Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Снижение устойчивости внимания






Снижение концентрации внимания и его колебания приводят к снижению устойчивости внимания. Недостаточная устойчивость внимания затрудняет протекание целенаправленной познаватель­ной деятельности и является одной из самых главных предпосы­лок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. Обеспечение первоначальной фиксации внимания на объекте вы­ступает ведущей предпосылкой сосредоточенного и устойчивого внимания.

У психически больных, как правило, нарушено и зрительное, и слуховое внимание. По методике отыскивания чисел на таблицам Шульте обнаруживаются результаты, превосходящие норму по количеству затраченного времени. Обращает на себя внимание общая замедленность в работе с резко выраженной неравномер­ностью психической деятельности. У некоторых больных ско­рость отыскивания чисел может снижаться, а время, затрачивае­мое на их отыскивание, - увеличиваться. В некоторых случаях время удваивается за счет того, что больные «теряют» числа на таблице и не видят их.

При обследовании методикой В. М. Когана по дифференциа­ции совмещенных признаков было выявлено, что больные по сравнению со здоровыми затрачивают больше времени на рас­кладывание карточек. Осуществляя две операции одновременно -

пересчет карточек и раскладывание их по цвету, - больные значи­тельно больше допускают ошибок. Результаты исследований, проведенных Б. В. Зейгарник, Д.Д.Федотовым, Н. Г. Тихомиро­вой, свидетельствуют об истощаемости и колебании активного внимания больных.

У детей с текущими заболеваниями и детей с последствиями поражения ЦНС часто нарушается слуховое внимание, объектом которого является сосредоточение внимания на речевой дея­тельности. Речь, определяющая опосредствованность внимания, имеет особое значение для развития его устойчивости. Овладе­вая речью, ребенок учится способам управления своим внимани­ем. Регулирующая роль второй сигнальной системы делает воз­буждение строго направленным и локализованным в коре го­ловного мозга. С помощью речи ребенок обучается специфиче­ски человеческому видению мира. Активность речевой деятель­ности дошкольника характеризуется направленностью в сторону значения. Ребенок становится более внимательным не только к звукам речи, но и к содержанию, смыслу слов. Ребенок учится мысленно представлять себе предметы, их свойства, действия с ними.

По данным Э. И. Леонгард, половина умственно отсталых де­тей младшего школьного возраста либо не может пользоваться словесной инструкцией, либо словесная инструкция практически не влияет на их деятельность. Произвольное внимание вырабаты­вается у них с трудом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.