Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушение мотивационного компонента восприятия






Еще в 1946 г. С.Л.Рубинштейн писал, что «в восприятии от­ражается вся многообразная жизнь личности», а при изменении личного отношения изменяется и перцептивная деятельность.

Процесс восприятия зависит от того, какие мотивы побуждают и направляют деятельность испытуемых. Одновременно выявля­ются различия в перцептивной деятельности здоровых и больных людей. О значении личностного фактора в перцептивной деятель­ности говорят данные, полученные при исследовании больных с лобным синдромом. У этих больных выражены нарушения под-контрольности, произвольности, поведение отличается аспонтанностью. Такие лица с трудом узнают предметные, силуэтные, на­рисованные пунктиром или затушеванные рисунки. Они не могут передавать смысл картин, изображающих последовательные со­бытия.

Пациенты с болезнью Пика (при атрофическом поражении мозга) не в состоянии объединять предъявляемые им предметы в одно целое. Аналогичные нарушения наблюдаются и у больных с прогрессивным параличом (при поражении лобных долей). Такие больные не могут распределить правильно серию сюжетных кар­тинок и ограничиваются лишь описанием отдельных их фрагмен­тов. Приведенные примеры показывают, что существенную роль в гностических нарушениях у этих лиц играют нарушение подкон­трольности, невозможность сличения своих действий с предла­гаемым результатом.

А. Н. Леонтьев подчеркивал, что деятельность восприятия включает в себя основную характеристику человеческой психи­ки - пристрастность. Из этого следует, что процесс восприятия строится различно в зависимости от того, какие мотивы будут побуждать и направлять деятельность испытуемых. Можно ожи­дать, что перцептивная деятельность у больных и здоровых людей будет иметь разную структуру. Патопсихологические исследова­ния показывают, что деятельность испытуемых может опреде­ляться влиянием двух мотивов - мотивом экспертизы и собствен­ным мотивом восприятия. Собственный мотив восприятия играет роль дополнительного стимула. Совместное действие обоих мо­тивов может обеспечить содержательную интерпретацию карти­нок.

Экспериментальное исследование, проведенное Е. Т. Соко­ловой, доказывает, что восприятие существенно зависит от струк­туры деятельности, реализуемой субъектом. Особая роль принад­лежит ее мотивационному компоненту, определяющему направ­ленность, содержание и смысл перцептивного процесса. В случае нормального развития психики изменение мотивации приводит к переструктурированию деятельности человека, а характер вос­приятия обусловливается ведущим, смыслообразующим мотивом.

При патологическом процессе смыслообразования возникает ряд особенностей. Так, у шизофреников смыслообразующий про­цесс затруднен настолько, что эксперимент не позволяет сформи­ровать их деятельность. Больные эпилепсией, напротив, демонст­рируют необычайную легкость, с которой экспериментально соз­данный мотив становится смыслообразующим. Эти особенности процесса смыслообразования влияют и на восприятие. Лица, страдающие шизофренией, в условиях по-разному мотивированной деятельности лишь формально описывают структуру карти­нок, не выдвигая гипотез относительно сюжета или объекта изо­бражения. Для больных с эпилепсией характерна гиперболизация смысловых образований, приводящая к возникновению гипотез драматизации. Возникает агравация содержания сюжета. Итак, факты доказывают, что изменение мотивационного компонента изменяет структуру восприятия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.