Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ответственность за нарушение банковского законодательства






 

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства. Надзорные и регулирующие функции осуществляются Банком России непо­средственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора, ко­торый образуется по решению Совета директоров. Деятельность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, име­ющей лицензию на осуществление таких проверок. Аудиторское заключение должно содержать сведения о достоверности финансовой отчетности кредит­ной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и т.д.

Для осуществления своих функций в области банковского регулирования и надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций и их фи­лиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устра­нении выявленных в их деятельности нарушений и принимает предусмот­ренные законом санкции по отношению к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров, представителями Банка России и по его поручению аудиторскими фирмами. В соответствии со ст. 75 Закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)» в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления инфор­мации, представления неполной или недостоверной информации Банк Рос­сии имеет право требовать от кредитной организации устранения выявлен­ных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписа­ний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или со­вершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу ин­тересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф до 1% от размера оплаченно­го уставного капитала, но не более 1% от минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

- осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;

- замены руководителей кредитной организации;

- реорганизации кредитной организации;

3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до од­ного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной орга­низацией на срок до 6 месяцев. Порядок назначения и деятельности времен­ной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемы­ми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осу­ществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Феде­ральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается норма­тивными актами Банка России.

В целях защиты интересов кредиторов (в том числе вкладчиков) Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана ли­цензия на осуществление банковских операций, уполномоченного предста­вителя Банка России. Порядок деятельности уполномоченного представите­ля Банка России устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

В период деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Банка России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назна­чения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность упол­номоченного представителя Банка России прекращается.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление бан­ковских операций средства обязательных резервов, депонированные кредит­ной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответ­ствии с ними нормативными актами Банка России.

Ликвидация или реорганизация кредитной организации осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований Федерально­го закона «О банках и банковской деятельности».

В случае прекращения деятельности кредитной организации на основа­нии решения ее учредителей (участников) Банк России на основании хода­тайства кредитной организации принимает решение об аннулировании ли­цензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется нормативны­ми актами Банка России.

В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банков­ских операций кредитная организация в течение 15 дней с момента принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.

При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавлива­ется нормативными актами Банка России.

Банк России вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о лик­видации кредитной организации независимо от ее финансового состояния, если в кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществле­ние банковских операций, в течение одного месяца с момента отзыва указан­ной лицензии не создана ликвидационная комиссия (ликвидатор) или в от­ношении ее не применяются процедуры банкротства.

В соответствии со ст. 61 и 65 ГК РФ ликвидация юридического лица, явля­ющегося коммерческой организацией, кроме казенных предприятий, а также потребительской кооперации или фонда, может быть осуществлена вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Основания признания судом юридического лица, в том числе и кредитной организации, банкротом или объ­явление им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридиче­ского лица устанавливается Федеральным законом «О несостоятельности (бан­кротстве)» от 8 января 1998 г. * Особенности оснований и процедур признания кредитных организации несостоятельными (банкротами) и их ликвидация в порядке конкурсного производства установлены Федеральным законом «О несо­стоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г. **


* Российская газета. 1998. 20 янв.

** Российская газета. 1999. 4 марта

 

В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О несостоятельности (бан­кротстве) кредитных организаций» правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают: кре­дитная организация - должник, кредитор кредитной организации, Банк Рос­сии, прокурор в случаях, предусмотренных законом, налоговый или иной уполномоченный орган.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона «О несостоятельности (бан­кротстве) кредитных организации» дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва Банком России у кредитной органи­зации лицензии на осуществление банковских операции, если требования кре­диторов к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным за­коном, и если эти требования не исполняются в течение одного месяца с мо­мента наступления даты их исполнения. Объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурс­ного производства публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации», «Вестнике Банка России», а также в местной печати по месту расположения кредитной организации за счет ее средств.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование с момента внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций записи о ликвидации кредитной организации.

Контрольные вопросы

 

1. Какими отраслями права регламентируются отношения по банковскому кре­дитованию?

2. Какие важнейшие нормативные акты регулируют банковское кредитование?

3. В соответствии с какими принципами осуществляется банковское кредитование?

4. Назовите виды банковского кредита.

5. Охарактеризуйте банковскую систему России.

6. Каково правовое положение Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)?

7. Какие функции выполняет Банк России в области кредитования?

8. Какие взаимоотношения существуют между Банком России и кредитными ор­ганизациями?

9. Какие обязательные нормативы вправе устанавливать Банк России кредит­ным организациям?

10. Какова ответственность за нарушения банковского законодательства?

11. Каков порядок регистрации и лицензирования кредитной организации?

12. В каких случаях Банк России вправе отозвать лицензию на осуществление банковских операций?

13. Каков порядок ликвидации кредитной организации?

14. Каким образом осуществляется аудит в банковской системе?

15. Каков порядок признания кредитной организации несостоятельной (банкротом)?

 

 

Глава IX ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

 

 


Правовой основой денежного обращения вы­ступают нормы Конституции Российской Федера­ции, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редак­ции от 26 апреля 1995 г.), «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 3 февраля 1996 г.), иные законы, нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, а также подзаконные акты Центрального Банка Россий­ской Федерации. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации к компетен­ции Российской Федерации отнесено «установле­ние правовых основ единого рынка,...денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции закреплено, что «обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой феде­ральные законы по вопросам: финансового, валют­ного, кредитного, таможенного регулирования, де­нежной эмиссии».

Под денежным обращением понимается движе­ние денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах. Важностью общественных отношений, складывающихся в ходе денежного обращения, для экономического и политического развития страны обусловлено их регулирование со стороны государства с помощью права. Главная за­дача правового регулирования денежного обраще­ния заключается в поддержании правильного соот­ношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное, необходимое коли­чество денег, в чем и заинтересовано государство*. Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

 
 


* Подробнее о денежном обращении см.: Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева.- М.: Юристь, 1999.

 

Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной си­стемы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денеж­ного обращения. Практика показывает, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в усло­виях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.

Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической опе­рацией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием од­ной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономиче­ские основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находя­щейся в обращении, а также изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

В нашей стране в советский период были проведены две денежные рефор­мы: 1922-1924 гг. и 1947 г.

Первая денежная реформа была вызвана необходимостью создания твер­дой национальной валюты и проводилась в несколько этапов, включавших в себя ряд деноминации. Успех данной реформы во многом был обусловлен кардинальными экономическими преобразованиями, начатыми в стране в тот период, и в результате уже к концу 1924 года было резко сокращено наличное денежное обращение, введена твердая национальная валюта, обеспеченная золотом и другими драгоценными металлами, что позволило ей стать конвер­тируемой валютой.

Проведение денежной реформы 1947 года было обусловлено разбалансированностью денежной системы во время Великой Отечественной войны, а также тем, что в обращении находилось большое количество наличных обесценен­ных, а также фальшивых денежных средств, заброшенных на оккупированные территории немецкими войсками.

Данная реформа проводилась одним разовым актом, в ходе которого отменя­лась карточная система на продукты питания первой необходимости, устанавли­вались новые цены на продукцию, а также вводились новые денежные знаки. Старые деньги обменивались на новые в соотношении 10: 1, вклады в сберкассах до 3 тысяч рублей переоценке не подлежали, вклады от 3 до 10 тысяч рублей пе­ресчитывались по курсу 3: 2, свыше 10 тысяч - 2: 1.

В 1961 году в стране была проведена деноминация как самостоятельная денежная операция. Новые денежные знаки обменивались в соотношении 1: 10 одновременно с изменением масштаба цен.

В настоящее время в результате правового регулирования денежного об­ращения создана денежная система, включающая официальную денежную единицу, эмиссию наличных денег, а также организацию наличного денеж­ного обращения.

Особая роль в осуществлении денежной политики государства, в органи­зации денежного обращения в стране возлагается в соответствии со ст. 75 Конституции РФ на Центральный банк РФ. Подробнее задачи и полномочия Банка России в этой сфере сформулированы в Федеральном законе «О Цен­тральном банке Российской Федерации (Банке России)» в главе VI, в соот­ветствии с которой официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль.

Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск де­нежных суррогатов запрещаются.

Начиная с 1992 года официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Такое положение характерно для большинства стран мира. Официальный курс рубля к денеж­ным единицам других государств устанавливается и публикуется Централь­ным банком. Валюта Российской Федерации включает в себя банкноты (бан­ковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны. Их подделка и незакон­ное изготовление преследуются по закону*.

 
 


* См. характеристику данных преступлении в кн.: Уголовное право. Часть Общая. Часть Особенная: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.Д. Гаухмана. С. 446-455.

 

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка Рос­сии, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарица­тельной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории страны.

Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействи­тельными (утратившими силу законного платежа), если не установлен доста­точно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образ­ца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.

При обмене банкнот и монеты на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты старого образца из обращения не может быть ме­нее одного года, но не должен превышать пяти лет.

Банк России вправе обменивать без ограничений ветхие и поврежденные банкноты.

Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Центрального банка РФ. Он же утверж­дает номиналы и образцы новых денег. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Очень важно, что о выпуске новых денежных знаков Банк России обязан предварительно информировать Правительство страны.

В целях организации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции:

- прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных де­нег для кредитных организаций;

- установление признаков платежеспособности денежных знаков и по­рядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

- определение порядка ведения кассовых операций для кредитных орга­низаций.

Денежное обращение может выступать в форме наличного и безналичного денежного обращения. В первом случае средством платежа являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги. Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачисле­нии ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации ли­бо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство плате­жа отсутствуют. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» Банк России устанавливает предельный размер рас­четов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, расчеты на сумму, превышающую установленную, должны произво­диться только в безналичном порядке.

В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк Рос­сии наделен правом осуществлять эмиссию наличных денег, т.е. дополнитель­но выпускать в обращение денежные знаки. Центральный банк имеет оборот­ную кассу и резервные фонды. В оборотную кассу ежедневно поступают и из нее ежедневно выдаются наличные деньги. Резервные фонды ЦБ РФ исполь­зуются для хранения запаса денег. Таким образом, при эмиссии наличных де­нег они просто передаются из резервных фондов в оборотную кассу.

Любое государство, в том числе и Российская Федерация, заинтересова­ны в сокращении объема наличного денежного обращения и в расширении безналичных форм расчетов. В настоящее время в соответствии с законода­тельством страны существуют такие формы безналичных расчетов, как ак­кредитив, платежное поручение, вексель, чек, кредитная карточка, электрон­ные формы расчетов и другие. Для хранения безналичных денег и осуществления расчетов в кредитных организациях открываются различные виды счетов (текущий, расчетный, бюджетный, депозитный и др.).

В целях ограничения налично-денежного обращения в стране Указом Пре­зидента Российской Федерации «0 дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» от 14 июня 1992 г. было установлено, что все юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы:

- обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков;

- должны производить расчеты по своим обязательствам с другими пред­приятиями в безналичном порядке через учреждения банков;

- могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установ­ленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;

- обязаны сдавать в банк денежную наличность сверх установленных ли­митов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с уч­реждениями банка;

- имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установлен­ных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.

В соответствии с указанными ограничениями ЦБ РФ 23 сентября. 1993 года установил порядок ведения кассовых операций предприятиями и организация­ми на территории России. К кассовым операциям относятся операции юридиче­ских лиц по расчетам наличной валютой России в процессе их деятельности.

Все наличные деньги, поступающие на предприятия, в организации и уч­реждения, должны в обязательном порядке документально оприходываться. Все наличные деньги, выдаваемые юридическими лицами, должны также до­кументально оформляться. Основными денежными документами в данном случае выступают приходный и расходный кассовые ордера, которые оформ­ляются на основе первичных документов (договоров, заявлений и т.п.). В кассовой книге отражаются все операции по приему и расходованию денег по каждому операционному дню. Приходные и расходные ордера, а также чеки на получение денег в кредитных организациях подписывает распоряди­тель бюджетных средств, которым выступает руководитель предприятия, уч­реждения, организации или специально уполномоченное им лицо.

Как уже отмечалось, у юридических лиц наличные деньги могут хранить­ся лишь в пределах лимита, установленного обслуживающим данное лицо банком. По окончании рабочего дня сверхлимитные суммы наличных денег должны сдаваться в банк. В кассе предприятия, учреждения или организации может оставаться в пределах лимита лишь такая сумма денег, которая необ­ходима для осуществления на следующий день неотложных платежей. Ис­ключения из этого правила специально оговариваются в соответствующих нормативных актах Правительства РФ или Банка России.

В целях сохранности средств помещения кассы должны быть соответству­ющим образом оборудованы.

Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций воз­лагается на руководителей предприятий, главных (старших) бухгалтеров, ру­ководителей финансовых служб и кассиров.

Банки обязаны систематически проверять соблюдение предприятиями действующего порядка ведения кассовых операций и в случае выявления на­рушений принимать необходимые меры к их устранению.

Контрольные вопросы

 

1. Что такое денежное обращение и каковы задачи его правового регулирования?

2. Из каких элементов состоит денежная система Российской Федерации?

3. Какие нормативные акты составляют правовую основу денежного обращения в Российской Федерации?

4. Что такое эмиссия денег?

5. Назовите основные способы регулирования денежного обращения в стране.

6. В каких формах осуществляются расчеты?

7. Что такое кассовые операции и каковы правила их ведения?

 

 
 

 

 


Глава Х ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТОВ

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.