хотя кто их подсчитывал) оцениваются в пределах от 500 тыс. до 1 млн. человек. До 4 млн. стали, говоря современным толерантным и политкорректным жаргоном, вынужденными переселенцами. Страна лежала в руинах (более 50 % взрослого населения не имели работы, а 3/4 жителей оказались в крайней нищете) и не могла существовать без международной помощи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.