Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 15. Динара Асанова






Советский кинорежиссёр, сценарист.
Начинала свой путь в большой кинематограф ассистентом режиссёра на киностудии «Киргизфильм» (1960-1962), снялась в фильмах: «Девушка из Тянь-Шаня», «У каждого своя дорога». Работала в группе Ларисы Шепитько на фильме «Зной».

Окончила режиссёрский факультет ВГИКа (1968, мастерская М.И. Ромма и А.Б. Столпера), защитила диплом в 1970 году. Дипломная работа — «Рудольфио» (по рассказу В.Г. Распутина).
С 1973 года — режиссёр киностудии «Ленфильм». Уже дебютная полнометражная лента режиссера «Не болит голова у дятла», снятая на киностудии «Ленфильм» и вышедшая на экраны страны в 1974 году, привлекла к Асановой особое внимание зрителей и критики.
Вышедшая в 1974 году лента «Не болит голова у дятла» стала одной из редких советских картин, поднимающих проблемы воспитания и одновременно с этим лишенных жесткой коммунистической риторики. В истории старшеклассника Мухи, выстукивающего на барабанах джазовые шаффл-ритмы и в прямом смысле встающего на уши от громоподобной первой любви, передана фантастическая динамика взросления. Пластика мухиных мыслей и движений — совсем иная, нежели у его старшего брата, знаменитого баскетболиста, именем которого родители так часто попрекают главного героя. Телесное, механическое здесь — лишь зеркальное дублирование внутренних переживаний героя. Поэтому так важно для него становится почувствовать ритм рабочего барабана и собственного сердца, увидеть в окне уходящего поезда любимую девочку и рассмотреть в себе новую непонятную эмоцию. Все эти мотивы логично развиты в следующей работе Асановой – вышедшей спустя два года картине «Ключ без права передачи». Внимание зрителя концентрируется то на молодой и неопытной учительнице, проверяющей на практике новейший метод свободного преподавания (получивший невероятный успех после позднего американского «Общества мертвых поэтов»), то на учениках, трепетно раскрывающихся или с треском захлопывающихся от родителей и преподавательского состава. На съемках «Ключа» традиционная асановская импровизация достигла своих подлинных масштабов: роли школьников здесь становились как бы продолжением характеров самих юных актеров, из-за чего многократно усиливался создаваемый операторами Долининым и Векслером эффект документальности и достоверности событий. К слову, многие школьники перешли в «Ключ без права передачи» напрямую из предыдущей работы Асановой. Возможно, тогда впервые и навсегда ее метод слился с простой человеческой верностью, обостренным чувством ответственности и высоким уровнем этики. Она просто не могла обмануть доверие детей.

Чем крепче Динара привязывалась к детям, тем больнее было слышать обвинения в измене, все чаще доносящиеся с их стороны. Виной всему — следующий фильм Асановой, госзаказ в поддержку антиалкогольной кампании СССР — мрачная и пессимистичная «Беда». В центре сюжета — история нравственной деградации по-детски инфантильного рабочего Славки Кулагина, подверженного влиянию друзей-алкоголиков. Возможно, зрители увидели в «Беде» кондовую лобовую пропаганду, которую не спас даже талант выдающегося режиссера.

Следущей работой, о которой заговорили все, был фильм «Пацаны». Сюжет следующий - Друзья и знакомые не могут надивиться на Антонова: лишив себя личной жизни и спортивной карьеры, он тратит все свободное время на летний лагерь для «трудных» детей. Выступая в качестве не только воспитателя, но и наставника, умудренного жизнью друга, и мужчины, к которому всегда можно обратиться на «ты», Антонов всеми силами пытается спасти ребят от преступного будущего. Но ситуация выходит из-под контроля, когда решивший отомстить за госпитализированную сестру мальчик крадет у Антонова сигнальную ракетницу… Узнав об этом воспитатель пешком бежит в город. За ним срываются и все его воспитанники – финал фильма, это изнуряющий бег, чтобы спасти, предотвратить страшное. И кто-то уже обогнал воспитателя (символично, не правда ли?) «Пацаны» стали тем завершенным и цельным произведением, к которому Асанова шла, намечая эскизы предыдущих фильмов. Абсолютно естественными стали портреты мальчишек, специально отобранных для съемок из «трудных» школ. Подчеркивали удивительную внутреннюю свободу трудновоспитуемых песни двух молодых авторов, Черницкого и Кисина, вступающие в неожиданную полемику со словами учительницы из «Ключа без права передачи». Как будто в ответ на безрезультатный поиск ключа к сердцу детей звучали строки: «Где поставлю свой дом — не решил пока, / Только будет он, представьте — вовсе без замка; / Будет в доме том полыхать очаг… / Только где уж вам представить дверь, да без ключа?..» Сам процесс создания фильма слился с рассказываемой историей — настолько похоже на собственные роли раскрывались подростки перед камерой, перед Асановой и Приемыховым, исполнившим здесь роль воспитателя Антонова. Дети с честью прошли испытание оказанным им доверием — сами предотвращали возможные происшествия, гасили конфликты. Довольно быстро отдельные группки приблатненных ребят стали превращаться в единую актерскую труппу — так их захватило общее дело, мечта о полезности содеянного своими руками. После «Пацанов» Динаре удалось сделать не так уж много — в 1984 году она снимает камерную драму «Милый, дорогой, любимый, единственный». Почти все действие фильма происходит в кабине автомобиля. Картина преисполнена ночных бликов и атмосферной музыки — в том числе джаза, который Асанова особенно горячо любила. Кстати, о музыке: предвосхитивший популярность рок-волны в кино, «Милый…» избегает заигрывания с заочно привлекательной зрителю темой, свойственного отечественному кино второй половины 80-х. Нет в нем и ледяного эха «железного занавеса». Во время подготовительного периода к съемкам фильма «Незнакомка» Асанова уже необъяснимо предчувствовала свою смерть, хотя никаких видимых причин для подобных прогнозов не было. Говорила она об этом легко, стараясь не пугать близких. Раздала все долги. Динара Асанова умерла на 43-м году. У неё было слабое сердце. Похоронена в Бишкеке.

БИЛЕТ 16. Алексей Герман - советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер; народный артист Российской Федерации (1994)[ Обладает уникальной, близкой к документальной, манерой ч/б съёмки художественных фильмов.

 

Родился 20 июля 1938 года в Ленинграде.
С детства хотел быть врачом, готовился к этому всерьёз: ходил в анатомичку со студентами мединститута и собрал целую библиотеку книг по медицине. В пользу режиссуры его с трудом склонил отец - известный писатель Юрий Герман.
В 1960 окончил ЛГИТМиК - режиссёрский факультет (мастерская Г. Козинцева)(руководитель курса - А.А.Музиль).
Был на курсе самым младшим, и, как выяснилось после первой сессии - самым талантливым учеником.
Работал в Смоленском драмтеатре,
Ленинградском Большом Драматическом театре (1961-1964).
Над сценариями к своим фильмам работает вместе с женой - Светланой Кармалитой. Когда Герману запретили работать после картины " Мой друг Иван Лапшин", они писали сценарии вместе, чтобы как-то прокормиться, и выпускали их под именем Светланы Кармалиты.

Первой самостоятельной работой Германа стал фильм «Операция «С Новым годом!» (1971, по повести Ю. П. Германа), который пролежал на полке 15 лет и был выпущен на экраны только в годы перестройки в 1986 под названием «Проверка на дорогах». Зима 1942 года. Командир партизанского отряда Иван Локотков (Ролан Быков) принимает решение захватить фашистский эшелон с продовольствием на узловой станции. В это время в отряд попадает бывший младший сержант Красной армии Александр Лазарев (Владимир Заманский), в начале войны взятый в плен и пошедший служить к немцам. Именно его Локотков отправляет в составе партизанской группы на станцию, где бывшего полицая знают как своего. " И погибнуть, Лазарев, нельзя, и без вести пропасть тоже нельзя. Тебе эшелон пригнать надо. И чтобы люди подтвердить могли" … Фильм, первоначально называвшийся " Операция " С Новым годом", имел трудную судьбу: сразу после окончания съемок в 1971 году он был положен «на полку» на 15 лет. Картина была обвинена в дегероизации народного сопротивления врагу во время Великой Отечественной войны, главный конфликт был назван фальшивым, а сам режиссер «уличен» в незнании реалий партизанской жизни. Выпущенный на экраны в 1985-м, фильм воспринимался как документ, запечатлевший подлинную историю войны и обнаживший глубинные человеческие конфликты. Приз «За лучшую роль» В.Заманскому на XV МКФ фильмов в Свободе и Революции в Сопоте, Югославия (1986).
Герман, как правило, снимает фильмы о прошлом. Сначала может показаться, что он страстно стилизует минувшее. Но это не просто уход в прошлое, а только условие, допуск.
В конце 80-х годов его настойчиво звали в Голливуд, предлагали коммерческие завлекательные проекты, но он вернулся в нищий Петербург, на умирающий тогда " Ленфильм" и начал снимать фильм " Хрусталёв, машину! "

В марте 1953 года, в разгар печально знаменитого «дела врачей», генерал медицинской службы, академик, начальник военного госпиталя, блестящий нейрохирург и любимец женщин Юрий Георгиевич Кленский чувствует, что обвинение его в шпионаже и ссылка в лагеря – вопрос нескольких дней. Появление специально подосланного для провокации шведского журналиста рассеивает последние сомнения и Кленский предпринимает попытку побега. Но на развилке за городом его ловят и пересаживают в крытый грузовик, где выдающегося врача насилуют урки. За сутки генерал проходит через все круги ада, опускаясь на самое дно жизни, и вскоре попадает на потайную дачу, где ему поручают спасение некоего важного больного. В жалком, лежащем в собственном дерьме старике генерал не сразу распознает «вождя народов» товарища Сталина…
Авторы сценария: Светлана Кармалита, Алексей Герман.
Композитор: Андрей Петров.
Призы Российской академии к/ф искусств «НИКА-99» в Москве (2000) в номинациях – лучший игровой фильм, лучшая режиссерская работа А.Германа, лучшая операторская работа В.Ильина, лучшая работа художников В.Светозарова, Г.Кропачева, М.Герасимова, лучшая работа художника по костюмам Е.Шапкайц.
Почетная бельгийская кинопремия «Золотой век» (2000).

Премия «Триумф» кинорежиссеру А.Герману (1998).
В 1990 организовал СПиЭФ (Студия первого и экспериментального фильма) и является художественным руководителем студии. На этой студии снимали свои первые картины молодые режиссёры, которые приехали из разных городов России, например, Алексей Балабанов, Лидия Боброва.
Преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров, где у него учились режиссёр Мурадов(картина " Змей"), режиссёр Слахутдинов (фильм " Кружение в пределах кольцевой") и др.Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988). Народный артист РСФСР.
Сын - режиссёр Алексей Герман - младший. Сейчас Алексей Герман Сейчас заканчивает работу над фильмом по роману Стругацких " Трудно быть богом".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.