Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Успехи детской патопсихологии.






Эрик Мэш, Дэвид Вольф.

Детская патопсихология.

Оглавление

Предисловие. 11

Успехи детской патопсихологии. 11

Внимание к ребенку, а не только к расстройствам. 12

Всесторонний и комплексный подход. 12

Пути развития и последствия расстройств в зрелости. 12

Жестокое обращение с детьми и расстройства, обусловленные отношениями. 12

Сочетание лечения и профилактики. 13

Оптимальная организация материала. 13

Удобные для читателя главы. 13

Ключевые термины, вводимые в каждой главе, перечисляются в конце главы.. 13

Основные изменения и дополнения. 13

Выражение признательности. 14

Рецензенты. 15

Глава 1. Введение. 16

История вопроса и научные достижения. 18

Пробуждение общественного сознания. 19

Психическое расстройство и задержка психического развития. 20

Ранние биологические атрибуции. 20

Ранние психологические атрибуции. 22

Совершенствование методов лечения. 24

Итоги раздела. 25

Патологическое поведение детей и подростков. 25

Определение психических расстройств. 26

Компетентность. 27

Пути развития. 28

Итоги раздела. 29

Риск и жизнеспособность. 30

Итоги раздела. 32

Значимость проблем психического здоровья детей. 32

Вопросы психического здоровья детей и подростков. 33

Контекстуальные факторы. 34

Специальные вопросы, касающиеся подростков. 35

Долговременные последствия. 35

Итоги раздела. 36

Предваряющий комментарий. 36

Ключевые термины. 37

Глава 2. Теории и причины детской психопатологии. 37

Каковы причины трудностей Джейка?. 39

Итоги раздела. 41

Роль теории. 41

Вопросы развития. 42

Взгляд с точки зрения психопатологии развития. 42

Итоги раздела. 45

Теоретическое обоснование. 45

Исходные установки. 46

Интегративный подход. 48

Итоги раздела. 49

Взгляд с точки зрения биологии. 49

Нервная пластичность и значение опыта. 50

Генетические факторы. 51

Нейробиологические факторы. 52

Итоги раздела. 57

Взгляд с точки зрения психологии. 57

Поведенческие и когнитивные влияния. 60

Итоги раздела. 61

Влияния со стороны семьи и социального окружения. 61

Эволюция и привязанность. 62

Контекст семьи и сверстников. 64

Итоги раздела. 64

Предваряющий комментарий. 65

Ключевые термины. 65

Глава 3. Исследования. 66

Научный подход. 66

Облегченная коммуникация: случай из практики. 67

Итоги раздела. 68

Исследовательский процесс. 69

Примеры исследуемых проблем. 69

Типовые предметы исследования. 70

Итоги раздела. 74

Методы изучения поведения. 75

Стандартизация, надежность и валидность. 75

Измерения. 76

Сообщения. 76

Психофизиология и нейроизображение. 77

Наблюдение. 78

Итоги раздела. 79

Исследовательские приемы. 79

Идентификация выборки. 80

Общие подходы. 80

Планы исследования. 83

Качественное (квалитативное) исследование. 89

Итоги раздела. 91

Вопросы этики и целесообразности. 91

Информированное согласие и выражение согласия. 92

Добровольное участие. 92

Конфиденциальность и анонимность. 92

Безопасные процедуры. 93

Другие проблемы этики и целесообразности. 93

Итоги раздела. 93

Ключевые термины. 94

Глава 4. Обследование, диагноз и терапия. 94

Клинические вопросы. 95

Процесс принятия решений. 95

Анализ развития. 96

Цели обследования. 98

Итоги раздела. 99

Оценка расстройств. 100

Клиническое интервью. 101

Обследование поведения. 104

Психологическое тестирование. 108

Итоги раздела. 114

Классификация и диагноз. 114

Категории и измерения. 115

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. 117

Итоги раздела. 121

Терапия. 121

Вмешательство. 122

Факторы культуры. 123

Задачи терапии. 123

Модели оказания медицинских услуг. 124

Этические и юридические соображения. 125

Общие подходы. 125

Эффективность методов лечения. 129

Итоги раздела. 130

Ключевые термины. 130

Глава 5. Гиперкинетическое расстройство и дефицит внимания (ГРДВ). 131

Описание и история изучения расстройства. 131

Описание. 131

История изучения расстройства. 133

Итоги раздела. 135

Главные характеристики. 135

Невнимательность. 135

Гиперактивность-импульсивность. 137

Дополнительные критерии. 138

Подтипы. 139

О чем молчат диагностические критерии Руководства DSM?. 139

Итоги раздела. 140

Ассоциированные характеристики. 140

Дефицит когнитивных навыков. 140

Речевые расстройства. 141

Медицинские и соматические характеристики. 142

Межличностные проблемы. 142

Ситуативные факторы и особенности задания. 144

Итоги раздела. 144

Сопутствующие психические расстройства и симптомы. 145

Оппозиционно-вызывающее расстройство. 145

Тревожность. 146

Депрессия. 146

Итоги раздела. 146

Распространенность и особенности протекания ГРДВ. 146

Гендерные различия. 147

Культурные и этнические различия в оценках распространенности и методах диагностики ГРДВ. 147

Течение заболевания и его последствия. 148

Итоги раздела. 149

Причины возникновения ГРДВ. Теории и гипотезы. 150

Генетические влияния. 151

Беременность, роды и раннее развитие. 152

Нейробиологические факторы. 153

Диета, аллергии и свинец. 154

Влияние семьи. 154

Итоги раздела. 155

Лечение. 156

Медикаментозное лечение: острая полемика. 157

Тренинг родительской компетентности (ТРК). 159

Педагогическая коррекция. 160

Интенсивные вмешательства. 161

Дополнительные вмешательства. 162

Комментарий по поводу спорных методов лечения. 163

Перспективы. 163

Итоги раздела. 164

Ключевые термины. 164

Глава 6. Проблемы поведения. 164

Описание. 165

Итоги раздела. 166

Среда, затраты и точки зрения на проблемы поведения. 167

Среда. 167

Социальные и экономические затраты. 169

Точки зрения. 170

Итоги раздела. 172

DSM-IV-TR: Основные характеристики. 172

Оппозиционно-демонстративное расстройство. 172

Расстройство поведения. 173

Итоги раздела. 177

Характеристики, взаимосвязанные с проблемами поведения. 177

Дефицит когнитивных и вербальных навыков. 177

Проблемы обучения. 178

Дефицит самоуважения. 179

Межличностные трудности в общении со сверстниками. 179

Семейные проблемы. 180

Проблемы, связанные со здоровьем. 181

Злоупотребление наркотиками и алкоголем. 182

Итоги раздела. 182

Сопутствующие расстройства и симптомы. 182

Гиперкинетическое расстройство и нарушения активности и внимания (синдром дефицита внимания). 183

Депрессия и тревога. 183

Итоги раздела. 184

Распространенность проблем поведения, пол и направления развития. 184

Распространенность. 184

Пол. 184

Пути развития асоциального поведения. 186

Последствия антисоциального поведения в зрелости. 189

Итоги раздела. 190

Причины. 190

Генетические влияния. 191

Нейробиологические факторы. 192

Социально-когнитивные факторы. 193

Семейные факторы. 194

Другие семейные проблемы. 196

Социальные факторы. 197

Средства массовой информации. 198

Культурные факторы. 199

Итоги раздела. 200

Терапия. 201

Тренинг родительской компетентности. 202

Когнитивный тренинг навыков разрешения проблем. 204

Многосистемная терапия. 205

Лекарственные препараты. 206

Превентивные вмешательства. 206

Итоги раздела. 208

Ключевые термины. 208

Глава 7. Тревожные расстройства. 209

Описание. 209

Переживание тревоги. 210

Отличие тревоги от страха и паники. 213

Нормальные страхи, тревоги, беспокойство и ритуальные действия. 213

Тревожные расстройства, согласно руководству DSM-IV-TR. 215

Итоги раздела. 216

Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте. 216

Распространенность и сопутствующие расстройства. 218

Возникновение, течение и последствия. 218

Нежелание или отказ посещать школьные занятия. 219

Итоги раздела. 220

Генерализованное тревожное расстройство. 221

Распространенность и сопутствующие расстройства. 223

Возникновение, течение и последствия генерализованного тревожного расстройства. 223

Итоги раздела. 223

Специфическая фобия. 223

Распространенность и сопутствующие расстройства. 225

Возникновение, течение и последствия специфических фобий. 225

Итоги раздела. 225

Социофобия (социальная тревога). 226

Распространенность, течение и сопутствующие расстройства. 228

Избирательный мутизм. 228

Итоги раздела. 228

Обсессивно-компульсивное расстройство. 229

Распространенность и сопутствующие расстройства. 231

Возникновение, течение и последствия обсессивно-компульсивного расстройства. 231

Итоги раздела. 232

Паника. 232

Приступы паники. 232

Паническое расстройство. 234

Распространенность и сопутствующие расстройства. 234

Возникновение, течение и последствия панического расстройства. 235

Итоги раздела. 235

Посттравматическое и острое стрессовые расстройства. 235

Распространенность и сопутствующие расстройства. 237

Возникновение, течение и последствия. 237

Итоги раздела. 239

Ассоциированные характеристики тревожных расстройств. 239

Нарушения когнитивных процессов. 239

Физические симптомы. 240

Дефицит навыков социального взаимодействия и навыков обработки эмоциональной информации. 240

Тревога и депрессия. 240

Итоги раздела. 241

Гендерные, культурные и этнические различия. 241

Итоги раздела. 242

Теории и причины. 242

Ранние теории. 243

Темперамент. 243

Генетические и семейные факторы риска. 245

Нейробиологические факторы. 246

Влияние семьи. 246

Итоги раздела. 248

Лечение тревожных расстройств. 249

Обзор. 249

Бихевиоральная терапия. 250

Когнитивно-бихевиоральная терапия. 252

Медикаментозное лечение тревожных расстройств. 254

Участие семьи. 254

Итоги раздела. 255

Ключевые термины. 255

Глава 8. Расстройства настроения. 256

Итоги раздела. 257

Депрессивные расстройства. 257

Основные признаки. 258

История изучения депрессивных расстройств у детей и подростков. 259

Депрессия у детей и подростков. 260

Депрессия и процесс индивидуального развития. 260

Природа депрессии. 261

Итоги раздела. 262

Большое депрессивное расстройство. 262

Сопутствующие расстройства. 265

Возникновение, течение и последствия. 265

Гендерные и этнические различия. 267

Итоги радела. 268

Дистимическое расстройство (DD). 268

Распространенность и сопутствующие расстройства. 269

Возникновение, течение и последствия. 270

Итоги раздела. 270

Ассоциированные характеристики депрессивных расстройств. 271

Интеллектуальная деятельность и учеба. 271

Когнитивные искажения. 272

Заниженная самооценка. 273

Социальное взаимодействие и проблемы взаимоотношений со сверстниками. 274

Семейные проблемы. 274

Суицид. 275

Итоги раздела. 276

Теоретические исследования депрессии. 276

Психодинамическая теория. 277

Теория присоединения. 277

Бихевиористская теория депрессии. 278

Когнитивная теория. 278

Другие теории депрессии. 280

Итоги раздела. 280

Причины депрессии. 281

Генетические и семейные факторы риска. 282

Нейробиологические факторы. 282

Влияние семьи. 283

Когда родители страдают депрессией. 284

Стрессовые события. 284

Регуляция эмоций. 285

Итоги раздела. 286

Лечение депрессии. 286

Психосоциальные вмешательства. 288

Медикаментозное лечение. 290

Профилактика. 291

Итоги раздела. 292

Биполярное расстройство (ВР). 292

Распространенность биполярного расстройства. 296

Сопутствующие расстройства. 296

Возникновение, течение и последствия биполярного расстройства. 297

Причины. 298

Лечение биполярного расстройства. 298

Итоги раздела. 299

Ключевые термины. 300

Глава 9. Умственная отсталость. 300

Интеллект и умственная отсталость. 301

Сенсация евгеников. 302

Определение и измерение интеллекта и адаптивности детей. 303

Споры о коэффициенте интеллекта. 304

Итоги раздела. 305

Черты умственной отсталости. 306

Клиническое описание. 307

Степени нарушения. 309

Уровни требуемой поддержки. 310

Распространенность. 311

Итоги раздела. 312

Возрастное развитие и результат в зрелом возрасте. 312

Мотивация. 314

Изменения в развитии. 314

Речь и социальное поведение. 315

Эмоциональные и поведенческие проблемы. 316

Другие нарушения. 317

Итоги раздела. 318

Причины. 318

Наследственность и влияние окружающей среды. 321

Генетические и конституциональные факторы. 321

Нейробиологическое влияние. 324

Социальная и психологическая сферы. 325

Итоги раздела. 326

Предупреждение, обучение и терапия. 326

Обучение родителей и пренатальный скрининг. 327

Психосоциальная терапия. 328

Итоги раздела. 333

Ключевые термины. 333

Глава 10. Аутизм и детская шизофрения. 333

Описание аутизма и история его изучения. 334

Итоги раздела. 336

Диагностические признаки аутизма, согласно диагностическому и статистическому руководству по психиатрическим расстройствам (DSM-IV-TR). 337

Спектр проявлений аутизма. 338

Итоги раздела. 340

Главные характеристики аутизма. 340

Нарушения социального взаимодействия. 340

Нарушение процессов коммуникации. 342

Итоги раздела. 346

Ассоциированные характеристики аутизма. 346

Роль семьи. 352

Итоги раздела. 353

Распространенность и особенности протекания аутизма. 354

Время наступления болезни. 354

Итоги раздела. 355

Причины аутизма. 356

Проблемы раннего развития. 356

Генетические влияния. 356

Структурные нарушения и функциональные расстройства мозга. 357

Итоги раздела. 360

Лечение аутизма. 360

Разные дети — разные методы лечения. 360

Общий обзор. 362

Программы раннего вмешательства. 365

Итоги раздела. 368

Другие тяжелые расстройства, вызванные нарушениями развития. 369

Синдром Аспергера. 369

Синдром Ретта. 370

Детское дезинтегративное расстройство. 370

Итоги раздела. 371

Детская шизофрения. 371

Диагностические признаки детской шизофрении, согласно руководству (DSM-IV-TR). 373

Психотические симптомы. 374

Итоги раздела. 375

Сопутствующие симптомы и патологические процессы. 375

Распространенность шизофрении. 375

Итоги раздела. 376

Причины заболевания. 376

Биологические факторы. 376

Факторы среды. 377

Итоги раздела. 378

Лечение шизофрении. 379

Итоги раздела. 379

Ключевые термины. 379

Глава 11. Коммуникативные расстройства и нарушения развития школьных навыков. 380

Определения и история. 382

Итоги раздела. 384

Развитие речи. 385

Фонологическая осведомленность. 385

Итоги раздела. 386

Расстройства коммуникации. 386

Расстройство экспрессивной речи. 387

Распространенность и течение. 388

Причины. 389

Лечение. 391

Заикание. 391

Распространенность и течение. 391

Причины и лечение. 392

Итоги раздела. 392

Расстройства развития школьных навыков. 393

Расстройство навыков чтения. 395

Расстройство навыков счета. 396

Расстройство навыков письма. 397

Распространенность и течение. 399

Случаи. 403

Предупреждение нарушений и их лечение. 408

Итоги раздела. 413

Ключевые термины. 414

Глава 12. Расстройства, связанные со здоровьем. 414

Итоги раздела. 415

К истории вопроса. 415

Итоги раздела. 416

Расстройства сна. 417

Регулирующие функции сна. 418

Нормальные фазы сна. 419

Влияние ситуации и культуры. 420

Характерные черты расстройств сна. 420

Лечение. 426

Итоги раздела. 428

Расстройства, связанные с освобождением организма. 428

Энурез. 428

Энкопрез. 431

Итоги раздела. 433

Хронические детские болезни. 433

Допустимые отклонения в здоровье детей. 435

Сахарный диабет. 437

Детский рак. 438

Развитие и течение. 439

Как адаптируются дети: Биопсихосоциальная модель. 442

Вмешательство. 444

Итоги раздела. 448

Ключевые термины. 448

Глава 13. Расстройства питания и родственные заболевания. 449

Как формируются паттерны питания. 450

Нормальное развитие. 450

Факторы риска в процессе развития. 450

Биологические регуляторы. 453

Итоги раздела. 454

Расстройства аппетита и питания в младенчестве и раннем детстве. 454

Извращенный аппетит. 454

Расстройство аппетита в младенчестве или раннем детстве. 455

Задержка развития. 456

Итоги раздела. 457

Ожирение. 457

Распространенность и развитие. 458

Итоги раздела. 461

Расстройства питания в юности. 461

Нервная анорексия. 462

Нервная булимия. 465

Распространенность и развитие анорексии и булимии. 467

Причины. 469

Лечение. 475

Итоги раздела. 478

Ключевые термины. 479

Глава 14. Жестокое обращение с детьми и отсутствие родительской заботы. 479

Исторический и семейный контекст. 481

Благоприятная атмосфера в семье. 482

Проявление заботы о ребенке. 484

Итоги раздела. 485

Типы насилия. 485

Физическое насилие. 486

Отсутствие родительской заботы. 486

Сексуальное насилие. 488

Эмоциональное насилие. 489

Итоги раздела. 489

Распространенность случаев жестокого обращения с детьми. Общая ситуация. 490

Статистика случаев жестокого обращения с детьми в Северной Америке. 490

Характеристики детей, ставших жертвами жестокого обращения. 491

Характеристики семьи и преступника. 491

Кросс-культурные сравнения. 492

Итоги раздела. 492

Процесс развития и психопатология. 492

Нарушение адаптации. 493

Последствия нарушений развития. 494

Психопатология и последствия, возникающие в зрелом возрасте. 498

Проблемы, связанные с посттравматическим синдромом. 499

Итоги раздела. 502

Причины. 502

Физическое насилие и отсутствие родительской заботы. 504

Сексуальное насилие. 507

Социальные и культурные факторы. 509

Итоги раздела. 511

Предотвращение случаев жестокого обращения с детьми и лечение детей, подвергающихся насилию. 511

Физическое насилие и отсутствие родительской заботы. 512

Сексуальное насилие. 514

Итоги раздела. 516

Эпилог. 516

Ключевые термины. 516

Литература. 517

(Eric Mash, David Wolf. Abnormal Child Psychology)

Учебное пособие по курсам детской и подростковой патопсихологии, психологии отклоняющегося поведения, патопсихологии развития детского и подросткового возраста, медицинской психологии и дефектологии. Текст гармонично совмещает клинико-диагностический и экспериментальный подходы.

Предисловие.

Писать второе издание учебника — одно удовольствие (по сравнению с первым!). Мы вполне довольны теплым приемом, оказанным первому изданию за короткое время, что прошло с момента его выхода. В то же время мы учли реакцию преподавателей и студентов, посоветовавших нам делать «чуть меньше примечаний», дабы поддерживать интерес студентов на должном уровне. Таким образом, мы использовали подсказанную возможность, чтобы сделать текст более коротким и концентрированным, не жертвуя при этом его академическими стандартами.

Мы полностью обновили второе издание, включив в него важные новые материалы, например, последние данные о причинах, подвидах, сопутствующих патологических процессах, путях развития, половых особенностях, этнической принадлежности и раннем вмешательстве. В то же время текст сохраняет те отличительные особенности, которые делают его одним из наиболее удачных учебников по курсу детской психопатологии, детской патопсихологии и поведенческих расстройств, свойственных детям. Мы имеем в виду интересные, написанные от первого лица сообщения и истории болезней, присутствие которых устанавливает прочные связи между ключевыми темами и личным опытом исследуемых детей и их семей.

Успехи детской патопсихологии.

За последнее десятилетие удалось добиться значительного прогресса в решении вопросов, относящихся к детской патопсихологии. Сегодня мы можем гораздо успешней отличать одни расстройства от других, что облегчает распознавание плохо понимаемых или не выявлявшихся ранее проблем, таких как расстройства научения, депрессия, подростковый суицид, расстройства, связанные с питанием, расстройства поведения, расстройства, вызванные хроническими заболеваниями, жестоким обращением и безразличием со стороны родителей, и многие другие нарушения. Кроме того, теперь нам больше известно о том, чем психологические расстройства у детей и подростков отличаются от расстройств у взрослых, и о том, насколько важно подходить к ним с точки зрения процессов развития.

За относительно короткое время детская патопсихология вышла далеко за рамки исследований отдельных детей и семей, рассматривая социальные и культурные влияния в комплексном, учитывающем развитие, ключе. Те из психологов, кто работает в этой сфере, теперь больше знают о многочисленных трудностях, с которыми сталкиваются дети с психическими расстройствами и их семьи, а также о требованиях, которые они вправе предъявить к организациям, связанным с психическим здоровьем, к образовательным учреждениям, медицине и правосудию, занимающимся делами несовершеннолетних.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.