Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ежегодно в мире в ДТП погибают более 300 тыс. человек и более 15 млн. получают травмы. В РБ ежегодно в ДТП погибают более 2000 чел.






ПРИЧИНЫ ДТП:

Около 75 % всех ДТП происходят из-за нарушения водителями Правил дорожного движения. Наиболее опасным видом нарушений остаётся превышение скорости, выезд на полосу встречного движения. Каждое десятое ДТП - по вине пьяного водителя. Растет уровень ДТП также по вине пешеходов (беспечность, несобранность), неисправности машины, плохих дорог, и в значительной степени – неблагоприятных метеорологических условий.

 

Аварии пассажирских и товарных поездов, электропоездов.

В РБ более 6 тыс. км ж/д путей и их грузонаполненность в 8 – 15 раз выше по сравнению с другими развитыми странами. Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы в вагонах. При возгорании опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

При перевозке опасных грузов, таких как легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ХОВ и РВ, происходят взрывы, пожары, загрязнение окружающей среды. Ликвидировать такие аварии очень сложно.

Аварии в метрополитене.

Сегодня метро стало одним из наиболее распространённых и надёжных видов транспорта. Ещё на заре появления этого вида транспорта самой крупной катастрофой считался пожар в 1902 г. в Парижском метро - в деревянных вагонах сгорели заживо 80 чел. В 1975 г. крушение электропоезда Лондонской подземки стало причиной гибели 43 чел. и ранения 74 пассажиров. 28 октября 1995 г. - крупнейшая за всю историю мировой подземки катастрофа в Баку. За считанные минуты в ядовитом дыму от возникшего пожара задохнулись почти 300 человек и среди них 28 детей!

Причины: ЧС на станциях, в тоннелях и вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, падения пассажиров с платформы на пути.

Аварии пассажирских и грузовых судов, в том числе нефтеналивных происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине членов экипажа; Это возможно в результате столкновения между судами, посадке судна на мель, течи корпуса судна и др. Много аварий и катастроф происходит из-за ошибок при проектировании и строительстве судов.

Вот только несколько крупнейших морских катастроф: 1912 г. – затонул " Титаник", погибло более 1500 чел. В 1939 г. та же участь постигла пароход " Индигарка″ - погибло 1500 чел. В 1986 г. ушёл на дно лайнер " Адмирал Нахимов", погибло более 400 чел. В 1994 г. погиб морской паром ″ Эстония″, погибло 900 человек. Ежегодно в мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых гибнет свыше 2 тыс. человек.

К работам по ликвидации последствий аварий и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа. При необходимости капитан может обратиться и к пассажирам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи:

- спасение людей, терпящих бедствие;

- борьба за живучесть корабля; ликвидация пожара, пробоин.

К работам по спасению людей и судна привлекаются специальные судоспасатели, буксиры, экипажи других плавсредств.

Аварии на авиационном транспорте.

В РБ имеется 7 аэропортов со статусом Международных.

На воздушном транспорте в авиакатастрофах прошлого столетия погибло около 100 тыс. человек в мире. Несмотря на принимаемые меры, количество аварий и катастроф не уменьшается.

Основные причины аварий и катастроф.

1. Разрушения отдельных конструкций самолётов.

2. Отказ двигателей.

3. Нарушение работы систем управления, связи, пилотирования.

4. Недостаток топлива и др.

5. Человеческий фактор – более 50% всех причин .

Поражающие факторы: декомпрессия, (резрежение воздуха в салоне) при разгерметизации самолета, пожар в самолете, удар при падении или посадке

Аварии на трубопроводном транспорте.

В РБ общая протяженность магистральных нефте- и продуктопроводов около 6 тыс. км, газопроводов – 5 тыс. км. При авариях опасен выброс под давлением опасных химических и взрывопожароопасных веществ, в результате чего возможна гибель людей, материальный ущерб и экологические бедствия.

Предупреждение транспортных аварий и катастроф: это мероприятия по борьбе и устранению тех факторов и причин, которые приводят к росту транспортных аварий:

* своевременное устранение технических неполадок транспортного средства, улучшение качества дорог и диспетчерского контроля;

* изучение с раннего детского возраста правил дорожного движения, борьба с беспечностью и невнимательностью пешеходов и водителей, воспитание культуры дорожного движения у населения;

* повышении уровня подготовки и профессионализма водителей, их своевременное мед. обследование;

* это также своевременное прогнозирование неблагоприятных метеоусловий и оповещение населения об этом и пр.

 

Правила поведения при транспортныхавариях

Как действовать при неизбежности столкновения в ДТП?

Безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих. Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо – перевести лобовой удар в скользящий боковой по бамперу.

Во время столкновения с препятствием все мышцы должны быть напряжены!!! При этом нужно, если автомашина идет на малой скорости упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен упереться руками и ногами в переднее сиденье и прижмите головы к рукам. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и упасть набок. Наиболее опасное место – переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нем. Если Вы едете на переднем месте пассажира, упритесь руками в передний щиток, но не в стекло (закройте голову руками и завалитесь набок на сидении).

Как действовать после аварии?

Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Постарайтесь как можно быстрее выбраться из автомобиля (м.б. взрыв, пожар). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше – возможен взрыв. При ДТП, оказав первую помощь пострадавшим, необходимо вызвать «скорую помощь» и ГИБДД.

Как действовать при падении автомобиля в воду

При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть. Или дождаться, пока вода заполнит салон, вдохнуть остатки воздуха и выбраться вплавь (через дверь?).

Помните, что при дорожно-транспортном происшествии главное - бе­речь голову от травм. Не пытайтесь покинуть машину во время движения навстречу препятствию (шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при катапультировании);

 

Рекомендации пассажиру автобуса, троллейбуса, трамвая во время дорожно-транспортного происшествия:

- в момент удара, сидя в кресле, упритесь руками и ногами в переднее сиденье;

- если в момент удара вы стоите, постарайтесь ухватиться за поручень и удержаться, присев на корточки; если приходится падать, постарайтесь не удариться головой;

- все мышцы должны быть напряжены и не должны ослабляться до пол­ной остановки;

- после аварии или катастрофы постарайтесь быстрее выбраться из транспортного средства, так как оно может загореться. Обычно в дверях при аварии бывает давка или дверь заклинивает. Поэтому лучше выбираться че­рез аварийное окно (выдернув шнур из резинового уплотнителя окна и выда­вить стекло) или через аварийный выход. Можно проще - разбить стекло мо­лотком; можно выбраться и через форточку, если позволяют габариты вашего тела. В автобусах и троллейбусах можно эвакуироваться через верхние вен­тиляционные люки;

- при возникновении пожара в салоне, приготовьте носовой платок, часть ткани одежды для защиты органов дыхания; если в салоне находится огнету­шитель или ящик с песком приступайте к тушению пожара (если нет реальной угрозы вашей жизни);

- в случае короткого замыкания, вспышки в салоне трамвая или трол­лейбуса покидать транспортное средство лишь тогда, когда водитель остано­вит его и отключит электрические цепи;

- если вы упали в воду как пассажир общественного транспорта, то глав­ная опасность для вас не вода, а другие пассажиры. Они забьют все выходы своими телами. Оставайтесь на месте, пока салон не заполнится водой, потом выбирайтесь через форточку или верхние вентиляционные люки. Если нет рядом открытой форточки, выбейте ногой или другим предметом окно. До за­полнения салона автобуса водой дышите глубже и чаще, чтобы насытить орга­низм кислородом.

Как действовать при аварийной обстановке на борту авиалайнера:

Безопасность как полета зависит не только от экипажа, но и от пассажиров. Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и пр. Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет и им пользоваться.

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов.

Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д.

Обычно экипаж самолета успевает оповестить пассажиров о возможной аварии. Тогда пассажир перед аварией должен принять безопас­ную фиксированную позу (согнуться, плотно сцепить руки под коленями, макси­мально наклонив голову или упереться руками в переднее кресло, голову поло­жить на руки, а ногами упереться в пол). В момент удара максимально напрячь­ся и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику. После остановки самолета необходимо уходить через ближайший путь вы­хода. При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. При аварийном выходе из самолета соблюдают следующие правила:

- открыть аварийный люк, достать спасательный канат и выбросить его наружу;

- прежде чем покинуть самолет, надо снять обувь на высоком каблуке;

-соблюдать правила выхода: сначала ноги, потом голова,

- растянуть матерчатый желоб, сесть на порог надувного трапа и спус­титься по нему вниз;

Пожар в самолете.

-не дышите дымом, защищайте дыхательные пути одеждой;

- двигайтесь к выходу после того, как самолет остановился,

- если в салоне много дыма, двигайтесь по полу на четвереньках; помните, что дым, а не огонь - главная опасность;

- не стойте в толпе у выхода; если очередь не двигается, помните что есть другие выходы;

- не открывайте запасные люки в том месте, где снаружи огонь и дым;

- помните, что самолет надо покинуть за 5 минут и удалиться от самоле­та на расстояние до 1, 5 км, пока не взорвалось топливо.

При декомпрессии самолета (из салона выходит воздух) срочно воспользоваться кислородной маской. На высоте до 3 км состояние декомпрессии устраняется.

Действия при высадке с судна:

Решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила: в первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам; перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя больше одежды, а сверху – спасательный жилет. Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду; если Вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет; так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству; после погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего судна (не менее 100 м)

Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи – более месяца.

Действия при железнодорожной аварии:

Наиболее распространенными железнодорожными авариями и катастро­фами являются: столкновения поездов, их крушение, пожары в вагонах.

При крушении или экстренном торможении поезда:

- закрепиться, чтобы не упасть. Для этого нужно схватиться за поручни и упереться в стену или сиденье ногами;

- помните, что после первого удара могут быть другие, поэтому не расслаб­ляйтесь,

- после окончания ударов срочно покинуть вагон, так как высока вероят­ность пожара. Если поезд остался на рельсах, но есть запах дыма, а в коридоре толпятся люди, то можно использовать окна-аварийные выходы, расположенные в 3 и 6 купе. Там необходимо повернуть рукоятку на себя, предварительно сорвав пломбу. Нажать на себя ручку-защелку окна;

- можно выбраться из вагона и через окно любого купе, но помните, что разбить стекла трудно, они прочные,

- после остановки – срочно покинуть вагон, взяв самое необходимое, т.к. высока вероятность пожара,

- выбравшись из вагона, помогите выбраться другим.

При пожаре в вагоне:

- при задымлении или пожаре срочно подготовить защиту для дыхания — шарф, любую ткань, намочить их любой жидкостью;

- постоянно дышать через смоченную в жидкости ткань, выделяемый при горении малминита (облицовка вагона) газ является токсичным;

- покидать вагон используя один из вариантов, описанных выше;

- если эвакуация проводится в соседний вагон, действуйте по указанию проводника;

- выбравшись из вагона, включайтесь в спасательные работы, соблю­дайте меры безопасности при прохождении встречных поездов.

 

Тема 6. Предупреждение чрезвычайных ситуаций на химически опасных объектах, организация и содержание мероприятий химической защиты

 

СДЯВ – сильно действующие ядовитые вещества.

ХОВ – химически опасные вещества.

В настоящее время в промышленности, сельском хозяйстве и в быту используется более 10 млн. химических соединений. Опасность представляют вещества, смертельная доза которых для человека не превышает 100 мг/кг.

Исходя из этого опасными являются около 10 тыс, особо опасны – несколько сот из них, которые носят название СДЯВ или ХОВ (воздействия этих веществ может вызвать острые и хронические заболевания людей или их гибель).

В РБ имеется 107 видов СДЯВ, но только 34 из них широко используются в народном хозяйстве.

Аварии и катастрофы с выбросом СДЯВ – нередкое явление. Так, в мире ежесуточно регистрируется 17-18 химических аварий.

В РБ ежегодно – от 10 до 25 аварий с выбросом СДЯВ.

Наиболее распространенные СДЯВ – хлор, аммиак, сероводород, синильная кислота, фосген, метан и др. В большинстве случаев при обычных условиях они находятся в газообразном или жидком состояниях.

Крупными запасами СДЯВ располагают предприятия химической, оборонной, нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, черной и цветной металлургии, заводы минеральных удобрений, хладокомбинаты, овощебазы и водопроводные станции, а также химические вещества, перевозимые автомобильным и железнодорожным транспортом.

По характеру воздействия на организм ХОВ подразделяют на:

· токсические – вызывают отравление всего организма (СО, цианиды, свинец, ртуть, мышьяк),

· раздражающие – вызывают раздражение слизистых глаз и дыхательных путей (хлор, аммиак, фтористый водород)

· сенсебилизирующие (аллергизирующие) – растворители и лаки на основе нитросоединений, формальдегид,

· канцерогенные – вызывают развитие раковых заболеваний (никель, хром и их соединения, асбест, бензоевая кислота),

· мутагенные – вызывающие изменения наследственных признаков (свинец, марганец, РА).

Объекты, на которых используются СДЯВ называются х имически опасными объектами (ХОО) - предприятие народного хозяйства (в т.ч. научно-исследовательское учреждение), при аварии или разрушении которого могут произойти массовые поражения и гибель людей, животных, растений и природной среды химически опасными веществами.

ХОО могут иметь 4 степени опасности:

1-я степень опасности – в зону возможного заражения могут попасть более 75 тыс. человек, время заражения воздуха несколько суток, воды – до нескольких месяцев.

2-я степень опасности – в зону химического заражения может попасть 40-75 тыс. человек, время заражения воздуха от нескольких часов до нескольких суток, воды – до нескольких суток.

3-я степень опасности - в зону заражения может попасть менее 40 тыс. человек, время заражения воздуха от нескольких минут до нескольких часов, воды – часы, несколько суток.

4-я степень – зона заражения не выходит за пределы объекта, время заражения воздуха и воды – как и при 3-ей ст.

 

В республике насчитывается 345 ХОО с общим запасом СДЯВ более 40 тыс. тонн. Из них 1-ой степени опасности – 3 объекта (ПО " Полимер" – Новополоцк; ПО " Азот" - Гродно; " Водоканал" - Минск); 2-ой степени опасности – 11 объектов; 3-ей степени опасности– 221 предприятие; четвертой степени опасности – остальные 110.

 

Причины аварий: повреждения и разрушения ёмкостей при хранении СДЯВ, нарушение правил транспортировки или переработки химических веществ; выход из строя отдельных агрегатов, трубопроводов; неисправности транспортных средств; нарушение правил техники безопасности на производстве. Кроме того, некоторые нетоксичные вещества в определенных условиях (взрыв, пожар) в результате химической реакции могут образовать химически опасное вещество. Причиной аварии может стать стихийное бедствие, возможны диверсии, теракты. \

Зона химического заражения - это территория, подвергшаяся воздействию отравляющих и сильно действующих ядовитых веществ в концентрациях, создающих опасность для жизни и здоровья людей, животных и растений в течение определенного времени.

Различают следующие зоны заражения по токсодозам

Токсодоза – количественная характеристика опасности СДЯВ, соответствующая определенному уровню поражения ( количеству пораженных или погибших).

· зона смертельных токсодоз ( вызывает летальный исход у 50% пораженных), в непосредственной близости от аварии;

· зона выводящих из строя токсодоз (вызывает отравление у 50% попавших в зону людей), на удалении от аварии;

· зона пороговых токсодоз (единичные отравления).

Характер и размеры зоны химического заражения зависят:

· от свойств отравляющих веществ;

· средств и способов их применения;

· метеоусловий (направление ветра, влажность, температура возд);

· рельефа местности;

· количества очагов (населенных пунктов) и людей в черте зоны;

Распространение паров и аэрозолей отравляющих веществ возможно на довольно большое расстояние от места их непосредственного применения (на несколько десятков км). Пары отравляющих веществ с поражающими концентрациями могут проникать в негерметизированные укрытия, квартиры, подъезды, подвалы домов, погреба, на чердаки и застаиваться там. Застои ХОВ создаются также в замкнутых городских кварталах, в садах и парках, а в сельской местности – в лесах, низинах, вдоль рек и оврагов, на лугах, болотах и полях сельскохозяйственных культур.

Осевшие в зоне непосредственного применения капли отравляющего вещества образуют при испарении вторичное облако зараженного воздуха, которое, распространяясь по ветру вслед за первичным облаком, обусловливает длительность поражающего действия ХОВ.

Особенно большую опасность представляет заражение каплями и парами отравляющих веществ пищевых продуктов, фуража и источников воды. ХОВ способны заразить и сделать непригодными для пользования открытые водоисточники, особенно непроточные водоемы небольшого размера (пруды, озера), колодцы.

Хлор.

Газ желто-зеленого цвета с резким, раздражающим специфическим запахом. Сжижается при –34 С. В 2, 5 раза тяжелее воздуха. Применяется хлор для хлорирования воды; для получения пластмасс, инсектицидов, растворителей, глицерина и т. п.; как отбеливающее и дезинфицирующее средство; при изготовлении спичек и горючих смесей для фейерверков.

Скапливается в низких местах, затекает в подвалы, тоннели, движется в приземных слоях атмосферы. Пары раздражающе действуют на слизистую оболочку, кожу, дыхательные пути и глаза.

Газообразный хлор реагирует с влагой слизистых оболочек дыхательных путей, образуя соляную кислоту и активированный кислород, которые вызывают химический ожог слизистых (слизистые губ и рта приобретают зеленовато-синий цвет). Из-за резкого угнетения центра вдоха развивается оборонительный рефлекс – остановка дыхания, который можно снять только ивл. При легких отравления х жалобы на боль, жжение в груди, першение в горле, сухой кашель, небольшое затруднение дыхания, резь в глазах, слезотечение. При отравлении средней степени тяжести присоединяются боль в груди, сухой мучительный кашель, рвота. Полное клиническое выздоровление наступает через 10–15 дней.

При тяжелых отравлениях развиваются явления токсического отека легких. Общее состояние тяжелое, судороги, утрата сознания, удушье, возможна асфиксия, смерть.

Неотложная помощь:

-- защита органов дыхания – противогаз, влажная ватно-марлевая

повязка;

-- эвакуация из очага (на носилках) в направлении, перпендикулярном направлению ветра;

-- вне очага – частичная санитарная обработка: промывание глаз,

носа, рта 2 % раствором питьевой соды;

-- обильное щелочное питье;

-- покой, согревание;

– применение симптоматических средств,

-- при необходимости - искусственное дыхание методом «изо рта в рот».

Для дегазации газообразного хлора используют распыленный раствор кальцинированной соды или воду, чтобы осадить газ. Место разлива заливают аммиачной водой, известковым молоком, раствором кальцинированной соды или каустика.

Аммиак.

Бесцветный газ с резким удушливым запахом, едкий на вкус; летуч, взрывоопасен; применяется аммиак для производства азотной кислоты и ее солей, нитрата и сульфата аммония, мочевины (производство удобрений); при крашении тканей; в медицине (нашатырный спирт); в качестве хладагента в холодильниках; при серебрении зеркал.

Аммиак – судорожный яд. Приводит к развитию выраженной мышечной слабости с повышением рефлекторной возбудимости, нарушению координации движений, резкому снижению способности мозговой ткани усваивать кислород.

При легких отравлениях возникает насморк, першение и боль в горле, слюнотечение, осиплость голоса, гиперемия слизистых оболочек верхних дыхательных путей и глаз.

При тяжелых отравлениях – сильный приступообразный кашель с пенистой мокротой, удушье, боли в груди и желудке, рвота, временная слепота, цианоз, задержка мочи. Наступает резкое расстройство дыхания и кровообращения. Возможно развитие воспаления легких, реже – токсического отека легких. Возникает сильное возбуждение, резкие звуки вызывают судороги.

При попадании через рот возникают резкие боли в горле, по ходу пищевода, в желудке, обильное слюнотечение, кровавая рвота, кашель, тахикардия, коллапс.

При действии в высоких концентрациях аммиак вызывает поражение кожных покровов, возможны химические ожоги глаз.

Неотложная помощь:

-- защита органов дыхания - фильтрующий респиратор или

противогаз, влажная ватно-марлевая повязка;

-- эвакуация из очага (на носилках) в направлении,

перпендикулярном направлению ветра;

-- частичная санитарная обработка: при поражении глаз – немедленное промывание широко раскрытого глаза водой в течение 15 мин; при резких болях 1 2 капли 1 % раствора новокаина, сульфацилнатрий;

-- при поражении кожи: обмывание чистой водой; примочки из

5 %-ого раствора уксусной кислоты;

-- при поражении органов дыхания: теплые пар ингаляции;

-- теплое молоко с содой;

-- при попадании в желудок – промывание желудка через зонд;

В газообразном состоянии аммиак нейтрализуют распылением воды с поливомоечных пожарных машин.

 

Синильная кислота (цианистый водород)

Отравляющее вещество общеядовитого действия (общетоксического) вызывает общее отравление организма, поражая его жизненно важные системы. При этом не оказывает выраженного местного действия на те органы и системы, через которые проникла в организм.

Синильная кислота – бесцветная, прозрачная, легко подвижная жидкость с запахом горького миндаля.

Механизм действия синильной кислоты основан на параличе тканевого дыхания при высоком содержании кислорода в артериальной крови (резкое понижение потребления кислорода тканями и образование в них углекислоты в результате разрушения дыхательного фермента цитохромоксидазы). В ответ на гипоксию резко увеличиваются частота и глубина дыхания с последующим угнетением дыхательной функции вплоть до остановки дыхания. Механизм действия един с таковым при отравлении СО.

Симптомы: металлический привкус во рту, горечь, тошнота, гловная боль, шум в ушах, одышка, боли в области сердца, чувство страха, лицо розовой окраски, судороги, потеря сознания, смерть.

Различают молниеносную и замедленную формы отравления. При молниеносной форме смерть наступает почти мгновенно.

При замедленной форме симптомы развиваются постепенно, в течении нескольких дней. Смерть наступает от остановки дыхания.

Неотложная помощь:

В очаге поражения немедленно одеть противогаз; влажную ватно-марлевую повязку;

При появлении признаков отравления применить антидоты: амилнитрит (в синем марлевом чехле) или пропилнитрит (в красном) - ампула вводится под маску противогаза и раздавливается около носа.

Эвакуация!!! Необходима срочная эвакуация, так как антидоты связывают цианиды в крови и задерживают поступление их в ткани в течение 2–3 ч, спустя это время синильная кислота вновь становится свободной.

Если картина поражения про­должает нарастать, можно повторить ведение антидота. АНТИЦИАН, в/м (в шприц-тюбике).

В чистой зоне частичная санитарная обработка.

Промывание желудка с применением сорбентов.

При ос­тановке дыхания проводится искусственная вентиляция легких (ИВЛ).

Предупреждение аварий на ХОО:

*Размещение ХОО на безопасном удалении от жилой застройки,

*Использование на объектах потенциально безопасных промышленных агрегатов и установок,

*Внедрение автоматизированных систем контроля безопасности производства, правила безопасности на ХОО!!!

*Своевременная замена устаревшего оборудования,

*Снижение ХОВ на объектах до необходимого минимального количества,

*Соблюдение правил безопасности при транспортировке ХОВ.

 

Действия населения при авариях с выбросом СДЯВ

Основные способы защиты населения:

- своевременное оповещение;

- использование средств индивидуальной защиты;

- укрытие в защитных сооружения;

- эвакомероприятия (рассредоточение, эвакуация);

Как действовать при химической аварии?

1 При сигнале «Внимание всем!» включите радиоприемник и телевизор для получения достоверной информации об аварии и рекомендуемых действиях.

2 Закройте окна, отключите электробытовые приборы и газ.

3 Наденьте резиновые сапоги, плащ, возьмите документы, необходимые теплые вещи, 3-х суточный запас непортящихся продуктов, оповестите соседей и быстро, но без паники выходите из зоны возможного заражения перпендикулярно направлению ветра, на расстояние не менее 1, 5км от предыдущего места пребывания.

4 Для защиты органов дыхания используйте противогаз, а при его отсутствии – ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в воде, 2-5%-ном растворе пищевой соды (для защиты от хлора), 2%-ном растворе лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака).

5 При невозможности покинуть зону заражения плотно закройте двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы. Имеющиеся в них щели заклейте бумагой или скотчем. Не укрывайтесь на первых этажах зданий, в подвалах и полуподвалах.

 

Если поблизости есть убежище – укрыться в нем. Перед тем как войти в убежище следует снять использованные средства защиты кожи и верхнюю одежду и оставить их в тамбуре убежища; эта мера предосторожности исключает занос ОВ или в убежище. Противогаз снимается после входа в убежище.

* При пользовании подвалом и др. не герметизированными укрытиями не следует забывать, что они не защищают от паров или аэрозолей отравляющих веществ, находящихся в воздухе. При нахождении в таких укрытиях надо пользоваться противогазом.

Находиться в убежище (укрытии) следует до получения распоряжения на выход из него. Когда такое распоряжение поступит, необходимо надеть требуемые средства индивидуального защиты и покинуть сооружение, чтобы выйти за пределы очага поражения.

Выходить из очага химического поражения нужно по направлениям, обозначенным специальными указателями или указанным постами ГО (милиции). Если таковых нет – двигаться следует в сторону, перпендикулярную направлению ветра.

На зараженной отравляющими веществами территории надо двигаться быстро, но не бежать и не поднимать пыль. Нельзя прислоняться к зданиям и прикасаться к окружающим предметам (они могут быть заражены). Особая осторожность должна проявляться при движении по зараженной территории через парки, сады, огороды: на листьях и ветках растений могут находиться осевшие капли ОВ. По возможности следует избегать движения оврагами и лощинами, в этих местах возможен длительный застой паров отравляющих веществ. В городах пары ОВ могут застаиваться в замкнутых кварталах, парках, а также в подъездах и на чердаках домов.

В случае обнаружения капель (мазков) отравляющих веществ на кожных покровах, одежде, обуви или средствах индивидуальной защиты необходимо немедленно снять их тампонами из марли или ваты; если таких тампонов нет, ХОВ можно снять тампонами из бумаги или ветоши. Пораженные места следует обработать раствором из противохимического пакета или тщательно промытьтеплой водой с мылом.

Пораженным следует оказать первую медицинскую помощь и помощь при транспортировке.

После выхода из очага химического поражения проводится полная или частичная санитарная обработка.

Способы дезактивации одежды и предметов личного пользования.

После выхода из зоны химического заражения необходимо провести частичную санитарную обработку: при дезактивации – с одежды, обуви, средств индивидуального защиты, при санитарной обработке – с открытых участков тела и слизистых оболочек глаз, носа и рта.

При частичной дезактивации следует осторожно снять одежду (средства защиты органов дыхания не снимать!), стать спиной к ветру и вытряхнуть ее; затем развесить одежду на перекладине или веревке и, также стоя спиной к ветру, обмести с нее пыль сверху вниз с помощью щетки или веника. Одежду можно выколачивать, к примеру, палкой. После этого следует продезактивировать обувь: протереть тряпками и ветошью, смоченными водой, очистить веником или щеткой; резиновую обувь можно мыть.

Зараженные ватно-марлевые повязки снимают и уничтожают (сжигают). Противогаз дезактивируют в такой последовательности. Фильтрующе-поглощающую коробку вынимают из сумки, сумку тщательно вытряхивают; затем тампоном, смоченным в мыльной воде, моющим раствором или жидкостью из противохимического пакета, обрабатывают фильтрующе-поглощающую коробку, соединительную трубку и наружную поверхность шлема-маски (маски). После этого противогаз снимают.

При частичной санитарной обработке открытые участки тела, в первую очередь руки, лицо и шею, а также глаза обмывают незараженной водой; нос, рот и горло полощут. Важно, чтобы при обмывке лица зараженная вода не попала в глаза, рот и нос. При недостатке воды обработку проводят путем многократного протирания участков тела тампонами из марли (ваты, пакли, ветоши), смоченными незараженной водой. Протирание следует проводить в одном направлении (сверку вниз), каждый раз переворачивая тампон чистой стороной.

 

Как действовать при утечке магистрального газа?

Почувствовав в помещении запах газа, немедленно перекройте его подачу к плите. При этом не курите, не зажигайте спичек, не включайте свет и электроприборы (лучше всего обесточить всю квартиру, отключив электропитание на распределительном щитке), чтобы искра не смогла воспламенить накопившийся в квартире газ и вызвать взрыв. Основательно проветрите всю квартиру, а не только загазованную комнату, открыв все двери и окна. Покиньте помещение и не заходите в него до исчезновения запаха газа.

Если запах газа не исчезает, срочно вызовите аварийную газовую службу (телефон 104), работающую круглосуточно.

 

Химические ожоги возникают от воздействия на тело концентрированных кислот (соляная, серная, азотная, уксусная, карболовая) и щелочей (едкий калий и едкий натр, нашатырный спирт, негашеная известь), фосфора и некоторых солей тяжелых металлов (серебра нитрат, цинка хлорид и др.).

Первая помощь при химических ожогах зависит от вида химического вещества. При ожогах концентрированными кислотами поверхность ожога необходимо в течение 15-20 мин. обмывать струей холодной воды. Обработав обожженную поверхность надо наложить асептическую повязку. При ожогах, вызванных фосфором необходимо обожженную часть тела погрузить в воду, там удалить кусочки фосфора палочкой, ватой, а затем поверхность ожога закрыть стерильной сухой повязкой.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.