Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приведем два примера заключений[3].






1. Больной Т., 16 лет, ученик 9-го класса, направлен в больницу им. П.Б.Ганнушкина для прохождения экспертизы. Дифференциальный диагноз: остаточные явления органического поражения ЦНС с эписиндромом или ши­зофрения.

Заключение по данным экспериментально-психологического исследования.

Больной жалоб не предъявляет. В беседе вял, формален. Выполняет пред­ложенные задания без должного интереса, не обнаруживает эмоциональной реакции на успех и неуспех в работе.

Легко и быстро усваивает инструкции. Больному доступны все мысли­тельные операции. Уровень обобщения достаточно высок.

Вместе с тем при выполнении экспериментальных заданий наблюдаются такие периоды, когда больной как бы перестает думать (сидит молча, прекра­тив выполнение задания). Требуется вмешательство экспериментатора, чтобы вернуть его к прерванной деятельности.

Наблюдаются также нечеткие, расплывчатые суждения, периодически возникают искажения логики суждений (по типу соскальзываний).

Исследование не обнаруживает обстоятельности суждений или склонно­сти к конкретно-ситуационным решениям. Память и внимание в пределах нормы. Утомляемость не отмечается.

Таким образом, при исследовании выявлены редко возникающие, слабо­выраженные нарушения мышления (по типу соскальзываний).

Данное заключение было использовано клиницистом для постановки ди­агноза «шизофрения».

2. Больной П., 26 лет, военнослужащий, поступил в больницу им. П.Б.Ганнушкина для прохождения экспертизы. Предполагаемый диагноз: шизофрения или органическое поражение ЦНС травматического генеза.

Заключение по данным экспериментально-психологического исследования.

Больной во время исследования приветлив, спокоен. Поведение адекватно ситуации. Правильно понимает цель экспериментальной работы. Охотно де­лится своими переживаниями. С должным интересом и серьезностью относит­ся к оценке результатов. Имеется адекватная эмоциональная реакция на успех и неудачи в работе. Всегда активно стремится исправить ошибки, добиться правильного решения. Жалуется на повышенную утомляемость даже после непродолжительных нагрузок.

Задания выполняет быстро и легко. Мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование) сохранны. Уровень доступных обобще­ний достаточно высок. Вместе с тем обращает на себя внимание некоторая обстоятельность суж­дений, склонность к излишней детализации рисунков и ассоциаций в пикто­грамме. Склонен употреблять слова с уменьшительными суффиксами.

Отмечаются элементы утомляемости, которые выражаются в появлении ошибок внимания.

Таким образом, во время исследования выявляется интеллектуальная, эмоциональная сохранность больного, критическое отношение как к своему состоянию, так и к процессу исследования в целом. Вместе с тем следует от­метить некоторую обстоятельность суждений и элементы утомляемости (особенно при продолжительной интеллектуальной нагрузке). Каких-либо нарушений (по шизофреническому типу) выявить не удалось.

Данное заключение помогло клиницистам исключить диагноз «шизо­френия».

Заключение пишется в двух экземплярах, один из которых включается клиницистом в историю болезни, а другой подшива­ется к протоколу обследования и остается в архиве. Последнее необходимо для того, чтобы при повторных поступлениях больного в стационар или необходимости научного обобщения и об­работки данных как у психолога, так и у врача была реальная возможность проанализировать полученные ранее психологиче­ские данные.

Результаты обследования могут не обсуждаться с испытуемым, но если больной проявляет интерес к данным обследования, то, соблюдая этические и деонтологические принципы, ему можно их сообщить. Не следует забывать, что содействие самопониманию может быть важной целью обследования и стать составной ча­стью некоторых видов психотерапии.

В случае необходимости к заключению прилагается протокол. Конкретные данные (ответы больного, результаты субтестов и т. д.) обычно приводятся только для иллюстрации или объяснения подхода к интерпретации. Заключение составляется после тща­тельного обдумывания по заранее составленному плану. Если данные, изложенные в заключении, содержат противоречия, пси­холог обязан обратить на них внимание врача и по возможности объяснить их. При составлении заключения не следует забывать, что патопсихолог не формулирует клинический диагноз, а описы­вает испытуемого в терминах психологической науки. Заключение не констатирует психический статус больного, а выделяет прису­щие обследуемому патопсихологические синдромы. Для врача заключение является ценным вспомогательным материалом, по­могающим углубленному клиническому анализу и существенно дополняющим описание больного сведениями, которые нельзя получить без психологического эксперимента.

В течение года один психолог может провести около 500 ис­следований. Так как большинство больных нуждаются в повтор­ном обследовании, то за год психолог исследует 200-250 человек.

Практика показывает, что удобны недельные, месячные и го­довые отчеты о работе. Недельные отчеты не требуют письменно­го оформления. Каждый психолог в конце рабочей недели подво­дит итоги, учитывая количество проведенных обследований, как завершенных, так и незаконченных.

Обследование считается завершенным, если больной выполнил все предложенные ему задания, результаты которых обработаны, тщательно зарегистрированы, проанализированы, внесены в за­ключение, протокол сдан в архив. На рабочих планерках, проводи­мых раз в неделю с участием всех членов коллектива лаборатории, каждый психолог отчитывается о количестве проведенных обсле­дований, в том числе и повторных, а также планирует обследования на следующую неделю. Такая форма отчетности позволяет иметь представление о реальной нагрузке каждого психолога, регули­ровать ее, получать данные о количестве обследованных больных каждого отделения, доминирующих целях и задачах. На пла­нерках фиксируются обследования на ближайшую неделю, уста­навливается их очередность. Экспериментально-психологическое исследование чрезвычайно трудоемко, каждый больной индиви­дуален, клиника заболеваний и психическое состояние очень разно­образны. Поэтому патопсихологу необходимо иметь тесный кон­такт с врачами отделения, с тем чтобы они, исходя из практической пользы обследования каждого конкретного больного, серьезно подходили к решению вопроса о направлении больного в лабора­торию и четко формулировали клиническую задачу.

При составлении месячного отчета кроме вышеперечисленных моментов следует также отразить число невыполненных заявок. При этом необходимо в каждом конкретном случае проанализи­ровать причины, вследствие которых обследование не состоялось.

Годовой отчет - основной документ, по которому оценивается работа каждого патопсихолога и всей лаборатории в целом. Та­кой отчет составляется очень подробно, с указанием числа полу­ченных за год заявок, количества обследованных больных (соответственно написанных заключений), общего количества приемов, распределения больных по диагнозам и отделениям. Эти данные позволяют подсчитать годовую нагрузку каждого из пси­хологов. При составлении отчета необходимо провести анализ целей и задач, указать методы, с помощью которых достигалось их решение. В отчете обязательно указываются и причины, в силу которых часть зарегистрированных заявок осталась невыполнен­ной. Полезно также при составлении годового отчета проанали­зировать факторы, мешавшие работе, и внести конкретные пред­ложения по их устранению и улучшению качества обследований. Отчеты хранятся в архиве в специальной папке. Сохранение отче­тов необходимо для постоянного совершенствования работы па­топсихологической лаборатории.

Рекомендуемая литература

Рождественская Е. А. Организация патопсихологического об­следования в психиатрической клинике: Методические рекомен­дации. - Томск, 1987.

О работе патопсихолога в психиатрической больнице: Мето­дическое письмо МЗ РСФСР. -М., 1975.

Дополнительная литература

БлейхерВ. М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.