Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология «6 сигма» и качество ПС.






Использование ITIL для обеспечения качества при проектировании ПС.

ITIL – это обширная методология, охватывающая практически все вопросы, связанные с разворачиванием и использованием информационных систем. ITIL в настоящий момент имеет следующие составляющие: 1. Служба поддержи, 2. Оказание услуг, 3. Управление безопасностью, 4. IT – инфраструктура, 5. Управление цепочками поставок, 6. Управление программными проектами и активами, 7. Бизнес – вопросы обеспечения антипроекта в том числе аутсорсинг.

ITIL хорошо согласуется со стандартами ISO 9000, особенно в части требований к основным бизнес – процессам. Данная методология обычно используется для обеспечения 3-4 уровня зрелости процессов разработки ПС. Однако, данная методология не затрагивает непосредственно процесс разработки программного обеспечения, а потому обычно используется совместно с другими моделями качества, например CMMI.

Отличительная черта стандарта ITIL — систематический и профессиональный подход к управлению ИТ-услугами: Предоставление пользователям более полного и качественного обслуживания за счет повышения эффективности взаимодействия ИТ-службы и пользователей ИТ-услуг; Уменьшение стоимости ИТ-услуг; Повышение производительности обслуживания и максимально полное использование накопленных знаний и опыта.

Основные принципы ITIL: Организация деятельности ИТ-службы осуществляется с использованием процессного подхода. Задачей ИТ-службы является предоставление основному бизнесу полного набора информационных услуг. ИТ – сервисы поставляются на основании «Соглашения об уровне предоставления сервисов (Service Level Agreement)», которое является согласованным и утвержденным документом. Качество предоставления ИТ-сервиса является измеряемой величиной.

Преимущества ITIL заключаются в следующем: использование передового опыта и проверенных знаний; направленность деятельности IT на решение задач бизнеса; использование IT службы поставщиками IT-услуг для бизнес-подразделений; регламентирование деятельности IT соглашением об уровне услуг; стандартизация работы IT-персонала; направленность на обеспечение оп тимального качества IT-услуг для потребителей; использование подходов менеджмента качества в управлении IT-сервисами; возможность подтверждения стоимость IT–сервиса, на основании соглашения об уровне обслуживания.

Библиотека ITIL постоянно пополняется и дорабатывается с учетом нового опыта и знаний, полученных в индустрии оказания ИТ-услуг. Передовые методы ITIL, позволяющие повысить эффективность управления ИТ–инфраструктурой, на сегодняшний день используются большинством крупных мировых компаний.

12. Стандарты ISO, используемые при обеспечении качества процессов создания ПС.

ISO 9000 — серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий.

Серия стандартов ISO 9000 разработана Техническим комитетом ТК 176 Международной Организации по Стандартизации (ISO, International Organization for Standardization). В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM) Принято считать, что при разработке 1-й версии стандартов ISO серии 9000 ТК 176руководствовался британским стандартом BS 5750, разработанным Британским институтом стандартов BSI. В свою очередь, считается, что британский стандарт базировался на отраслевых стандартах ВПК

Стандарты серии ISO 9000, принятые более чем 190 странами мира в качестве национальных, применимы к любым предприятиям, независимо от их размера, форм собственности и сферы деятельности.

Сертификация производится по единственному стандарту из этой серии, содержащему требования: ISO 9001. Организация ISO не проводит сертификацию по ISO 9001. Действует двухуровневая система подтверждения соответствия. Сертификацией систем менеджмента качества отдельных организаций занимаются специально сформированные аудиторские организации (органы по сертификации). Они, в свою очередь, аккредитуются национальными аккредитационными обществами. Так же существуют и независимые системы аккредитации.

Цель серии стандартов ISO 9000 — стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества продукции предприятия-поставщика. Исходная направленность стандартов серии ISO 9000 была именно на отношения между компаниями в форме потребитель/поставщик. С принятием в 2000 году 3 версии стандартов ISO серии 9000 большее внимание стало уделяться способностям организации удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков. ISO 9004 делает акцент на достижение устойчивого успеха. Указанные стандарты помогают предприятиям формализовать их систему менеджмента, вводя, такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия.

Стандарт ISO 9000 является фундаментальным, принятые в нем термины и определения используются во всех стандартах ISO серии 9000. Этот стандарт закладывает основу для понимания основных элементов системы менеджмента качества продукции согласно стандартам ISO серии 9000. ISO 9000 определяют 8 Принципов менеджмента качества, а также использование процессного подхода с целью постоянного улучшения.

Сертификат соответствия требованиям ISO 9001 необходим предприятиям: работающим на таких рынках или с такими заказчиками, которые требуют наличия такого сертификата; работающим в секторах экономики, государственно или корпоративно регулируемых таким образом, что наличие сертификата соответствия ISO 9001 является обязательным.

Методология «6 сигма» и качество ПС.

Начало методологии Six Sigma было положено компанией Motorola в конце 80 гг. 20 века. Среди компаний, применяющих эту методологию, — сама Motorola, General Electric, Honeywell, Samsung Electronics, Seagate Technology, Microsoft, Nokia Mobile Phones и др.

Реализация методологии Six Sigma проходит в виде цикла DMAIC: определение, измерение, анализ, совершенствование, контроль. Данный цикл построен на количественных методах принятия решения и функционирует следующим образом: определяется проблема, требующая решения; осуществляется измерение всех характеристик, связанных с проблемной областью; проводится анализ полученных измерений, формируется мероприятие по совершенствованию объектов, процессов или систем. На окончательном этапе анализируется эффективность выполненных мероприятий.

На этапе «определения» (define) ставятся цели и определяются рамки проекта, выявляются проблемы, которые должны быть решены для достижения определенного уровня отклонений.

На этапе «измерения» (measure) происходит сбор информации о текущем состоянии дел для получения данных, характеризующих базовый уровень показателей работы, и выявления участков, требующих наибольшего внимания.

На этапе «анализа» (analyze) выявляются основные причины возникновения проблем в обеспечении качества, после чего правильность выбора этих причин проверяется при помощи специальных инструментов анализа данных.

На этапе «совершенствования» (improve) внедряются решения, ориентированные на устранение основных причин тех проблем, которые были определены на этапе анализа.

Цель этапа «контроля» (control) — оценка и мониторинг результатов предшествующих этапов. На данном этапе улучшения подкрепляются модификацией системы стимулов и поощрений, наборов правил, процедур, систем MRP, бюджетов, инструкций для персонала и других рычагов управления. Для гарантии корректности документации можно обеспечить, например, ее соответствие спецификации ISO 9000.

Не смотря на промышленное происхождение, методология получила довольно широкое распространение в среде разработчиков ПО, т.к. данные компании, обычно, серьёзнее относятся к качеству своей продукции, чем обычная промышленная компания. Ориентация на количественные методы позволила применять Six Sigma как инструмент постоянного совершенствования процесса, особенно существенно заметен эффект от использования Six Sigma в организациях достигших высоких уровней зрелости в соответствии с CMMI или ISO/IEC 15504. Основное преимущество Six Sigma, а именно ориентация на количественные методы является и основным недостатком, поскольку для применения количественных методов необходимо подготовить процессы, о неправильном применении этих методов может стать источником внутренней дезинформации организации. На практике Six Sigma обычно не применяется самостоятельно, а используется вместе с другими моделями качества программного обеспечения.

Основное назначение – создание количественного инструмента для оценки кач-ва технич. и орг. процессов. Кроме того в рамках дан. методологии был разработан цикл совершенствования процессов, к-рый работал на основе их колич. сравнения.

2. Основные понятия в области разработки и стандартизации ПС. Информационная технология – это совокупность методов производственных и программно-технологических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационная система – это организационно-упорядоченная взаимосвязанная совокупность средств и методов информационных технологий, также используемых для хранения, обработки и выдачи информации для достижения поставленных целей. Программное средство (изделие) – это программа или логически связанная совокупность программ, имеющая следующие признаки: 1. записана на носителях данных 2. является продуктом промышленного производства 3. снабжена программной документацией 4. предназначена для широкого распространения посредством продажи методами freeware, shareware или другими Программный продукт – набор комплексных программ, процедур и, возможно, связанной с ними документации данных (ISO/IEC 12207; 1995) Стандартизация — это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик, как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, а также право на безопасность и комфортность труда. Цель стандартизации — достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Качество программного средства – это совокупность свойств, которые обуславливают возможность удовлетворения определенных потребностей пользователя в соответствии с назначением программного средства. Эффективность и качество программных средств. В основу обеспечения качества программных средств положены следующие компоненты: 1) мониторинг разработки, т.е. контроль на определенных стадиях создания программных средств, соответствие фактического состояния процесса плановому. 2) стандартизация ПО 3) испытания (тестирования) как предварительных вариантов, так и финальной версии ПС Согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126 выделяют 6 основных характеристик качества программных средств: 1) функциональная пригодность, которая характеризует область применения и основные задачи ПС. Для оценки (1) используют следующие показатели: - пригодность по применению для решения конкретных задач, т.е. связь функционального назначения ПС с задачами, которые оно должно решать - точность, определяющая, на сколько алгоритм формирования результата обеспечивает его точность - защищенность, определяющая степень защиты от ошибок несанкционированного доступа, которые могут повлиять на выполнение основной функции ПС - способность к взаимодействию с другими ПС - согласованность со стандартами отрасли - согласованность со стандартами проектирования 2) надежность, т.е. способность ПС устойчиво функционировать несмотря на воздействие окружающей среды. Надежность характеризуется: - уровнем завершенности ПС, т.е. количеством ошибок, оставшихся при разработке ПС - обратная связь по оценке продукта потребителями в аспекте качества работы ПС - устойчивость к ошибкам при эксплуатации - перезапускаемость, т.е. возможность восстановления ПС с минимальными потерями после серьезного сбособа 3) практичность или применимость ПС – определяется тем, насколько удобны в эксплуатации ПС. Применимость включает: - понятность ПС, характеризующая то, насколько интерфейс приспособлен к уровню подготовки пользователя - характер предоставления эксплуатационной документации - обучаемость, т.е. наличие адаптируемых и пополняемых тематических справочников в составе ПС. 4) потребность в ресурсах (эффективность). Эффективность ПС зависит от того, насколько много требуется аппаратных ресурсов для реализации основных функций. Эффективность может быть ресурсной или временной. С понятием эффективности связано понятие пропускной способности информационной системы с определенным набором ПС, который определятся скоростью выполнения конкретных функций данной информационной системы. 5) сопровождаемость – оценивается полнотой и достоверностью документации, созданной при разработке ПС, а также предполагаемых и выполненных изменениях с тем, чтобы в любой момент времени можно было однозначно определить, какая действует версия ПО, какие изменения проведены, какие нет. С данным понятием тесно связано понятие управление конфигурацией ПО. Сопровождаемость включает: - удобство для анализа; - изменяемость; - стабильность; - тестируемость

6) мобильность (переносимость) – определяется способность ПС функционировать на различных аппаратных и программных платформах. Мобильность характеризуется: - адаптируемостью – структурируемость – замещаемостью – внедряемостью Помимо вышеперечисленных показателей используют следующие: 1) корректность ПС; 2) способность к взаимодействию ПС; 3) защищенность ПС






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.