Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Конспекты лекций по курсу «право»






Конспекты лекций по курсу «Право»

Тема 1. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ГОСУДАРСТВЕ.

Лекция 1. 1. Понятие и признаки государства. 2. Форма государства. 3. Понятие механизма государства. 4. Государство и право. Их роль в жизни общества.
1. Определение понятий Ø Власть (социальная власть) – объективно присущая обществу система волевых отношений между людьми (группами людей), выражающаяся в доминировании (господстве) воли отдельных индивидов или социальных групп над волей и сознанием других индивидов и групп при помощи авторитета, права, насилия, иных средств, с целью удовлетворения личных, групповых либо социально значимых потребностей и интересов. Ø Государственная власть – разновидность социальной власти, представляющая собой публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Ø Государственное принуждение – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства. Ø Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. Ø Государственность – сложнейший комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, а также компонентов неполитического характера, обусловленных самобытностью (спецификой) – экономических, политических, духовно-нравственных условий жизнедеятельности народа или объединения народов на определенном этапе развития общества. Ø Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Ø Суверенитет государства - существенное свойство государственной власти, выражающее собой ее независимость от какой-либо иной власти внутри и за пределами страны, а также самостоятельностью государственной власти в осуществлении всех своих внутренних и внешних функций. Ø Публичная власть – система властных отношений, осуществляемая в социально дифференцированном обществе правящей (политической) элитой, способной в силу экономических, военно-политических, социальных, социально-психологических и иных причин осуществлять принуждение в отношении большинства членов общества.
2. Определение понятий Ø Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Ø Форма правления – это порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением. Ø Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Ø Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Ø Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются либо формируются особыми представительными учреждениями. Ø Монархия – форма государственного правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Ø Демократия – одна из основных форм политической и социальной организации общества, государства и власти. Развивающийся и прогрессирующий в истории политический режим, обычно связанный с республиканской формой правления, основанный на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом социально-экономических, политических и гражданских прав и свобод. Ø Авторитаризм – политический режим, установленный или навязанный такой формой власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном ее органе и снижает роль других. Прежде всего, представительных ее институтов. Ø Империя – тип политической системы, а также разновидность межгосударственного устройства, для которых характерны: а) обширная территория; б) сильно централизованная государственная власть; в) ассиметричность отношений господства и подчинения между центром и периферией политической власти, игнорирующей интересы конкретных социальных групп, слоев населения, общностей; г) разнородный этнический, национальный, культурный состав населения страны. Ø Олигархия - форма государственного правления, при которой государственная власть принадлежит группе наиболее знатных и богатых лиц и осуществляется ими в своих целях.
Виды федераций:
Территориальная Национальная
1. Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями. 1. Субъекты национально-государственные образования.
2. Субъекты лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях. 2. Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности.
3. Установлен запрет одностороннего выхода из союза. 3. Гарантированность суверенитета больших и малых наций.
4. Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами. (США, Мексика, ФРГ) 4. Формирование высших государственных органов в определенной части из представителей субъектов федерации.
  5. Утверждение права наций на самоопределение. (Индия, Российская Федерация).
Конфедерация – форма государственного объединения, представляющая собой временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.
3. Определение понятий Ø Механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Государственная служба – вид трудовой деятельности, заключающейся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими должность в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за свой труд. Ø Бюрократия – политико-правовое понятие, отражающее: а) социальный организм, результат социальных антагонизмов, противоречий, конфликтов, приведших к организационно-управленческому и политическому отчуждению этого организма от общества; б) система и способ социального управления, осуществляемая с помощью аппарата власти, стоящего над обществом, обладающего специфическими функциями и привилегиями; в) слой людей, связанный с этой системой и входящих в аппарат власти («бюрократический аппарата») в качестве его служащих – «чиновничество». Ø Бюрократизм – социально-политическое, социально-психологическое и нравственно-правовое явление, выражающее собой характер организации и осуществления государственного управления, а также стиль мышления, сознания и поведения государственных служащих, для которых свойственно предпочтение формальным аспектам организационно-управленческой деятельности в ущерб ее содержательным, ценностно-смысловым компонентам. Ø Компетенция – совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций.
4. Определение понятий Ø Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающее совместно с государством развитые правовые отношения. Ø Правовое государство – особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами. Ø Легализация государственной власти – юридическое провозглашение правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. Ø Легитимация государственной власти – процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающее правильность, оправданность, справедливость, правовую и моральную законность и другие стороны соответствия данной власти, ее деятельности определенным, прежде всего психическим установкам, ожиданиям общества, народа. Ø Лоббизм – деятельность официально и неофициально действующих организованных групп давления на субъектов принятия политических решений посредством: а) финансового контроля, в том числе и простого подкупа политиков, чиновников; б) организационно-психологического воздействия; в) системы аргументации, выработки механизма подготовки социально-конструктивных актов группами экспертов, консультантов, советников. Ø Политическая система общества – сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействия и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Ø Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимосвязанных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Ø Дисциплина – предъявляемое к индивидам, общественным объединениям, государственным органам и должностным лицам общеобязательное и обеспечиваемое мерами правового принуждения требование точного и неукоснительного соблюдения (исполнения) установлений и предписаний различных социальных норм, прежде всего правовых актов подзаконного и локального характера, определяющих порядок поведения (деятельности) в различных сферах жизнедеятельности людей и обеспечивающее согласованность и целенаправленность совместных действий внутри коллектива, организации (учреждения), в обществе в целом.

 

 

Государство — это особая организация публичной, политичес­кой власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппа­ратом управления и принуждения, которая, представляя общест­во, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его объединение.

Государство руководит обществом, осуществляет политичес­кую власть в масштабах всей страны. Для этой цели используется государственный аппарат, который не совпадает с обществом, от­делен от него. Для содержания этого аппарата государство исполь­зует налоги, собираемые с населения.

Государство — не единственная организация, которая осущест­вляет власть в обществе. Есть политические партии, есть професси­ональные организации, молодежные, спортивные и т.д. Но от любой другой организации политически организованного общест­ва государство отличается рядом признаков.

1. Государство — единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общест­венная и т.п.) не охватывает все население. Каждый человек уже в силу своего рождения имеет определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным веле­ниям, а с другой — право на покровительство и защиту государства.

2. Государство обладает суверенитетом как внешним, т.е. независимостью от других государств в международных отношениях, так и внутренним — независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организа­циям.

3. Наличие специального аппарата принуждения. Только госу­дарство включает специальные силовые структуры (суд, прокура­туру, органы внутренних дел и т.п.) и материальные придатки (армию, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию госу­дарственных решений, в том числе и принудительными средствами.

4. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты — законы, указы, поста­новления и т.п.

Государственная власть осуществляется в разных сферах общественной жизни, в разных формах и разными методами. Все это обусловливает создание особого механизма государства, под которым понимают всю совокупность органов, призванных осу­ществлять управление обществом и реализовывать основные на­правления государственной деятельности.

В механизме любого государства выделяют по меньшей мере четыре структурные части:

1. Законодательные органы (парламенты, советы, собрания и т.д.), призванные к установлению основополагающих норм права.

2. Исполнительные органы, призванные обеспечить исполне­ние законов, в том числе и посредством издания подзаконных нормативных актов (кабинеты министров, министерства, ведом­ства, администрация и т.п.).

3. Органы юрисдикции, которые следят за законностью, воз­лагают ответственность, решают споры (суд, арбитраж, прокуро­ры, следственные органы).

4. Материальные придатки (армия, полиция, милиция, тюрьмы и т.п.), в задачи которых входит проведение карательных мер, при­нуждение к правомерному поведению, реагирование на правона­рушения, исполнение наказаний.

Понятие механизма государства отражает структуру государст­ва в его статике. Но государство — живой организм. Его органы постоянно функционируют в тесной взаимосвязи и взаимодейст­вии. Поэтому уместно использовать и другое понятие — механизм функционирования государства.

Под механизмом функционирования государственной власти понимается вся совокупность внутренних факторов, институтов, средств, обеспечивающих действие составных частей государства в их взаимозависимости.

Для характеристики названного механизма следует ответить по меньшей мере на три вопроса:

1) что приводит в действие государство;

2) что объединяет (связывает) один орган государства с другим;

3) что способствует или, напротив, тормозит реальное выполнение функций тем или другим органом государства.

В состав элементов механизма функционирования государства входят субъекты внутригосударственного воздействия (взаимодействия), объекты последнего и средства воздействия одной системы на другую, одного органа на другой. Серьезную нагрузку несут такие блоки, как принятие решения, доведение решения до адреса­тов, контроль за выполнением решений.

К механизму функционирования государства относится все то, что связано с внутригосударственным управлением и самоуправле­нием.

Праву в механизме функционирования государства обыкновен­но отводится первостепенная роль.

Социальное назанчение государства проявляется в его фукцниях, о которых принято говорить как об ос­новных направлениях его деятельности, обусловленных задача­ми государства и целями правового регулирования.

Необходимо отличать функции государства от функций отдель­ных его органов. В осуществлении функций государства так или иначе, в большей или меньшей степени, участвуют все эти органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменять никакой другой. В то же время все составные части органа (управ­ления, отделы, секторы и т.п.) должны через свои непосредствен­ные обязанности обеспечивать общие функциональные задачи ор­гана.

Исходя из задач государства, можно выделить следующие функ­ции государства на современном этапе:

Внутренние: 1) установление и охрана правового порядка, общественной безопасности, прав собственности, иных прав и свобод граждан; 2) экономическая; 3) культурная; 4) социальная; 5) экологическая.

Внешние: 1) поддержание мира и мирного сосуществования; 2) обеспечение делового партнерства и сотрудничества; 3) защита государственного суверенитета от внешнего посягательства.

Для характеристики внешенй органиацзии государсвтенной власти в науке используется категория форма государства. Форма государства показывает особенности устроения и функционирования государства. Онавключает в себя три связан­ных между собой института: форму правления, форму государст­венного устройства и государственный режим.

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и поря­док взаимодействия между собой и населением (разные виды рес­публик и монархий).

Форма государственного устройства характеризует взаимоотношения центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами власти, управ­ления и самоуправления (унитарные государства, федерации, кон­федерации).

Государственный режим означает совокупность методов осуществления государственной власти (демократический, авторитарный и т.д.).

Если обратиться в качестве примера к России, то с некоторой долей условности можно утверждать:

1. Россия является республикой. Высшие органы власти избира­ются населением. Взаимодействие органов власти с населением и между собой осуществляется на основе законов. Соотношение выс­ших органов между собой позволяет говорить о смешанной форме правления между парламентской и президентской республиками.

2. Россия — федеративное государство, составными частями ко­торого являются республики, края, области и два города федераль­ного значения.

3. Конституция устанавливает для России демократический политический режим.

 

Тема 2. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ПРАВЕ

Лекция 1. Основы знаний о праве 1. Объективное и субъективное право. 2. Норма права. Структурные элементы нормы права. Способы изложения норм права в статьях нормативных актов. 3. Источники права. Виды нормативных актов. Закон и подзаконные акты. 4. Система права. Система законодательства и структурные элементы. 5. Реализация права: понятие и формы. Применение права как особая форма реализации.  
5. Определение понятий Ø Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Ø Сущность права – главная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе. Ø Нормативность – признак права, выражающий собой в концентрированном виде общеобязательность, территориальную всеобщность и непрерывность во времени правовых предписаний. Ø Субъективное право – это мера возможного (дозволенного) поведения управомоченного лица в правоотношении, закрепленная за ним для удовлетворения его интересов. Ø Правовая культура – это система овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей. Ø Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Ø Принципы права – это основополагающие идеи (начала), выражающие сущность и ценность права. Ø Функции права – основные направления воздействия права на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначение права как регулятора общественных отношений. Ø Ценность права – реальная положительная значимость права как специфического социального регулятора для удовлетворения потребностей и интересов общества, государства, различных социальных групп и индивидов, обусловленная особыми свойствами и качествами права.
  1. Определение понятий
Ø Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Ø Структура нормы права – это внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее элементов. Ø Диспозиция – это часть нормы права, включающая права и обязанности, т.е. указывающая, как должен действовать человек, поп авший в условия, определенные гипотезой. Ø Гипотеза – это часть нормы права, в которой содержатся указания на факты и обстоятельства, при наличии которых норма права действует. Ø Санкция – часть нормы права, содержащая вид и меру юридической ответственности, если не будет выполнена диспозиция. Ø Бланкетный способ изложения нормы права – способ изложения нормы права в статье нормативного правового акта, при котором для уяснения содержания нормы права следует обратиться к нормам, изложенным в другом нормативном правовом акте.  
Виды правовых ном:
императивные диспозитивные
материальные процессуальные
законодательные подзаконные
общие специальные
обязывающие запрещающие
федеральные субъектов федерации
Исходные нормы (отправные, учредительные): v Нормы-принципы v Нормы-дефиниции v Нормы-начала v Целеустановочные нормы
  1. Определение понятий
Ø Форма (источник) права – это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения. Ø Правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения, соблюдение, исполнение которого обеспечивается силой государства. Ø Правовой прецедент – это решение судебного или административного органа по конкретному юридическому делу, которое государство признает общеобязательным правилом при разрешении всех аналогичных дел. Ø Нормативно-правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Ø Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Ø Подзаконный нормативный акт – это акт компетентного правотворческого органа государства изданный на основе и во исполнение закона содержащий юридические нормы. Ø Правотворчество – специфическая интеллектуальная деятельность, завершающая процесс правообразования, в результате которой создаются или изменяются существующие в государстве правовые нормы. Ø Систематизация права (законодательства) – деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативных актов в целях удобства пользования ими. Ø Инкорпорация – форма систематизации, состоящая в объединении действующих нормативных актов в сборнике или собрания и расположении их в определенном порядке (хронологическом, тематическом, алфавитном). Ø Консолидация – форма систематизации, состоящая в объединении нескольких нормативных актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативный акт без изменения содержания. Ø Кодификация – форма систематизации, состоящая в переработке нормативного материала и издании единого логически и юридически цельного нормативного акта. Ø Юридическая техника – это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности. Ø Юридическая конструкция – своеобразное и устойчивое построение прав, обязанностей, ответственности, их типовые схемы, модели, в которые облекается «юридический материал». Ø Юридические термины – словесные обозначения государственно-правовых понятий, с помощью которых выражаются нормативно-правовые предписания государства. Ø Юридическая коллизия – расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. Ø Правовые средства – это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.
  1. Определение понятий
Ø Система права – исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Ø Отрасль права – элемент системы права, представляющий собой упорядоченную совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения своим особым методом. Ø Институт права – совокупность правовых норм составляющих обособленную часть отрасли права и регулирующих определенную сторону (участок) однородных общественных отношений. Ø Подотрасль права – это система однородных институтов определенной отрасли права. Ø Публичное право – это совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих порядок деятельности органов государственной власти и управления. Ø Частное право – это совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка. Ø Предмет правового регулирования – обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права. Ø Метод правового регулирования – совокупность юридических приемов, способов воздействия права на общественные отношения. Ø Механизм правового регулирования - система правовых средств (нормы права, юридические факты, правоотношения, акты применения и др.), при помощи которых осуществляется результативное регулятивное воздействие на общественные отношения.
  1. Определение понятий
Ø Реализация права – претворение (воплощение) правовых предписаний в поведении участников правоотношений в форме соблюдения ими запретов, исполнения обязанностей, использования субъективных прав и применения компетентными органами и лицами правовых норм. Ø Соблюдение права – форма реализации норм права, при которой субъект, строго следует установленным запретам: не совершает тех действий, которые ему не дозволены. Ø Исполнение права – форма реализации норм права, связанная с выполнением субъектом права строго определенных в законе активных действий во исполнение возложенной на него юридической обязанности в интересах управомоченной стороны. Ø Использование права – форма реализации права, при которой субъект использует возможности, предоставляемые ему юридической нормой, т.е. осуществляет свои права. Ø Применение правовых норм – властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм. Ø Правовое поведение – социально значимое поведение индивидуально или коллективно действующих субъектов, подконтрольное их сознанию и воле, опосредованное нормами права, влекущее юридические последствия. Ø Правоотношение – это урегулированное правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которого выступают в качестве носителей взаимных юридических прав и обязанностей. Ø Юридические факты – это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений. Ø Пробел в праве – отсутствие нужной нормы, с помощью которой можно было бы разрешить возникший случай. Ø Юридическая практика – деятельность компетентных органов и должностных лиц по изданию и применению норм права, а также уже накопленный и объективированный опыт такой деятельности.

 

Обыденные представления о праве чаще всего связаны с опре­делением права в субъективном смысле — право как нечто принад­лежащее индивиду, как то, чем он может свободно распорядиться под защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на труд, право на отдых и т.д.).

Профессиональное понимание права практикующими юриста­ми обыкновенно базируется на определении права как совокупнос­ти правовых норм (право в объективном смысле), исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средст­ва) решения юридических дел.

Так или иначе, но само право и соответственно его понимание связаны с жизнью людей. И главное, с жизнью людей в обществе.

Для понимания процессов правообразования, а также для пони­мания того, откуда брать право в решении юридических дел, необ­ходимо обратиться к источникам права. Об источниках права гово­рят прежде всего как о факторах, питающих появление и действие права. Таковыми выступают правотворческая деятельность госу­дарства, воля господствующего класса (всего народа) и в конечном счете — материальные условия жизни общества. Об источниках права пишут также в плане познания права и называют соответст­венно: исторические памятники права, данные археологии, действующие правовые акты, юридическую практику, договоры, судеб­ные речи, труды юристов и др. Однако есть и более узкий смысл понятия «источник права»: то, чем практика руководствуется в ре­шении юридических дел. В российском государстве это в основном нормативные акты. Договор как источник права имеет относитель­но небольшое распространение, обычай почти не имеет места, а прецедент российской правовой системой пока отвергается.

По существу речь идет о внешней форме права, означающей выражение вовне государственной воли.

Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете должна быть обусловлена суще­ствующим социально-экономическим базисом; во-вторых, закре­пить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демо­кратических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и прохожде­ния нормативных актов в законодательном органе.

Итак, под источником позитивного (исходящего от государст­ва) права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование или изменение.

Разновидностями источников позитивного права являются: пра­вовой обычай, т.е. правило поведения, которое сложилось истори­чески в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательного; правовой прецедент — решение по кон­кретному делу, которому государство придает силу общеобязатель­ного в последующих спорах; договор — акт волеизъявления самих участников общественных отношений, который получает поддерж­ку государства. В современных условиях наиболее распространен­ными источниками позитивного права являются закон и подзакон­ный нормативный акт.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.