Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постановка проблемы






- определяются уровни притязаний, затем прогнозируются результаты при условии сохранения политики. Они сравниваются с уровнем притязаний и выявляются разрывы и возможности их устранения.

Долгосрочная стратегия

- для устранения разрывов между прогнозными значениями показателей и теми, на которые претендует предприятие, разрабатываются новые стратегии, где исследуются возможности новых производств.

Среднесрочное планирование

- в соответствии с выбранной долгосрочной стратегией намечаются среднесрочные задачи и направления, составляются среднесрочные планы.

Краткосрочное планирование

- среднесрочные задачи конкретизируются, устанавливаются их исполнители, сроки, проводится контроль.

 

 

Тема 2. Организация плановой работы

На предприятии

 

Состав и функции плановых органов на предприятии

Состав плановых органов на предприятии зависит от размера предприятия, динамичности рынка продукции, стабильности контрагентов, от особенностей технологического развития.

 

Рис. 2.1. Состав плановых органов на предприятии

 

К основным функциям высшего руководства предприятия относятся:

ü установление единой стратегии развития;

ü выбор основных способов ее достижения;

ü определение технологии разработки плана.

Организация планирования и контроль за выполнением плана возложены на плановый отдел предприятия. В его функции входит:

ü разработка структуры планов и направление их для утверждения высшим руководством предприятия;

ü организация работы по составлению планов, вид которых утвержден руководством предприятия;

ü составление технико–экономических прогнозов деятельности предприятия;

ü разработка нормативных плановых документов;

ü согласование планов всех подразделений предприятия.

Плановый отдел взаимодействует со структурными подразделениями, которые участвуют в подготовке планов предприятия:

1. Производственный отдел на основе плановых заданий разрабатывает номенклатурные производственные задания цехам или участкам, устанавливает сроки и контролирует ход выполнения этих заданий.

2. Финансовый отдел занимается планированием издержек и конечных показателей финансовой деятельности предприятия.

3. Отдел сбыта планирует конкретные направления сбыта продукции, а также новые формы обслуживания и торговли.

4. Товарный отдел отвечает за планирование ассортимента выпускаемой продукции, а также планирует количество уменьшения рекламаций.

5. Отдел кадров планирует использование трудовых ресурсов на предприятии.

 

Схема осуществления планирования на предприятии

 

Схема осуществления планирования на предприятии зависит от разновидности организационной структуры и уровня централизации планирования.

Различают 3 вида схем планирования:

1. «Сверху - вниз»

2. «Снизу - вверх»

3. «Круговая» («встречная»)

 

1. Планирование «сверху - вниз»

 

 

 

2. Планирование «Снизу - вверх»

 

3. «Круговое планирование»

 

 

Виды планирования в зависимости от схем

осуществления планирования на предприятии

 

Реактивное планирование (схема «снизу-вверх»)базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства. Оно опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции.

При таком планировании производственные проблемы рассматриваются не в комплексе, а по отдельности. Реактивное планирование начинается с низших звеньев и предполагает перечень необходимых изменений.

Затем разрабатывается проект устранения недостатков, дается оценка затрат и резервов, по каждому проекту устанавливаются нужные приоритеты.

Далее отбирается проект, предполагающий расходование большего объема ресурсов, чем требуется в реальных условиях.

К недостаткам реактивного планирования относится то, что оно приводит к потере конкурентоспособности предприятия и вытеснению его с рынка.

Инактивное планирование («круговое планирование») исходит из текущего положения предприятия. Его основные цели – выживание и стабильность производства.

Свой стиль и традиции инактивная организация ценит выше, чем эффективность планово - производственной деятельности (бюджетные организации, государственные учреждения)

Недостатком является то, что инактивное планирование не способствует экономическому росту предприятия.

Преактивное планирование (схема «сверху - вниз») предполагает непрерывные изменения в различных сферах деятельности предприятия. Оно опирается на достижения науки и техники, использует прогнозы и эксперименты.

Начинается преактивное планирование с прогнозирования внешней среды, затем формулируются важнейшие цели предприятия и его стратегия.

Основной недостаток такого планирования – при долгосрочном прогнозе велика вероятность ошибки.

 

Согласование планов предприятия

 

Согласование планов предприятия обуславливает взаимозависимость всех структурных подразделений.

Существует 2 способа согласования планов:

ü последовательное планирование, т.е. один план разрабатывается на базе другого;

ü синхронное планирование, т.е. содержание планов, определяется одновременно.

На предприятиях процесс планирования осуществляется, как правило, комбинировано, т.е. представители разных уровней управления должны согласовывать свои цели и представления о путях их достижения в ходе повторяющихся совещаний.

При комбинированной интеграции разделов плана следует учитывать 2 момента:

1. Первичный план является грубым предварительным планом, на основе которого разрабатываются децентрализованные планы. Первичный план исходит из наиболее важных ресурсов. В процессе планирования исходные планы корректируются, если выявлены неиспользованные ресурсы отдельных подразделений предприятия.

2. Первичный план может быть доминирующим планом, который в краткосрочном периоде требует подстраивать под себя производственные планы. Этот случай не предполагает корректировки исходного плана.

 

Разработка и утверждение планов предприятия

 

Планирование начинается с определения и принятия на предприятии контрольных показателей его деятельности. Затем в рамках установленных контрольных показателей разрабатываются частные планы отдельных экономических служб и подразделений предприятия. В случае если у предприятия имеются филиалы, разрабатываются планы филиалов. После этого составляется сводный план предприятия.

Для эффективной организации планирования необходимо разработать следующие мероприятия:

ü учет всех объектов планирования и мероприятий по планированию, их группировка по плановым комплексам в соответствии со структурой системы планирования;

ü определение состава участников, времени и места проведения совещаний, посвященных планированию на предприятии;

ü передача субъектам планирования исходных данных, инструктивных материалов, нормативных документов;

ü установление графиков разработки разделов плана и их координация; утверждение плана;

ü принятие графика проведения совещаний контрольного характера.

Этапы утверждения плана:

1. Отдел планирования принимает частные планы экономических служб и подразделений предприятия и по согласованию с ними осуществляет при необходимости корректировку плана.

2. Разрабатывается проект сводного плана предприятия, который предоставляется на утверждение руководству. При этом план должен содержать аналитическую записку.

3. Руководство предприятия рассматривает предлагаемый проект плана. Может быть предусмотрена специальная процедура обсуждения проекта плана с учетом представителей экономических служб и подразделений.

После этого план или принимается к выполнению, или возвращается на доработку.

При разработке плана важно установить сроки его разработки. С одной стороны, процесс планирования следует начинать как можно позже, чтобы иметь возможность обработать больший объем свежей информации. С другой стороны, его следует начинать как можно раньше, чтобы иметь достаточно времени для системной подготовки решений.

 

Корректировка плана

 

План можно корректировать не только на уровне руководства предприятия, но и на уровне отдельных подразделений. Корректировка плана осуществляется на различных стадиях планирования:

ü разработки;

ü утверждения;

ü выполнения;

ü контроля.

Планы могут корректироваться в связи с изменением горизонта планирования, изменением условий внешней среды, возникновением форс-мажорных обстоятельств.

Корректировка плана не должна приводить к изменению контрольных показателей и не должна быть частой. Частая корректировка плана свидетельствует о недостатках системы планирования.

В случае корректировки плана по инициативе подразделений последние предоставляют руководству предприятия ходатайство с обоснованием необходимости изменений. В ходатайстве должны быть указаны причины, обуславливающие необходимость изменения плановых показателей.

 

Аналитическая записка к проекту плана

 

Аналитическую записку рекомендуют составлять к тем плановым документам, которые утверждает высшее руководство предприятия.

В бизнес–плане роль аналитической записки может выполнять резюме (краткое описание плана).

Аналитическая записка составляется плановым отделом и подается руководством на утверждение. Она должна отражать содержание планового документа, цели его составления, сроки на которые он рассчитан, необходимые пояснения к плановым показателям.

Аналитическая записка должна быть краткой и четко структурированной.

Аналитическая записка включает в себя следующие разделы:

1. Динамика развития предприятия (уточняется текущее положение предприятия и задачи, на решение которых направлен план).

2. Достигнутые и предполагаемые позиции предприятия на рынке продукции.

3. Состояние внутренних ресурсов предприятия и возможности их развития.

Аналитическая записка нужна только на время обсуждения проекта плана руководством предприятия, с принятием плана она утрачивает свое значение.

 

Анализ качества выполнения плана

 

Для анализа качества выполнения плана необходима система показателей, характеризующих его реальность, напряженность, оптимальность и обоснованность.

1. Реальность плана означает возможность его осуществления в ближайший отрезок времени. Критерий реальности плана может быть установлен на основе анализа действительного положения предприятия и возможности его развития с одной стороны и анализа имеющихся средств воздействия на ход развития с другой стороны.

2. Уровень напряженности плана показывает насколько рационально используются планируемые экономические ресурсы в процессе производства продукции.

, где

Апл (факт) – плановый (фактический) показатель,

Аэт – эталонный (нормативный) показатель

Если предприятие работает в нормальных условиях, то Ки =1. Если имеет место превышение, следует скорректировать плановые показатели до равновесного значения с производственными возможностями предприятия.

3. Оптимальность и обоснованность характеризуется степенью риска плановой деятельности. Степень риска в условиях рыночной неопределенности можно оценить, как:

ü нормальную при отклонении фактических данных от запланированных показателей до 10%;

ü высокую - до 20%;

ü чрезмерную – 40%;

ü недопустимую - свыше 50%.

Оценка уровня выполнения плана

 

Выполнение плана оценивается руководителями и плановыми службами предприятия путем периодического сравнения плановых показателей с фактическими по заранее установленным контрольным точкам. В качестве контрольных точек могут быть временные отрезки или конкретные производственные показатели.

При утверждении плана предусматривается ответственность руководителей и работников подразделений предприятия за достижение плановых показателей. За нарушение ответственности применяются следующие меры:

ü наложение взыскания;

ü понижение в должности;

ü уменьшение или невыплата премиальных;

ü снижение заработной платы.

Материальные взыскания в случае невыполнения планового задания налагаются и на работников предприятия. В качестве других мер по отдельным работникам предприятия применяется понижение в должности, изменение установленного уровня квалификации, перевод на менее квалифицированную и ниже оплачиваемую работу.

 

Тема 3. Сетевое планирование

Сущность, задачи и сфера применения сетевого планирования

Сетевое планирование – это графическое изображение определенного комплекса выполняемых работ, отражающее их последовательность, взаимосвязь и планируемую продолжительность и обеспечивающее оптимизацию разработанного графика с целью его использования для текущего управления ходом работ.

Сетевое планирование основано на построении сетевой модели. Сетевая модель – это график, представляющий собой множество соединенных между собой элементов для описания технологической зависимости отдельных работ и этапов предстоящих проектов.

Применение сетевого планирования в современном производстве способствует достижению ряда задач:

1. Обоснованно выбирать цели развития каждого подразделения предприятия.

2. Устанавливать детальные задания всем подразделениям предприятия.

3. Привлекать к составлению планов будущих исполнителей предстоящих работ.

4. Более эффективно распределять и эффективно использовать ресурсы предприятия.

5. Прогнозировать ход выполнения основных этапов работ и своевременно корректировать сроки.

6. Проводить многовариантный расчет путей выполнения работ.

7. Обеспечивать в процессе планирования и управления работами взаимодействие долгосрочной стратегии с краткосрочными целями предприятия.

Сферы применения сетевого планирования:

ü выполнение маркетинговых исследований;

ü проведение научно – исследовательских работ;

ü проектирование опытно – конструкторских разработок;

ü освоение опытного и серийного производства;

ü строительство и монтаж промышленных объектов;

ü ремонт и модернизация оборудования;

ü разработка бизнес–планов;

ü производство новых товаров;

ü реструктуризация действующего производства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.