Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Песня (И. Ходус).






Дима. Знакомьтесь, это Алёна. А это мои друзья. Они часто собираются здесь, на бульваре Гагарина.

Алёна. Что-то вроде Арбата?

Андрей. Типа того. А ты что, не местная?

Алёна. Я приехала из далека.

Андрей. А-а.. Так вот. Мы проводим здесь фестивали молодёжного творчества. Поэты, художники, музыканты….

Хотите – присоединяйтесь.

Алёна. Хорошая идея, я немного пою.

Илья. Отлично, это надо обсудить. Сегодня здесь уже всё закончилось. А мы как раз собираемся на партизанскую поляну отдохнуть. Поехали с нами.

Дима. Кстати, партизанская поляна. Это мысль. Заодно познакомлю тебя с одной из наших главных достопримечательностей.

«Шумел сурово Брянский лес» (песня – Д. Ненахов – видео с цветного в чёрно-белое, видео - стелла)

Выходят партизаны.

Командир (Лаврушин). «В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской борьбы всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия».

Илья. Я, гражданин великого Советского Союза, верный сын героического народа, клянусь, что не выпущу из рук оружия, пока последний фашистский гад на нашей земле не будет уничтожен.

Юля Ф. Я обязуюсь беспрекословно выполнять приказы всех своих командиров и начальников, строго соблюдать воинскую дисциплину.

Серёжа М. За сожженные города и села, за смерть женщин и детей наших, за пытки, насилие и издевательства над моим народом я клянусь мстить врагу жестоко, беспощадно и неустанно. Кровь за кровь и смерть за смерть!

Ульяна. Я клянусь всеми средствами помогать красной армии уничтожать бешенных гитлеровских псов, не щадя своей крови и своей жизни…

Андрей С. Я клянусь, что скорее умру в жестоком бою с врагом, чем отдам себя, свою семью и весь советский народ в рабство коварному фашизму.

Юра К. Если же по своей слабости, трусости или по злой воле я нарушу эту свою присягу и предам интересы народа, пусть умру я позорной смертью от руки своих товарищей.

 

Дима. Вряд ли на Брянщине найдутся люди, кто не слыхал о Сещенском подполье, о «рельсовой войне», о «партизанской республике» в дебрях дятьковских лесов, где не ступала нога оккупантов, о трагедии на речке Рессете, постигшей осенью сорок первого 50-ю армию, попавшую в засаду, о взрыве Голубого моста, о рейдах по вражеским тылам партизанских отрядов и целых соединений, которыми командовали партизанские полководцы Дука, Кравцов, Ромашин и многие другие, чьи имена навечно вписаны в историю партизанского движения на Брянщине.

 

Командир (Лаврушин). Товарищи! Получена радиограмма за подписью начальника штаба партизанского движения Матвеева. Приказано взорвать железнодорожный мост через Десну в районе Выгоничей.

(Сигнальная ракета. Вспышка. Резкий аккорд. Музыка. Видео.)

Илья. Нападающие неудержимо бросаются вперед. Атакованы казармы. В ходах сообщения, в жилых помещениях рвутся наши гранаты.

Серёжа М. На мост ворвались автоматчики. Закипел ближний бой. Вражеский пулеметчик срезает комиссара отряда имени Щорса Жиляева.

Юра К. Гибнет от взрыва гранаты Иван Криков. Падает от штыкового удара Георгий Зубцов. Пуля из офицерского парабеллума попадает в Заки Хазиева. Свалил немецкий автоматчик Петра Зятикова.

Командир (Лаврушин). Несут потери партизаны. И все же немцы не выдерживают. Их охватывает страх, паника. Кто-то из них бросает оружие, кто-то падает с моста, сдается в плен.

Все готово!

(Тишина. Таймер. Взрыв.)

Приказ взрыва железнодорожного моста выполнен. Мост взорван. Движение эшелонов противника прекращено.

Сергей (Беззуб). Целый, партизан?

Матвей (Киселёв). Целый…

Сергей (Беззуб). Меня один гад прикладом звезданул...Мишку не видел?

Матвей Не..

Сергей. Дай глотнуть чего-нибудь..

Матвей. Нету… Вытекла.. Осколком, кажись, зацепило.

Сергей. Везёт тебе..

Матвей. Ага..

Сергей. Кого из наших видел?

(Матвей смотрит перед собой)

Ну, чего ты смотришь? Чего смотришь?

Матвей. Тяжко мне.

Сергей. Мне легко! Так легко – полечу скоро..

(Входит Лёнька с перебинтованной головой)

Сергей. Что, Лёнька, получил на баранки?

Лёнька (Савченков). Боли-ит..

Сергей. Иди в санбат.. Отведи его, Сашка…

Лёнька. Ухо, мерзавец, отгрыз.. Схватились в траншее… У него тесак, а у меня автомат… Друг друга за руки и танцуем.. Он меня ногой сзади – я его ногой сзади… Худющий, старый, а жилистый. И так я его и эдак… Как клещами за руки схватил! А потом пасть раскрывает, зубы жёлтые, редкие, и за нос меня – цап! Я лицо в сторону, а он за ухо, барбос поганый! И грызёт… Я ору, а он грызёт…

Сергей. Ты б ему ещё что-нибудь подставил….

Лёнька. Ну как я без уха?

Сергей. В цирк пойдёшь, людей смешить…

Лёнька. Спасибо Мишка подоспел.. Заколол гада, а то он бы меня совсем загрыз…

Сергей. А где Мишка?

Лёнька. Откуда я знаю? Он дальше побежал..

Саша (Макухин). Успокоился Мишка.. Шага три не добежал..

Сергей. Может ранило?

Саша. Я ему глаза закрывал..

Сергей. Значит, закурим его табаку… Бери, партизан.. Говорил, если что – на поминки вам оставлю.

Лёнька. Дай и мне..

Сергей. Кашлять будешь..

Лёнька. Дай мне!

Сергей. Чего орёшь? У меня уши целые. Саш, потянешь сатанинского зелья? Бери, бери… Помяни Мишку..

Саша. (не берёт) Я помянул..

Сергей. Вот и всё, Мишка.. Под одной шинелью спали, с одного котелка ели.. Мне бы сейчас выть, а я держу его папиросу, и даже рад, что не меня, а его сегодня уложило..

Саша. Уж и плакать не можешь?

Сергей. Чем плакать? Если бы по одной слезе на каждую смерть, на всё, что видел, да я бы по капельке расплескался..

(Входит командир)

Командир (Лаврушин). Кто Сашку видел?

Сергей. Вон он сидит..

Командир. Тьфу! А я его по траншеям ищу…. (Лёньке) Что у тебя, малый?

Лёнька. Ухо…

Командир. Сильно?

Лёнька. Болит..

Сергей. Мишку убило.

Командир. Видел..

Матвей. Кто ещё?

Командир. Всё.. Никто больше не придёт. Десять погибших, 38 раненых. Они за эту войну никогда не расплатятся с людьми..

Матвей. Мы платить будем… Гитлеры шалеют – мы платим..

(Музыка. В глубине сцены, в луче появляется женщина в образе Мадонны)

Матвей. Живой, живой я, Марья… Прости ты меня… Пусто в моём сердце, Марья… Выкипело всё… Отпусти ты мою душу… Хоть малость на войну спиши… Хоть чуть-чуть…

Командир. У всех нас война души выстудила… Не скоро согреемся.

Матвей. Жёнка, командир, за мной ходит… С дитём… Сожжённые…

Командир. Рассказал бы… Легче станет…

Матвей. Легче не станет.

Командир. Расскажи.

Матвей. Чего рассказывать? Хлеб она пекла, моя Марья, значит… Для всего отряда… Мы ей муку привозили, она и пекла… Однажды из разведки шли, пятеро нас было… Удачно сходили… Бригаду потом спасли… Ко мне заглянули.. Марья только на стол поставила, я с дитём на руках походил, прибегает вся белая: «Хлопцы, немцы в деревне!» Из хаты выскочили, к лесу поползли, а они и оттуда прут цепью. Считай, рота… Куда? Хоть сквозь землю провались! А был приказ в бой не ввязываться. Полоска жита была подле хаты… В него залегли… Жито высокое, хорошо уродило… Подъехали, лопочут что-то, в хату вошли. Лежим не дышим, пятеро нас всего. Двое связных вообще без оружия. Лежим… Вижу через колосья – муку из сеней выносят! У меня всё оборвалось! Откуда у одинокой бабы в такое время мука? И кому? Ясное дело кому… А на расправу они лёгкие… Повернул голову к командиру – тот белый, как полотно, шепчет дрожащими губами «Разведка, разведка» и на сумку свою показывает. Потом эсэсовец Василька выносит.. На руках подбрасывает, смеётся.. И сынок смеётся… Малость отлегло от сердца… Пожалеют, думаю, хоть его! Смеются же…

Командир. А потом?

Матвей. А потом хату запалили… Я седеть начал… Марью не вывели, и выстрела слышно не было.. Не знаю, что с ней сделали..

Командир. Говори, ещё говори..

Матвей. Василька… Не могу!

Командир. Говори!

Матвей. Перед хатой старая антоновка росла.. За рубашонку на сучок повесили, сами отошли.. Горячо стало.. Хата горит, Василёк на яблоне заходится, я землю грызу… Почувствовал, как по волосам холод пошёл… И всё. Марья с Васильком за мной ходит… Виноват я… Мне надо было с ними вместе… Разведка важная была…

Песня «Молитва» (И.Ходус)

Алёна. Макс, это страшно.. Сколько крови, слёз, разрушения…

Дима. Да…. Война – это не только фронт и партизаны…Начались массовые аресты и расстрелы мирных жителей. Захватив Новозыбков, фашисты в течение одной ночи уничтожили около четырехсот семей.

Юля. А в Брянске…У Лесных Сараев …

Дима. Вот это место (показывает фото - проекция)

Юля. …Расстреляли 1214 человек. В овраге Верхний Судок было убито свыше четырех тысяч человек, точное число установить невозможно.

Серёжа М. Да, тысячи людей были уничтожены в Клинцах, Бежице, Стародубе и других городах и селах Брянщины.

Андрей. 20 мая 1943 года фашисты расстреляли 243 жителя деревни Матреновка Жуковского района. Случайно уцелела лишь одна женщина - Анна Ивановна Симкина, которая была завалена трупами своих детей.

Илья. И пепел человечьих душ

Угарный ветер пораздул.

И он впитался в плоть земли,

И в нашу кровь, и в наши нервы,

Мы уберечь вас не смогли,

Мы не спасли ваши деревни.

Ульяна. Такая же трагическая судьба постигла и Хацунь, и многие другие селения Брянщины. Эти звери сжигали дома и угоняли людей, из которых никто не вернулся. А иногда трупы спускали под лёд Десны.

Дима. Всего на Брянщине оккупанты убили и замучили 80000 мирных граждан и 200 000 угнали на каторгу.

Алёна. Почему они рождаются? Гитлеры?

Дима. Страшно не то, что они рождаются, а то, что люди им верить начинают.

(Раскаты грома)

Алёна. Что это?

Дима. Чтоты испугалась… Это же не снаряд, это гроза…

Алёна. Я грома с детства боюсь.

Дима. А я тебе песню спою, и ты забудешь свои страхи.

Серёжа М. Айда в землянку, а то сейчас, правда, дождь начнётся.

Илья. Сейчас мы тебе быстро поднимем настроение. Знаешь, как это было во время войны, когда партизаны падали духом и боялись идти на задание?

Алёна. Как?

Илья. Бывший учитель Алтуховской средней школы организовал агитбригаду. Представь, что сейчас 42-й год, а это не гром, а бомбёжка.

(Выходит Лаврушин)

Лаврушин. Набираю артистов: певцов, балагуров, танцоров, клоунов, баянистов. А называться наш концерт будет «Били, бьём и будем бить».

Савченков. Нужно соорудить эстраду.

Лаврушин. Легко! Это я про эстраду. Всё остальное не так радужно. Работать придётся на передовых. Пробираться нужно будет по лесам, болотам, в дождь, пургу и мороз… Тысячи километров. Мы поможем партизанам громить врага. На усталость и голод внимания не обращать. Мы все работаем на победу!

(Частушки – каждый по куплету)

Макухин. Не раз агитбригадовцы вместе с партизанами залегали в окопы или уходили в рейд на задание.

Филиппова. Комсорг Люда Губина, переодевшись нищенкой, нередко отправлялась в сёла, занятые врагом, и добывала там очень ценные сведения.

Дима. Вокалист Женя Нусов ходил в разведку.

Макухин. Ходил в разведку и танцор Василий Костяшкин. Боевая подготовка была в агитбригаде обязательной дисциплиной и проводилась на должном уровне.

Савченков. Был здесь и актёр Фанштейн …Адольф.

(Смех). Он ненавидел своё имя, и потребовал, чтобы его заменили на Александр.

Илья. Выступает Александр Фанштейн.

(Клоунада)

Лаврушин. Встречался ансамбль и с воинами регулярных частей Красной армии. А назывался наш коллектив «Брянские соловьи».

(Песня с танцем – прерывается командой тревоги)

(Все залегают, Ковалерова стоит).

Лаврушин. С ума сошла, быстро в укрытие.

Ковалерова. Не могу я больше, каждый день бомбёжка. Не хочу веселиться. Надоело!

Лаврушин. Ты куда собралась? Мы на передовой, война идёт везде! Возьми себя в руки. Мы должны… Для тех, кому ещё хуже… Всё будет хорошо, поверь мне, девочка…

Дима. Да, не всегда зрителям удавалось досмотреть концерт до конца. То команда тревоги, и нужно залегать в окопы, то налетали немецкие «Юнкерсы», сбрасывая бомбы. Бывало, что сдавали нервы. Иногда выступление трижды прерывалось налётами вражеской авиации.

Дима. (Алёне) Ну, всё, дождь закончился…

Алёна. Я, правда, больше не буду бояться.

Дима. Не устала?

Алёна. Да ты что… Посмотри, какое чистое небо… Самолёт летит.

Дима. «Небесный тихоход»..

Алёна. Что?

Дима. Так самолёты называли во время войны. Те, которые привозили боеприпасы, медикаменты партизанам, оказавшимся в окружении. Для того, чтобы сбросить груз, лётчикам приходилось идти на малой высоте.

Илья. Послушайте! Всё ли вы вспомните?

Так ли вы вспомните?

Ведь если сегодняшний день

Вам увидеть охота,

Поймите, что значат

Четыре взорвавшихся года…

Четыре зимы,

И четыре задымленных лета,

Где жмых - вместо хлеба,

Белёсый пожар – вместо света.

А как это так –

Закипает вода в пулемёте?

Поймёте?

А сумрачный голос по радио:

- Нами оставлен…..

Представите?

Поймёте, что значит –

Страна круговой обороной?

А как это выглядит –

Тонкий листок похоронной…

Тяжёлый, как оторопь,

Вечно морозом по коже.

Мы разными были,

А вот умирали похоже…

И вы не забудьте о нас,

Ничего не забудьте…

Когда вы придёте, наступите, станете, будете!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.