Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушение смыслообразования






Уже дети младшего школьного возраста осознают мотивы, ра­ди которых они должны совершить действие. Однако часто эти мотивы остаются лишь знаемыми и не побуждают к действию (Л. И. Божович). Ребенок может знать, что для овладения будущей профессией надо хорошо учиться, но, несмотря на это понимание, мотив к учению не имеет достаточной побудительной силы и при­ходится подключать какие-то дополнительные мотивы.

При определенных условиях знаемые мотивы могут перейти в непосредственно действующие. Этот переход знаемых мотивов в побуждение связан с формированием мировоззрения подростка. В своих вершинных формах мотивы основываются на осознании человеком своих моральных обязанностей, задач, которые ставит перед ним общественная жизнь. Слияние обоих функций мотива - побуждающей и смыслообразующей - придает деятельности чело­века характер сознательно регулируемой. Ослабление и искаже­ние этих функций приводят к нарушениям деятельности (напри­мер, больной, зная, что к близким надо хорошо относиться, ос­корбляет или даже избивает мать). Становясь просто знаемым, мотив теряет свою как смыслообразующую, так и побудительную функцию. Смещение смыслообразующей функции мотивов, от­щепление действенной функции от знаемой нарушает деятель­ность больных и является причиной деградации их поведения и личности.

Нарушение подконтрольности поведения

Одним из наиболее ярких проявлений нарушений личности яв­ляется нарушение подконтрольности, критичности поведения. Нарушение критичности может приобрести разные формы и вы­ступать в структуре различных процессов: мышления, восприятия. Оно может выразиться в неправильной оценке своей личности, собственных действий, проявиться в некритичности к своим пси­хопатическим переживаниям. Критичность образует «вершину личностных качеств человека» (И.И.Кожуховская). Какие бы формы некритичность ни принимала, она означает нарушение деятельности в целом. С. Я. Рубинштейн отмечает, что у больных с поражением лобных долей мозга в силу отсутствия стойкого от­ношения к продукту своей деятельности не возникает критическо­го отношения к себе, отсутствует коррекция внутренних действий, не формируются профессиональные навыки. Если у больных де­тей нет стойкой и осознанной мотивации, нарушается целена­правленность их действий и суждений.

Нарушение критичности может быть тесно связано с наруше­нием регуляции деятельности. Например, больной способен вы­полнить экспериментальное задание, требующее от него обобще­ния (классификацию на знакомом материале он выполняет), но навык выполнения задания остается неустойчивым, легко нару­шается и заменяется актуализацией случайных ассоциаций. На­рушение произвольности, невозможность управления своими дей­ствиями обнаруживаются у больных при любом обследовании. Бездумное поведение больных при проведении эксперимента или в трудовой ситуации, отсутствие отношения к своей работе ука­зывают на то, что действия испытуемых не подчинены личност­ным целям и не регулируются ими.

Нередко нарушения критичности сочетаются с тенденцией к персеверациям (непроизвольные, назойливо повторяющиеся дей­ствия или движения). Выполнив какой-нибудь компонент сложно­го движения, больные не могут переключиться на другой компо­нент. А. Р. Лурия считал, что «влияние инертных действий, вы­званных предшествующей инструкцией, является настолько силь­ным, что правильное выполнение задания заменяется фрагмента­ми прежних действий». Например, больной, проводя пальцем по ходу реки на географической карте, продолжал это делать до тех

пор, пока на карте не образовывалась дырка; начав чертить круг, он совершал круговые движения, пока его не останавливали, и т.д. Персеверации могут проявляться и на речевом, и на интел­лектуальном уровне, например в виде повторов слогов. Больному предлагается написать: «Сегодня хорошая погода». Вместо этого он пишет: «Сегого гохоророшая я погодада». Персеверации также проявляются в повторах одних и тех же вопросов или небольших фраз. К примеру, девочка-подросток, страдающая эпилепсией, при знакомстве всегда повторяла один и тот же вопрос: «Какого цвета дом, в котором вы живете?»

У больных с поражением лобных долей часто встречается си­туационное поведение. В качестве признаков такого поведения выступают внушаемость и подчиняемостъ. В некоторых случаях эти характеристики могут принимать гротескный характер.

Ситуационное поведение и персеверативная тенденция являют­ся феноменами, противоречащими друг другу, так как в основе персеверации лежит механизм инертности, а ситуационное пове­дение содержит в себе тенденцию к чрезмерно быстрой смене ре­акций. Однако это противоречие является чисто внешним. Оба эти явления являются индикаторами того, что деятельность боль­ного лишена смысловой характеристики и замещается действия­ми, за которыми не стоит смыслообразующий мотив.

Утеря возможности оценивать себя и других разрушает самым гротескным образом деятельность больных. Она является индика­тором их глубокого личностного нарушения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.