Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Ключевский






 

Первое отличие всякой деятельности животных от деятельности

человека состоит в том, что она является деятельностью непосредственно

биологической. Иначе говоря, деятельность животного возможна лишь по

отношению к предмету, жизненной биологической потребности. Это аксиома. В связи с этим возможности психическогоотражения животными окружающей их действительности являютсястрого ограниченными, так как включают лишь стороны и свойства предметов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей.Поэтому у животных в противоположность человеку не существуетполного объективного отражения действительности. Для животного всякий предмет окружающей действительностивсегда выступает неотделимо и в пределах его инстинктивной потребности.

Еще одна особенность, которая отличает сознательную деятельность

человека от поведения животного, заключается в том, что подавляющее

большинство знаний и умений человека формируются путем усвоения

общечеловеческого опыта, накопленного в общественной истории и

передающегося в обучении. То есть подавляющее большинство знаний,

умений и приемов поведения, которыми располагает человек, не является

результатом его собственного опыта, а приобретается усвоением общественно-исторического опыта поколений, что коренным образом

отличает сознательную деятельность человека от поведения животного.

Как человек, так и животные обладают общими врожденными

элементарными способностями познавательного характера, которые

позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у

высокоразвитых животных - и в виде образов).

Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. с рождения присутствуют у человека и

животных. Их функционирование обеспечивается наличием соответст-вующиханализаторов.

Но восприятие и память у развитого человека и животного различны, а именно:

Во-первых, у человека по сравнению с животными соответст-вующиепознавательные процессы обладают особыми качествами: восп-риятие- предметностью, константностью, осмысленностью, а память - произвольностью и опосредствованностью. Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.

Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которуюприобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ онипередают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось вгенотипе.

Иначе обстоит дело у человека. Объем памяти у человека значительно больше, чем у животного. Он может запоминать, хранить и воспроизводитьтеоретически бесконечное количество информации, благодаря тому, что ему нет необходимости всю информацию постоянно помнить идержать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать ихранить ее, но также передавать из поколения в поколение черезпредметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами.Приче, очень важно, что человек в ходе своей эволюции постоянно совершенствует методы и средства информационной системы.

Животные, включая человека, для того чтобы выжить в этом суровом непредсказуемом мире должна обладать средством, которое позволяло бы ее членам общаться между собой, направлять икоординировать действия каждого из них.

Почти у всех видов животных имеются свои способы передачи информации, с помощью которых каждая особь может «информировать» других представителей с помощью сигналов, которые всегда связаны с той или иной сиюминутной ситуацией.

Особенности взаимоотношений животных друг с другом определяют иособенности их сигналов. Общение животных выражаетсянередко в том, что одно животное воздействует на других с помощью звуков. Имеем ли мы в этом случае процесс, похожий на речевое общениечеловека?

Некоторое внешнее сходство между ними несомненно существует.

Внутренне же эти процессы в корне различны. Человек выражает в своей

речи более полное объективное содержание и отвечает на обращенную к немуречь не просто как на звук, а как на отраженную в речи реальность.

Голосовое общение животных в корне отличается от нее. Животное отвечает на голос сородича вне зависимости от того, чтоотражает данный сигнал, который имеет для него лишь определенныйбиологический смысл.

Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. И человек и животные чуть ли не с рождения обладают потенциальной способностью к решению элементарных практических задач. Однако уже напоследующих ступенях развития интеллекта между ними обнаруживаются кардинальныеразличия.

Только высшие животные и человек могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке остается спорным. У человека данная способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. В тоже время, что касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им не доступны.

У наиболее далеко продвинувшихся в процессе эволюции обезьяни человекаимеется способность устанавливать связь между различными элементами конкретной ситуации и выводить из неерациональноерешение путем умозаключений, не прибегая к пробнымдействиям, производимым наудачу.

На высших этапах эволюции формируются особенно сложные виды поведения со сложной структурой, включающей:

- ориентировочно исследовательскую деятельность, приводящую кформированию алгоритма решения задачи;

- формирование пластически изменчивых программ поведения,

Ориентированных на достижение цели;

-поэтапноемониторирование выполненных действий с исходным намерением.

Важнейшим процессом сложной деятельности человека и животных является саморегуляция. Если действие приводит к нужному эффекту, оно прекращается, если оно не приводит к нужному эффекту попытки решить задачуначинаются снова.

Систематические исследования интеллектуального поведения высших

животных (обезьян) были начаты известным немецким психологом

В.Келлером. Для изучения этой формы поведения Келлер ставил обезьян в

сложные условия, когда непосредственное достижение цели было

невозможно.

Обезьяна должна была либо использовать обходной путь, чтобы

получить приманку, либо использовать для этой цели специальные орудия.

Так, например, обезьяну помещали в большую клетку, рядом с которой

клали приманку на таком расстоянии, чтобы обезьяна не могла до нее

дотянуться. Достать ее она могла, лишь использовав обходной путь через

дверь, расположенную в задней стене клетки.

Исследования, проведенные Келлером, позволяли наблюдать следующую картину. Сначала обезьяна безуспешно пыталась непос-редственно достатьприманку: тянулась к ней или прыгала. Затем она бросала этибезуспешные попытки, и наступал период, когда обезьяна неподвижносидела и лишь рассматривала ситуацию, что сопровождалосьсоответствующими движениями глаз, до тех пор, пока не приходила кправильному решению задачи. Характерно, что решение задачиперемещалось из периода непосредственных проб в период предшествующегопопытке наблюдения, и движение обезьяны становилось лишь исполнениемранее выработанного «плана решения».

Интеллектуальное поведение, которое свойственно высшим млеко-копитающим и достигает особенно высокого развития учеловеко-образных обезьян, представляет собой ту верхнюю границуразвития психики, за которой начинается история развития психики ужесовсем другого, нового типа, свойственной только человеку, - историяразвития человеческого сознания.

Предысторию человеческого сознания составляет длительный и сложный процесс развития психики животных.

 

Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у

животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что

первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. Увысших животных - антропоидов - и человека имеется много общего и вовнешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.

Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых

нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и

изменяются под влиянием социальных условий.У человека имеются специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Этодуховные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностнуюоснову, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.

Важно подчеркнуть, что результатом эволюции животного мира стали фундаментальные биосоциальные отличия человека, которые проявились в процессе онтогенеза лишь при условии жизни человека среди людей, то есть в социуме. Эти особенности касаются и мышления, и физиологии, и поведения, и образа жизни человека.

Отражение действительности животными всегда конкретно, предметно, связано с определенными предметами окружающего мира. Только мышление человека может быть логичным, обобщающим, отвлеченным.

Животные могут совершать очень сложные действия, но в их основе лежат инстинкты - генетические программы, передающиеся по наследству. Набор таких действий строго ограничен, определена последовательность, которая не меняется с изменением условий, даже если действие становится нецелесообразным.

Человек же вначале ставит цель, составляет план, который может измениться при необходимости, анализирует результаты, делает выводы.

Качественные отличия высшей нервной деятельности человека от нервной деятельности животных - наличие второй сигнальной системы, то есть речи.

Многие животные способны к определенной созидательной деятельности. Но только человек способен изготавливать сложные орудия труда, планировать трудовую деятельность, корректировать ее, предвидеть результаты и активно изменять окружающий мир.

Огромное значение для развития человека и общественных отношений имело освоение огня. Этот факт позволил человеку выделиться из мира природы, стать свободным, не зависеть от условий стихии. Положительным в развитии человечества стали тепловая обработка пищи и использование огня для изготовления более совершенных орудий труда.

Уже на начальных этапах развития человеческого общества происходило разделение труда по возрастным и половым признакам. Это привело к развитию общественных отношений, к росту производительности труда, позволило передавать опыт и знания новому поколению.

Регулирование брачных отношений обществом явилось положительным фактором не только для развития социума, но и для биологической эволюции человека. Запрет родственных браков предупреждает накопление негативных мутаций, приводит к обогащению генофонда общества.

Итак, сравнение психики животного с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними.

1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.

Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентированного манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.

Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.

2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.

Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.

3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

4. Условия развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.

И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.

С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.