Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Патопсихологический эксперимент






В рамках этого эксперимента происходит изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных услови­ях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нару­шений. Патопсихологический эксперимент осуществляется с помо­щью конкретных приемов изучения психических функций - экспе­риментально-психологических методик. Разнообразные экспери­ментально-психологические методики, апробированные многолет­ней практикой применения в клинике, описаны в работах С. Я. Ру­бинштейн (1970), Б. В. Зейгарник (1986), Ю. Ф. Полякова (1974).

При организации патопсихологического эксперимента соблю­дается несколько правил:

эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую человеком в труде, учебе, общении;

в эксперименте необходимо обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными форм психической деятельности;

построение экспериментальных приемов должно учитывать возможность поиска решений самим больным, а также позволять патопсихологу вмешиваться в деятельность больного для выясне­ния того, как больной воспринимает помощь экспериментатора и может ли ею воспользоваться; экспериментально-психологические приемы следует направить на раскрытие качественной характеристики психических наруше­ний;

результаты экспериментально-психологического исследования нужно точно и объективно фиксировать.

Патопсихологический эксперимент должен строиться так, что­бы актуализировать не только умственную деятельность больно­го, но и его личностное отношение к эксперименту. При проведе­нии обследования необходимо учитывать отношение больного к работе, его мотивы и цели, отношение к самому себе, к результату работы, заинтересованность и т.д., так как суждения, действия, поступки не являются непосредственной реакцией на внешние раздражители, а опосредованы его установками, мотивами, по­требностями, по выражению С.Л.Рубинштейна - «внутренними условиями». Для патопсихолога важно не только то, насколько трудным и большим по объему было задание и как больной его выполнил, но и то, как он его осмыслил, чем были обусловлены ошибки и затруднения. Не только количество ошибок и трудно­сти в процессе выполнения методик, но главным образом струк­тура и их анализ дают наиболее интересный и показательный ма­териал для оценки тех или иных особенностей и нарушений пси­хической деятельности больных.

Точность и объективность результатов, полученных в процессе экспериментально-психологического исследования, обеспечива­ются тщательной регистрацией данных и проверкой их в повтор­ных опытах, а также при исследовании другими методами. Для патопсихологического обследования характерно применение большого количества самых разнообразных методических прие­мов, так как только сопоставление результатов различных мето­дов позволяет достаточно объективно судить о характере, глуби­не, качестве и динамике нарушений психики больного.

Патопсихологическое обследование всегда является и научным исследованием, так как, во-первых оно представляет собой про­цесс познания, во-вторых, построено на строго научных принци­пах, и в-третьих, результаты обследования выявляют факты, из которых вытекают формулировки общепсихологических законов, закономерностей и механизмов.

Особый вариант патопсихологического эксперимента направ­лен на получение данных, которые можно использовать для воз­действия на личность больного. В этом случае задача патопсихо­лога - показать больному пути возможной компенсации имею­щихся у него нарушений психической деятельности и уменьшения их по мере проводимого лечения. В данном случае патопсихолог работает в тесном контакте с лечащим врачом и психотерапевтом, согласовывая с ними свои действия, а также принимает активное участие в разработке и обосновании реабилитационных и психо­профилактических программ.

Построение экспериментально-психологического обследова­ния в клинике отличается многообразием, большим количеством применяемых методик. Это необходимо, так как процесс распада психики проходит неоднослойно, практически не бывает, чтобы у больного был нарушен только один психический процесс. Разно­образие применяемых методик позволяет выявить многообразие нарушений и понять их соотношение. Кроме того, так как в экс­перименте с больным ход опыта может меняться, при интерпрета­ции результатов обязательно сопоставление данных, полученных разными методиками.

Программа исследования больного в клинике не может быть стандартной, так как она зависит от клинической задачи и осо­бенностей больного.

Например, при дифференциальной диагностике шизофрении от сходных состояний основное внимание обращается на изучение расстройств мышления. Для обследования при этом выбираются методики «Классификация предметов», «Пиктограмма» и т. п. При изучении больного с последствиями черепно-мозговой травмы особое внимание следует уделить умственной работоспособности, памяти, выявлению нарушений праксиса, письма, счета, поэтому выбор методик будет другим.

Особенно внимательно надо отнестись к подбору методик для патопсихологического обследования ребенка. В этом случае вы­бор определяется возрастом ребенка, уровнем его интеллектуаль­ного развития, наличием или отсутствием речевых, двигательных или сенсорных нарушений.

Основные экспериментально-психологические методики опи­саны С. Я. Рубинштейн в ее работе «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике» (1970).

Среди них особую популярность получили такие методики, как «Кубики Кооса», «Исключение предметов», «Последовательность событий», «Опосредованное запоминание по Леонтьеву», «Пикто­грамма» и др. Многие методики имеют модификации для разных возрастных групп, некоторые из них адаптированы для лиц с на­рушениями анализаторов.

Следует учитывать, что с помощью каждой из эксперимен­тальных методик может быть получен материал, позволяющий судить о различных особенностях психики. Например, с помо­щью «Пиктограммы» можно исследовать память, абстрактное мышление, личностные особенности. Методик, направленных на изучение только одного процесса, мало. Это очень важно учитывать при подборе заданий для обследования конкретного больного.

Патопсихолог обязан владеть всеми экспериментально-психо­логическими методиками, так как именно они являются основны­ми приемами изучения нарушенной психической деятельности.

Психопатологическое исследование обязательно включает бе­седу с больным.

Беседа

Обычно беседа с больным состоит из двух частей.

Первая часть общения психолога и испытуемого осуществляется вне эксперимента, т. е. до и после экспериментальной работы. Эта беседа зависит от поставленной перед психологом задачи, от сведе­ний, полученных из истории болезни, от состояния больного. В бе­седе психолог должен избегать обсуждения с больным его болез­ненных переживаний, во всяком случае не делать этого по собст­венной инициативе. Например, не надо задавать больному вопросы о том, испытывает ли он галлюцинации, в чем содержание его бре­да. Такие вопросы должен задавать врач. Это требование диктуется тем, что психолог не должен вмешиваться в стратегию и тактику лечения и подменять лечащего врача. Конечно, если больной сам заговорит на такие темы, психологу следует его выслушать, запро­токолировать его высказывания и постараться тактично перевести беседу на решение задач эксперимента.

В своей беседе психолог должен учитывать отношение больно­го к ситуации эксперимента, к экспериментатору. Но самое глав­ное заключается в том, что и беседа, и эксперимент обязаны со­держать элементы деонтологии: больного необходимо ободрить, настроить на успешное выполнение экспериментальных заданий. В правильно проводимой беседе всегда присутствуют элементы психотерапевтического воздействия. В некоторых случаях беседа может быть направлена на изменение установок и отношений больного, т. е. иметь коррекционный характер.

Вторая часть беседы происходит непосредственно во время эксперимента, патопсихолог при этом обычно оказывает больно­му помощь в выполнении экспериментальных заданий.

Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я.Рубинштейн:

простое переспрашивание, т. е. просьба повторить то или иное слово, поскольку это привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному;

одобрение или стимуляция дальнейших действий, например «хорошо», «дальше»;

вопросы о том, почему испытуемый совершил то или иное дей­ствие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли);

наводящие вопросы или критические возражения эксперимен­татора;

подсказка, совет действовать тем или иным способом;

демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить это действие;

обучение тому, как надо выполнять задание.

При описании отдельных методик обычно приводятся указа­ния на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Выбор адекватных способов помощи остается одним из трудных разде­лов экспериментальной работы, требующих опыта и квалифика­ции. Общие правила, которыми при этом следует руководство­ваться, заключаются в следующем:

сначала следует проверить, не окажутся ли эффективными бо­лее легкие виды помощи, и лишь затем перейти к демонстрации и обучению;

экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и мно­гословным; его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано;

каждый акт помощи, так же как ответные действия больного, должен быть внесен в протокол.

В некоторых случаях бывает необходимо обратить внимание больного на его неадекватно завышенную самооценку, переоцен­ку результатов деятельности. Это можно сделать с помощью на­водящих вопросов, тактичного замечания, иногда с помощью мимики или жеста.

Поведение экспериментатора зависит от конкретной ситуации, поведения испытуемого, клинической задачи.

Все реакции больного на помощь, похвалу, критику, на невер­бальные формы общения (мимика, жесты) должны быть отраже­ны в протоколе. Полученные данные необходимо сопоставлять с результатами эксперимента, данными истории болезни, результа­тами наблюдения.

В ситуацию эксперимента и беседы входит и наблюдение за по­ведением больного. Важно отметить особенности внешнего вида, выражения лица, эмоциональность реакции больного, его поведе­ние во время обследования. Наблюдение не должно носить навяз­чивого характера, а быть тактичным и незаметным для больного.

Патопсихологическое обследование с использованием не­стандартизированных экспериментально-психологических ме­тодик является основным видом деятельности психолога. Но в некоторых случаях в зависимости от задач исследования для расширения полученных данных используются и другие методы анализа психики; тесты, личностные опросники, проективные методы.

Например, при решении задач судебной и воинской эксперти­зы в обследование желательно включить тесты интеллекта для объективизации данных, полученных с помощью эксперимен­тально-психологических методик, а также методики обследования личности для более углубленного изучения системы личностных отношений. Большую помощь при решении задач реабилитации лиц, утративших трудоспособность, и при разработке системы психокоррекционных мероприятий могут оказать данные обсле­дования с помощью личностных опросников и проективных ме­тодов.

В отличие от экспериментально-психологических методик тесты и многие личностные опросники существуют в компью­терных вариантах, что облегчает труд психолога при обработке данных.

Поэтому на современном этапе продуктивно сочетание экс­периментально-психологических и стандартизированных мето­дик в рамках одного обследования. Удельный вес тех или других зависит от задач исследования и некоторых иных факторов.

Тесты

Тесты представляют собой стандартные наборы заданий и ма­териалов, с которыми работает испытуемый. Стандартной явля­ется и процедура предъявления заданий: они даются в определен­ной последовательности, время выполнения и оценка результатов регламентированы.

В связи с тестированием необходимо остановиться на двух по­нятиях (надежность и валидность), относящихся к психодиагно­стическим методикам. Надежность теста - это независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов (таких, как условия тестирования, личности экспериментатора и испытуемого, наличие предыдущего опыта тестирования и т. д.). Валидность - это соответствие теста измеряемому психическому свойству или процессу.

В клинической практике при обследовании и детей, и взрослых широкое распространение получил тест Векслера, позволяющий оценивать интеллект человека с помощью количественного пока­зателя - коэффициента интеллектуального развития. Более под­робно использование теста Векслера для обследования детей бу­дет рассмотрено в главе 4. Достаточно широко в практику пато­психологии вошли такие тесты, как «Прогрессивные матрицы Равена», тест структуры интеллекта Амтхауэра.

Тест «Прогрессивные матрицы Равена» был предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. В ходе работы испытуемый должен был выявлять отношения между абстрактными фигурами. Распространены два варианта теста - черно-белый и цветной; черно-белый предназначен для обследования испытуемых 8-14 и 20-65 лет, цветной - 5-11 лет.

В черно-белом варианте испытуемый последовательно рабо­тает с 60 узорами или композициями, в которых отсутствует часть узора или один из элементов; необходимо из предложен­ных вариантов отобрать отсутствующую деталь. Эти 60 заданий сгруппированы по 5 серий. В первой нужно найти недостающую часть изображения, в следующей аналогии между парами фи­гур, в третьей - уловить принцип развития, изменения фигур, в четвертой - понять принцип перестановки фигур, в пятой - за­кономерности взаимоотношений и взаимодействий между фигу­рами по горизонтали и вертикали. Внутри каждой серии слож­ность заданий возрастает. Более легкий цветной вариант содер­жит 3 серии заданий.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра используется также в различных редакциях: первая предложена

Р. Амтхауэром в 1953 г., последняя в 1973-м.

Данный тест содержит 8 субтестов:

1) логического отбора (закончить предложение одним из при­веденных слов);

2) определения общих черт (найти лишнее из 5 слов, где 4 объ­единены общей связью);

3) аналогии (предлагается пара слов и третье слово; нужно найти слово, так относящееся к третьему, как второе - к перво­му);

4) классификации (обозначить два слова общим понятием);

5) задания на счет (решение арифметических задач);

6) рядов чисел (установить закономерности и продолжить чи­словые ряды);

7) выбора фигур (предъявляются изображения частей фигуры; из предложенных фигур нужно найти ту, которую можно сложить из этих частей);

8) заданий с кубиками (предъявляется изображение куба с раз­нообразно окрашенными сторонами; предлагается найти анало­гичный куб среди предъявленных изображений с учетом того, что он мог изменить свое положение).

Разумеется, этим не исчерпываются тесты интеллекта, но крат­ко описанные нами, во-первых, широко распространены в дефек­тологической практике и, во-вторых, дают представление о ти­пичных тестовых заданиях при диагностике интеллекта.

Безусловные достоинства тестовых методов - их большая объ­ективность, возможность сравнивать результаты, полученные разными испытуемыми.

В то же время исследования, построенные по типу жестко стандартизированной методики (теста), показывают только от­клонение от нормы, но не позволяют видеть нарушенные функции и сохранные звенья.

Личностные опросники и проективные методы предназначе­ны для измерения личностных особенностей. Они привлекают патопсихологов, так как экспериментально-психологические мето­дики изучения личности разработаны недостаточно. О личност­ных особенностях при экспериментально-психологическом ис­следовании судят в основном по эмоциональным реакциям ис­пытуемого на ситуацию эксперимента, на удачи и неуспех в дея­тельности, на оценки экспериментатора. Поэтому в тех случаях, когда ставится задача более углубленного изучения личностных особенностей, патопсихолог, как правило, привлекает дополни­тельные методы.

Приведем пример заключения по результатам обследования, направленного на углубленное изучение личности.

Больной А., 18 лет. Находится в наркологическом отделении на лече­нии по поводу хронического алкоголизма.

Больной жалоб не предъявляет. Во время обследования к контакту не стремится, хочет скрыть имеющиеся проблемы.

Контрольные шкалы MMPI и ПДО свидетельствуют о диссимуляции. В MMPI пики профиля на 8-й и 5-и шкалах, что свидетельствует о внутренней напряженности, раздражительности, сосредоточенности на своих переживаниях.

Характерологические особенности определяются преобладанием возбу­димых и шизоидных черт: больной импульсивен, с плохо прогнозируемым поведением. Выражена реакция эмансипации. Попытки вторжения во внут­ренний мир вызывают агрессивную реакцию или общение на формальном уровне. По ПДО выражена психологическая тенденция к алкоголизации.

В межличностных отношениях прослеживается тенденция к независимо­сти. Коэффициент групповой адаптации в пределах низкой N (по тесту Розенцвейга). Реакции на фрустирующие ситуации интрапунктивные, что отра­жается и в высказываниях: «Надеюсь на себя», «Если все против, я останусь при своем мнении».

Исследование познавательной сферы существенных отклонений не вы­явило.

Итак, исследование обнаруживает напряженность, повышенную раздра­жительность, в структуре личности преобладает сочетание возбудимых и ши­зоидных черт.

Наличие психопатических черт в структуре характера и формирование ал­коголизма уже в подростковом возрасте требуют разработки индивидуальной программы психокоррекционной работы.

Такое заключение помогает врачу лучше разобраться в индивидуальных особенностях больного и совместно с психологом разработать эффективную тактику психокоррекционного воздействия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.