Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие черты характера.






 

Особенности национального характера японцев, как и любой другой этнической общности, по своей природе социальны. " Своеобразие условий жизни каждого народа, - специфика окружающих его явлений вырабатывает у него определенный способ восприятия мира, образ мышления. Способ производства, условия жизни японцев создали у них особый стиль проявления способностей к познанию.

Аккуратность и чистоплотность в сочетании с бережливостью служат как бы фундаментом для овладения известными производственно-практическими навыками, позволяющими японцам с поразительной точностью и совершенством создавать продукцию, которая является предметом зависти многих зарубежных фирм.Безусловно, здесь надо отдать должное японской любознательности. Японцы любознательны по натуре, по духу жизни, похоже, что они любознательны от рождения.

Хотя надо заметить, что этому качеству японца присуща практическая направленность, можно сказать, прагматическая нацеленность. Любознательность японца обусловлена конкретностью его мышления, в значительной мере воспитанного буддизмом.

Японский буддизм далек от каких бы то ни было аналитических, абстрактных построений. Буддизму свойственна простота, конкретность, лаконичность. Приверженцы буддизма настойчиво учатся тому, как общаться с друг другом, " минуя слова". Одна из популярных буддийских притч так иллюстрирует постулат о нераздельном единстве субъекта и объекта: " Маленькая рыбка сказала морской королеве:,, Я постоянно слышу о море, но что такое море, где оно - я не знаю,,. Морская королева ответила:,, Ты живешь, движешься, обитаешь в море. Море и вне тебя и в тебе самой. Ты рождена морем, и море поглотит тебя после смерти. Море есть бытие твое,, ". Японцев учат познавать суть вещей без абстрагирования, потому и любознательность японцев конкретна.

И вообще японцы любят все конкретное, образное, что объясняет складывание такой черты характера, как практицизм. Решая те или иные задачи, японцы действуют на основе предыдущего опыта, а не путем абстрактных построений.Сталкиваясь со сложными ситуациями, они подходят к их решению с корыстных позиций. Многие исследователи японского национального характера подчеркивают, что японцы сразу принимают то, что имеет для них практическую ценность. Этому соответствует и своеобразная японская логика мышления: она основывается скорее на обстоятельствах, чем на заданных принципах.

Критерием рационального поведения является успех в жизни, который, считают японцы, зависит в первую очередь от бережливости и в большей степени от вежливости.

Вежливость, несомненно, одна из кардинальных норм в национальном характере японцев. Альфа и омега японского образа жизни. Любое слово, слово, жест, поступок, даже побуждение отмечены печатью вежливости.

В Японии никого не удивят приветливые продавцы в магазинах, внимательные шоферы такси, учтивые официанты. Вежливость буквально пронизывает взаимоотношения гостиничной прислуги и гостей, водителя автобуса и пассажиров, хозяина какого-нибудь магазинчика или продавца и покупателей. Так, заходя в обычно пустующие магазинчики средней руки, где продавцы имеют возможность коротать время где-либо в уютном уголке, покупатель, как правило, извещает о своем приходе словами: " Гомэн кудасай! "

(" Извините пожалуйста! "). Он может долго рассматривать товар, интересоваться подробностями, расспрашивать и всегда получит вежливый ответ. Но перед тем как взять что-либо в руки, японец извинится и спросит разрешения хозяина. Вежливая речь является непременным атрибутом общения в Японии.

В современной Японии с большим вниманием относятся к традициям, к далекому прошлому, к памятникам старины. Японцы во всем видят смысл, уходящий корнями в далекую древность. На Новый год (празднества, кстати сказать, длятся целую неделю) у каждого дома ставятся ветки сосны (символ долголетия, могущества), развешиваются пучки соломы и узкие бумажные полоски. Соломенные пучки затем сжигают, " чтобы отогнать злых духов", как

это делали в старину. Особенно сильно влияние на японцев традиционных ценностей семейной системы, которая всегда носила консервативный характер.Действия человека ограничивались ориентацией на семейный коллектив, полное подчинение главе семьи.

Отношение японцев к " чужой" культуре ни отталкивалось, ни слепо принималось; достаточно часто он приобретало характер соревнования, диалога, который со временем стал внутренним принципом японской культуры.Заимствованные элементы иноземной культуры творчески переправлялись, приобретали новый характер и постепенно становились частью японской традиции.Психологическая " открытость" вдет к совмещению любви к традиции с любовью к чужому и новому. Поэтому японский традиционализм - явление особого рода.

Япония благодаря своему островному положению и высокой плотности населения могла постепенно видоизменять и перерабатывать все вновь доходившие до нее культурные влияния в соответствии со своими национальными целями. После" открытия" Японии во второй половине 19в. японцы редко прибегали к разного рода искусственным защитным барьерам против внешнего культурного натиска. Впитывая чужую культуру постепенно, Япония сумела сохранить свою исконную культуру.

Японцы перенимали у других то, что представляло для них интерес на конкретном этапе их исторического развития. Каждый элемент чужой культуры осваивался таким образом, чтобы можно было его приспособить к японским условиям. В результате заимствования всегда носили прагматический характер, да и, по существу, заимствованиями не были - скорее речь может идти о своего рода трансформации, применительно к социальным или иным потребностям Японии. Во всем этом процессе отчетливо просматривается устойчивый этноцентризм, явившийся питательной средой одной из доминирующих черт японского национального характера- гордости за свою нацию.

Японский этноцентризм имеет глубокие исторические корни. Он обусловлен особенностями этногенеза, географическим положением и спецификой производства в стране, всем ходом социального развития. Оторванность от континентальных цивилизаций, постоянная готовность к нашествиям породили у японцев стремление к замкнутости, усилили националистические тенденции. В результате в психологии японцев особое значение приобрела сложная социально-психологическая система, в которой понятие " мы", т. е.японцы, четко противостоит понятию " они" - все те, кто не японцы.

Известно стремление японцев рано (в пятьдесят или пятьдесят с небольшим лет) удалятся от дел и предаваться эстетическому наслаждению природой- деревьями, цветами, птицами, ветром и луной. По утверждениям японского писателя Тэцудзо Таникава, чувство прекрасного - это основа японского национального характера, именно та кардинальная черта, вокруг которой группируются все остальные. Также он подчеркивает, что, все, что в представлении иностранцев соединяется с Японией - обучение женщин художественной аранжировке цветов, искусству чайной церемонии и сочинению стихов, обучение мужчин военным искусствам - имеет отношение к чувству прекрасного.

Эстетические нормы вообще в большей степени определяют жизненную философию японцев, художественный вкус пронизывает весь уклад их жизни.

Присущее японцам чувство прекрасного они выражают и в процессе труда. Японцы отдаются труду самозабвенно, с наслаждением. Трудолюбие и связанное с ним усердие во всех сферах трудовой деятельности - важнейшая черта японского национального характера.

Вежливость, аккуратность, терпеливость, бережливость, любознательность и другие близкие к ним черты группируются вокруг стрежневой черты - самообладания, имеющего самые разнообразные оттенки.

В Японии популярно выражение: " Самурай холоден, как его меч, хотя и не забывает огня, в котором этот меч был выкован". И действительно, самообладание и сдержанность - качества, которые с древних времен считались у японцев первыми признаками храбрости. Эти черты национального характера во многом обусловлены влиянием буддизма, проповедовавшего терпение, воздержание и сдержанность. В средние века, когда самурай обязан был сохранять присутствие духа в ответственных случаях, эти качества считались безусловно необходимыми.

Идея умеренности и самоограничения пронизывает всю японскую культуру, и японец с детских лет постигает суть высказываний Лао-цзы - " Тот, кто знает свой жребий, тот не будет унижен"; " Тот, кто знает свой жребий, тот не будет унижен", на всю жизнь впитав идею о том, что нельзя желать большего, чем тебе отпущено судьбой. Японские писатели, такие, как «Камо-но Тёмэй» (" Надежды на хижину") и «Кэнко» (" Записки от скуки), пропагандировали эту идею в художественной форме, способствуя созданию специфически японского стиля поведения.

Интересны жизненные правила, которых следует придерживаться японцам: 1) примиряйся с ситуацией, какой бы она ни была; 2) находи возможность соблюдать установленные правила; 3)ограничивай себя в развлечениях; 4) причиной несчастья считай самого себя. Следование этим правилам, в свою очередь, сказалось на особом подходе японцев к оценке объективной действительности: в характере японцев и их мировоззрении ярко обозначился фатализм.

Эта черта имеет глубокие корни в сознании японцев. В чрезвычайных обстоятельствах, во время стихийных бедствий японцы предпочитают придерживаться позиции пассивного выжидания, когда " все пройдет само собой". Книги, пьесы, песни, в которых трактуется понятия " судьба", " рок", " предрешенность" и т.п., ценятся и пользуются большой популярностью у современных японцев. Фатализм, иррациональное ощущение предрешенности прослеживается в различных аспектах жизни: за многими жизненными событиями японцы видят какие-то скрытые силы.

Еще я хотела бы выделить такую важную черту японского характера, как любовь к природе, но, по моему мнению, она достойна более детального рассмотрения. Поэтому о ней я изложу ниже.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.