О поездке в Храм, где служил святитель Николай.

О поездке в Храм, где служил святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских.
Мы с мужем и двумя младшими детьми, впервые оказавшись в Турции, первым делом решили поехать в древний город Миры, входивший некогда в область Ликии, который в наши дни носит турецкое название Демре, в Храм, где служил святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских.

По прибытии в отель мы узнали, что в наш заезд экскурсия в Миры планируется на среду. Была еще только суббота. Нам удалось погреться на солнышке пару дней (температура + 24, «грибной» дождик не в счет). На третий день, в понедельник, разразилась жуткая гроза, и мы стали свидетелями смерча, вдребезги разнесшего соседний пляж. Дальнейший прогноз погоды был неутешителен: во вторник снова гроза, в среду буря, в остальные дни, вплоть до нашего отъезда, нескончаемые дожди и грозы.
Оплатить поездку в Миры нужно было во вторник. Завтракая под шум проливного дождя, мы решали, ехать или все-таки поостеречься: 300 км, двое маленьких детей, буря. Муж сказал, мол, оставайся с детьми, если хочешь, а я могу поехать один. Тут я вспомнила, как перед отъездом в Турцию мы пришли за благословением к отцу Андрею, а он предупредил нас о том, что будут искушения, и поняла, что, отказавшись от поездки, лишу детей благодати. Тогда я попросила мужа, чтобы он, как глава семьи, сам решил, как быть. Он сказал: «Едем все вместе».
Встали мы около пяти утра, автобус отправлялся в шесть. Мы сильно удивились, когда увидели, что кроме нас, из всего огромного отеля едут всего лишь двое. Когда мы садились в автобус, дождь только накрапывал, хотя молнии предупредительно сверкали каждую минуту. Не прошло и получаса, как начался такой ливень, которого я не видела даже в кино – дождь лил так, что весь транспорт, ехавший в тот момент, в том числе и наш автобус, остановился. Было такое ощущение, что нас поливали из огромного шланга. Это продолжалось около часа, потом мы все-таки потихоньку поехали, по пути заезжая в отели, где к нам присоединялись еще по два-три человека. Они с ужасом смотрели на нашу семью – видимо, их поражало то, что мы поехали в такую погоду с грудным ребенком. Откровенно говоря, мне и самой было страшно – мало ли что могло случиться по дороге?

Дети проснулись и начали капризничать, а я всегда страдала морской болезнью, и эта поездка не стала исключением. Выручил муж – он взял на руки сына и стал объяснять возмущенной шестилетней Маргарите, что это не хулиганы поют в караоке, а мусульмане так молятся, я же, «заправившись» мятной жвачкой, взялась за фотоаппарат.
Дождь полил с новой силой, из-за туч рассвет почти не наблюдался. С трудом добравшись до Анталии, наш автобус остановился – впереди был потоп, машины стояли, и вода практически целиком закрывала их колеса. Естественно, ни о каком движении дальше не было и речи.

Тогда находчивый водитель поехал в объезд. Под Анталией к нам присоединились еще несколько туристов во главе с гидом. Он начал рассказывать о Храме – оказалось, что служба там проходит всего дважды в год, в дни Памяти в мае и декабре. Я была удивлена и расстроена – мы хотели подать записки, заказать молебен. И это при том, что мечетей в Турции больше, чем у нас, извините, продуктовых магазинов. Постоянно приходилось слышать молитву, пропущенную через усилитель и повторяющуюся каждые несколько часов – Рамазан. Лично я не видела ни одной действующей православной церкви! И подумала, как же ужасно здесь находиться православному человеку – невозможно прийти в храм, зажечь свечу, постоять на службе…
Через какое-то время мы выехали на прибрежную дорогу. Шторм был такой, что брызги волн попадали на стекла нашего автобуса. Мне было по-настоящему страшно.
Наконец, где-то в районе двух часов дня, мы добрались до города, но выйти из автобуса не было никакой возможности – дождь лил, что называется, из ведра. Постепенно люди все-таки начали выбираться. Мы вышли последними и в первую же минуту промокли до нитки. Повезло только трехмесячному Ефрему – дождевик плотно со всех сторон облегал дорожную колясочку, которую мы предусмотрительно взяли с собой.
Сначала нас всех повели в иконную лавку. Было странно видеть мусульман, торговавших православными иконами. Некоторое время мы выбирали икону Св. Николая, хотелось, чтобы она нравилась и мне, и мужу, после чего пошли в Храм.
Зайдя на территорию Храма, я испытала смешанные чувства: с одной стороны – радость от того, что мы все-таки добрались, с другой - боль и разочарование при виде практически разрушенной святыни с разрисованными в некоторых местах стенами, с бездомными кошками, прячущимися от непогоды и … турникетами, как в метро (вход платный). Я ходила и пыталась представить себе, каким был этот Храм, где всю свою праведную жизнь трудился Св. Николай Чудотворец, и сердце мое разрывалось от того, что я как будто бы чувствовала, как больно Ему видеть сейчас то, что вижу я, и Небо плакало проливным дождем, и молнии сверкали, и было у меня такое ощущение, что Господь сильно разгневался на эту землю и на меня тоже, раз я оказалась здесь, в этой стране, с этими людьми, в эти минуты…
Я ходила и фотографировала, пытаясь найти наиболее сохранившиеся фрагменты храма. Подойдя к алтарю, услышала, как гид говорил: «А это алтарь. Он считается самым священным местом. Здесь могут находиться только священнослужители». С этими словами гид положил руку на престол. Все по очереди, и мужчины, и женщины, стали подниматься к алтарю, садиться на него, фотографироваться, а мне хотелось плакать. Мы с мужем нашли саркофаг Николая, приложились, к нему, приложили детей и нашу только что купленную икону. Здесь лежали мощи Николая Чудотворца, которые были незаконно вывезены итальянцами. Обвинять ли жителей города Бари в воровстве? Или же это – Божий Промысел? Ведь таким образом мощи Святителя Николая избавлены от неминуемого осквернения.
Уходили самыми последними – откровенно говоря, хотелось остаться еще. Нас повели через площадь в местный ресторан. Посреди площади возвышался памятник Санта Клаусу. Это мне показалось странным. Я задала вопрос гиду. Он ответил, что на этом месте стоял памятник святителю Николаю Чудотворцу.
После обеда мы сели в автобус. Обратная дорога была такой же сложной и опасной: проливной дождь, водопад с гор прямо на дорогу, под колеса автобуса, бушующее море, ветер, - однако «морская болезнь», верная моя спутница, чудом исчезла. И не было страха. Стихии я больше не боялась.
В отель мы добрались около восьми вечера, дождь практически прошел, и, что самое удивительное, четверг и пятница, два последних дня нашего пребывания в Турции, были теплыми и солнечными, несмотря на прогноз погоды, обещавший грозы! «Это Николай Чудотворец сделал нам такой подарок», - сказала я мужу, и он со мной согласился.
По приезде в Москву я рассказала о поездке своей подруге, также посетивший Миры этим летом. Ей тоже было искушение: накануне поездки у ее сына резко поднялась высокая температура. Она решила было не ехать, но сын настоял, и после поездки был совершенно здоров.
Теперь, глядя на икону Николая Чудотворца, приобретенную в Мирах, я вспоминаю о поездке и вновь ощущаю благодать и переживаю прикосновение к Чуду.