Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формулирование предпосылок






Назначение и задачи планирования

Планирование является одной из важнейших функций управления на предприятии.

Рис. 1.1. Связь планирования с другими функциями управления

Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование любого предприятия.

Спланировать деятельность предприятия -значит составить план его функционирования и развития и в дальнейшем контролировать его выполнение.

Д. Хан рассматривает планирование в широком и узком аспектах.

Планирование (в широком смысле) – предвосхищение будущих событий путем целенаправленного поиска оценки и отбора альтернатив, которые основываются на определенных гипотезах о состоянии внешней среды.

Планирование (в узком смысле) – выявление будущих событий. На этой основе разрабатывается стратегия предприятия.

В современных экономических условиях планирование деятельности предприятия связано с маркетингом.

Основная задача планирования – разработать программу действий для получения предприятием максимально возможной прибыли. С помощью планирования предприятия преодолевают возникающие диспропорции, рационально используют ресурсы, устраняют неопределенность.

Решение указанных задач может быть осуществлено следующим образом:

ü предвидением рыночных тенденций и соответствующая корректировка производственной программы;

ü целенаправленным повышением контролируемой доли рынка предприятием;

ü исследованием требований потребителей;

ü выпуском продукции высокого качества;

ü точным учетом условий конкуренции;

ü материальным и моральным стимулированием трудового коллектива.

 

Принципы планирования

1. Конкретность и измеримость планов предприятия. Предприя­тие должно иметь четкие ориентиры своей хозяйственной деятельности.

2. Принцип маржинальности (предельных величин). План должен быть рассчитан на достижение максимально возможных результатов.

3. Ориентированность во времени. План должен иметь четкие вре­мен­ные границы.

4. Достижимость показателей плана и его реалистичность.

5. Гибкость – возможность приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды.

6. Комплексность – охват всех сфер деятельности предприятия.

7. Непротиворечивость различных видов планов предприятия. Выполнение плана работ одного подразделения не должно нарушать ход работы другого подразделения и предприятия в целом.

8. Обязательность выполнения плана.

 

План предприятия как продукт плановой работы

 

Планпредприятия – это система мероприятий, предусматривающая их цели и содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов, объемы, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации продукции и услуг.

План используется для обоснования предпринимательских идей, а также для управления предприятием в процессе достижения установленных целей. Он должен обеспечить желаемые темпы и пропорции развития предприятия.

План для сотрудников предприятия является руководством к действию. Разрабатывая план, руководитель должен ответить на ряд вопросов:

ü какую продукцию следует производить;

ü сколько продукции выгодно произвести, и какие ресурсы при этом использовать;

ü какую технологию производства необходимо использовать;

ü каковы требования к организации сбыта продукции;

ü кто будет потреблять произведенную продукцию и по каким ценам;

 

Выбор горизонта планирования. Виды планирования

 

Горизонт планирования – это тот временной отрезок, на который рассчитано выполнение планового задания.

Выбор горизонта планирования обусловлен следующими факторами:

ü средним временем от появления идеи до ее внедрения;

ü продолжительностью воздействия принимаемых решений на организацию;

ü степенью предсказуемости будущего.

В зависимости от горизонта планирования различают долго-, средне- и краткосрочное планирование.

Долгосрочный план рассчитан на срок от 5 до 15 лет и предусматривает формирование перспективных целей предприятия, а также принятие решений, направленных на лучшее распределение ресурсов на основе долгосрочных прогнозов. Этот вид планирования предполагает внедрение новшеств и объединение инновационных стратегий подразделений предприятия. Разновидностью долгосрочного планирования является стратегический план.

Среднесрочный план разрабатывается на срок от года до 5 лет. Эти планы более подробны и содержат большее число количественных показателей. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура предприятия, производственные мощности, инвестиции, потребности в финансовых ресурсах, НИОКР.

Краткосрочное планирование рассчитано на срок до 1-го года. Данное планирование выступает в форме текущих и оперативных планов.

ü Текущий план – план, где увязаны все направления деятельности предприятия и работы структурных подразделений на текущий год.

ü Оперативный план направлен на решение конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Эти планы имеют высокую степень детализации (кассовый план, кредитный план).

 

Процесс планирования деятельности предприятия

 

Процесс планирования деятельности предприятия – это порядок организации плановых работ. Он включает 4 этапа:

1 этап. Анализ ситуации на рынке

Проводится на основе экспертных оценок, подтвержденных статистическим анализом. Целью такого анализа является выявление основных рыночных тенденций за время, предшествующее планированию.

Ситуационный анализ включает:

ü региональный экономический анализ;

ü анализ основных отраслей;

ü анализ конкурентной среды;

ü анализ направлений технического развития;

ü оценку перспектив сотрудничества с федеральными и местными органами власти.

Результатом данного этапа являются прогнозы, касающиеся положения предприятия на рынке.

2 этап. Анализ позиции предприятия

Предполагает оценку положения предприятия на местном рынке, технической обеспеченности, инфраструктуры предприятия и кадровых ресурсов. На основе проведенного анализа формулируются рыночные и внутренние задачи предприятия на предстоящий плановый период.

К рыночным задачам относятся:

ü усиление или сохранение позиций на местном рынке;

ü достижение к концу планового периода конкретных объемов производства;

ü формирование универсального спектра продукции;

ü создание имиджа лидера.

К внутренним задачам относятся:

ü достижение контрольных показателей деятельности предприятия;

ü поддержание определенного уровня ликвидности;

ü реструктуризация активов и пассивов.

Этап. Собственно планирование

Планирование деятельности предприятия должно осуществляться по принципу оптимального использования ресурсов. Порядок планирования, перечень видов планов в целом по предприятию устанавливается руководством предприятия. Порядок планирования деятельности отдельных подразделений предприятия определяется плановым отделом предприятия.

Этап. Контроль за выполнением планов

Предполагает учет фактических показателей и сравнение их с плановыми показателями, тем самым повысив эффективность управления.

 

Стадии процесса планирования

Собственно планирование можно смоделировать по нескольким стадиям. Рассмотрим модель японского экономиста Т. Конно, который выделял 5 стадий процесса планирования.

Формулирование предпосылок

- определяется философия и цели предприятия, собирается информация об окружающей среде, составляются прогнозы о будущем положении предприятия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.