Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Клинические особенности игровой зависимости и медицинские меры работы с ней






Методические рекомендации

По профилактике игровой, компьютерной

И интернет-зависимости

 

Содержание

Введение.........................................................................................................4

1. Клинические особенности игровой зависимости и медицинские меры работы с ней...............................................................4

2. Игровая зависимость и дети.................................................................... 12

2.1. Компьютер и дети........................................................................... 15

2.2. Рекомендации родителям по профилактике игровой и компьютерной зависимости............................................................... 23

2.3. Медиаобразование........................................................................... 31

Список литературы...................................................................................... 34

Приложение 1. Программа психолого-педагогической профилактики игровой зависимости среди подростков и молодежи учреждений образования............................................................................. 35

Приложение 2. Тест на интернет-зависимость......................................... 38

Приложение 3. Материал к тематическому классному часу «Компьютер. За и против».......................................................................... 45

Приложение 4. Психологический тренинг для учащихся «Живое общение»........................................................................................ 47

Приложение 5. Тематические выступления на родительском собрании «Подросток и компьютер. Опасная грань»............................... 52

Приложение 6. Тематическая беседа для педагогов «Причины возникновения аддиктивного поведения у несовершеннолетних»......... 58 4

 

Введение

Игровая зависимость – одна из серьезнейших проблем современности.

С веком компьютерных технологий, удачно закрепившихся практически в каждой обывательской квартире, все чаще слышны разговоры о так называе-мой игромании – зависимости человека от компьютерных игр.

Развитие индустрии электронных и компьютерных игр ставит перед пси-хологией множество вопросов о том, какое влияние они оказывают на чело-века и, особенно на развитие ребенка, можно ли эту деятельность назвать игрой, в каком отношении она стоит к традиционной сюжетно-ролевой игре. Последнее время исследователи все чаще обращаются к этой сфере в связи с резким скачком в развитии технологий, которые качественно изменили ком-пьютерную игру.

В последние годы стало очевидным существование в России проблемы азартной игры, или гемблинга (от англ. gamble – «играть в азартные игры на деньги»).

Компьютерные игры и их распространѐ нность и доступность способству-ют увеличению количества лиц, имеющих патологическую склонность к азартным играм.

Клинические особенности игровой зависимости и медицинские меры работы с ней

 

Проблема пристрастия, к азартным играм (а в ряде случаев самой насто-ящей зависимости от них) – комплексная проблема, где медицинской ее составляющей отводится равное место, наряду с психологическими, педаго-гическими и социальными составляющими. Наличие шифра в междуна-родной классификации болезней не делает автоматически имеющуюся зави-симость человека от походов в казино или «однорукого бандита» только ме-дицинской проблемой. Разрешать проблему, искать пути выхода из тупико-вых ситуаций необходимо с использованием всех имеющихся возможностей и ресурсов как отдельно взятой личности, так и социума, не уповая только лишь на психотерапию или медикаменты.

Азартные игры как форма досуга или развлечения существуют повсе-местно, и многие люди иногда играют в казино, на игровых автоматах, ходят на бега, бьются об заклад, покупают лотерейные билеты. Однако число тех, кого считают т.н. патологическими игроками, в большинстве стран, где про-водились соответствующие исследования, постоянно. Оно составляет, по разным оценкам, около 3, 7% населения, причем независимо от того, Мон-те-Карло или какой-то заштатный городок без казино и ипподрома.

Вследствие культурных и психологических различий в разных странах проблему «лудомании» воспринимают по-разному. Западные страны столк-нулись с этой проблемой, приравненной ВОЗ к алкоголизму и наркомании, 5

 

намного раньше нас и приняли профилактические меры. К примеру, в США все игорные заведения размещаются в отдельных районах или городах. В Израиле азартные игры запрещены совсем, а владельцам подпольных салонов грозит пожизненное заключение.

В последние годы в России отмечается некоторый рост обращений за ме-дицинской помощью лиц с патологическим влечением к азартным играм (гемблинг патологический – болезненная страсть к играм (в том числе к рис-ку) в карты, игровые автоматы, компьютерные ингры, ставки на скачках или спортивных состязаниях, лотереи и пр.).

Строго говоря, игромания не может быть целиком и полностью отнесена к зависимостям как таковым, что Международная Классификация заболе-ваний 10-го пересмотра и определяет, относя это расстройство личности и поведения к расстройствам привычек и влечений.

После десятого пересмотра Международной Классификации болезней лу-домания была включена в списки заболеваний – код F 63.0. и ее определение звучит следующим образом:

Это расстройство заключается в частых повторных эпизодах уча-стия в азартных играх, доминирующих в жизни субъекта и ведущих к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей».

Выявить такое расстройство крайне сложно, в диагностических указаниях числится лишь следующее: «Основным признаком является постоянно по-вторяющееся участие в азартной игре, что продолжается и часто углубляется, несмотря на социальные последствия, такие как обнищание, нарушение внут-рисемейных взаимоотношений и руинирование (разрушение) личной жиз-ни». Лудомания редко становится первичным нарушением поведения, но, как показывает опыт работы, в большинстве случаев это – вторичный симптом каких-либо других заболеваний. Поэтому в начале, стараются вы-явить именно их.

Это расстройство влечения обычно сопровождается значительными лич-ностными, поведенческими нарушениями и связанными с ними профессио-нальными, социальными и экономическими проблемами.

В то же время патологическую зависимость от азартных игр следует от-личать от склонности к азартным играм и заключению пари, это пристрастие стоит отдельной строкой в МКБ-10 – код Z 72.6 – проблемы связанные с об-разом жизни. Также часто путают лудоманию с чрезмерным участием в азартных играх маниакальных больных, и частым участием в них людей ради удовольствия или наживы – такие игроки обычно сдерживают свое влечение, когда сталкиваются с большими потерями или другими неблагоприятными последствиями азартных игр.

Почти все имеющиеся на сегодняшний день зависимости можно разде-лить на 2 группы:

1. Химические зависимости связаны с использованием в качестве объек-тов зависимости различных веществ, изменяющих психическое состояние 6

 

человека: это алкоголизм, нарко- и токсикомании, табакокурение. Особен-ность и принципиальное отличие этих зависимостей от всех остальных в том, что химические вещества обладают высокой токсичностью и приводят к воз-никновению органических (структурных) поражений.

2. К нехимическим зависимостям относятся азартные игры (гэмблинг, лудомания), в том числе компьютерная и интернет зависимость, работоголь-ная зависимость, зависимость отношений, и т.д.

Ц.П. Короленко и Т.А. Донских (1990) выделяют ряд признаков, харак-терных для азартных игр, как одного из видов аддиктивного (отклоня-ющегося) поведения К ним относятся следующие:

1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуа-ции игры.

2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание в воображении ситуаций, связан-ных с игровыми комбинациями.

3. «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.

4. Состояние психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова присту-пить к игре. Такие состояния, по ряду признаков, напоминают состояния аб-стиненции у наркозависимых, они сопровождаются головной болью, наруше-нием сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентра-ции внимания.

5. Постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление к все бо-лее высокому риску.

6. Периодически возникают состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.

7. Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну, выражающееся в том, что лица, решившие раз и навсегда покончить с играми, при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми по игре, разговор на эту тему, участие в обычной, неазартной игре и др.), как правило, возоб-новляют участие в азартных играх.

Следует отметить, что р азвитие лудомании не происходит внезапно, сразу, но поэтапно, постепенно и что самое главное – незаметно для са-мого человека, вовлеченного в игровой процесс. Истоки ее всегда лежат в детстве.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.