Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм порождения речевого высказывания






(психологический механизм речи)

I уровень Мотивационно-побудительный

 
 


II уровень Смыслообразующий

ЗАМЫСЕЛ

Звено программирования

 

III уровень Реализации

отбор слов грамматическое

по смыслу структурирование

(слуховой контроль)

_______________________________________________________________

           
   
   
 


отбор звуков по послоговая

кинестетическим программа

признакам

 

IV уровень Трансляции

Просодика речи

 

Использование этой схемы позволяет определить любой вид речевой патологии. Итогом реализации данного механизма является речевое высказывание. Если работают все звенья, то получается связное монологическое высказывание. Если некоторые звенья исключаются, то получается диалогическая бытовая речь.

Нарушение какого-либо звена этой схемы приводит к системному нарушению речи.

Мотивационно-побудительный уровень - пусковой уровень речи. Нарушение этого уровня приводит к безречию и проявляется в речевом негативизме, т.е. отказ от речевых форм общения (у детей в форме моторной алалии, у взрослых – динамической афазии).

На втором уровне происходит поиск смысла будущего речевого высказывания. Мысль проносится как смутная догадка и не имеет четких границ и не готова для рассказа.

Третий уровень представлен звеном логического программированного, в рамках реализации которого человек определяет, с чего он начнет, чем продолжит и чем закончит речевое высказывание. Весь этап смыслообразования протекает во внутренней речи. Внутренняя речь имеет свои знаки, свой язык. По гипотезе Л.С.Выготского эти знаки имеют особую форму. Во внутренней речи нет слов, т.к. думаем мы образами. Образы начинают путь развития речи (предпочтение сказок мультикам). Чтобы внутренняя речь состоялась необходимо время. Этап смыслообразования является самым трудным. Дефектность этих звеньев позволят отдифференцировать речевого ребенка от умственно отсталого: умственно отсталый ребенок не сможет придумать замысел, а у речевого ребенка будет нарушено программирование.

Третий уровень это этап реализации мысли с помощью единиц языка. На данном этапе отбираются те единицы, которые имеют большую смысловую нагрузку. Преимущественно отбираются те единицы языка, которые имеют больший смысловой вес – глагольные части. Далее слова объединяются по законам смысла и по законам грамматики в звено грамматического структурирования. Два звена третьего уровня происходят на переходе внутренней речи во внешнюю. Реализация кинестетических ощущений у людей с нормальными речевыми возможностями протекает автоматически (кинестезия). Ребенок усваивает звуки речи только с опорой на слуховой контроль. Для нормативной реализации слоговой программы необходимо умение переключаться с одного артикуляционного уклада на другой (кинетическое). Слоговая программа организуется особым образом: речь делится на такты, которые произносятся на одном выдохе. Длина такта составляет 9 слогов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.