Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пропорциональная избирательная система на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации






Полностью пропорциональная избирательная система на региональных выборах впервые была использована в марте 2007 г. в трех регионах. За период 2007–2012 гг. она применялась в 11 регионах – в республиках Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Калмыкия, Чеченской Республике; в Амурской, Калужской, Московской, Тульской областях, Санкт-Петербурге и Ненецком автономном округе. При этом в республиках Дагестан и Ингушетия, Амурской области и Санкт-Петербурге выборы по этой системе проводились дважды.

В Свердловской областиодна из палат Законодательного Собрания, Областная Дума, избиралась по пропорциональной системе в 1996, 1998, 2000, 2002, 2004, 2006, 2008 и 2010 гг., при этом каждый раз избиралась половина состава палаты (система ротации). В 2011 г. [VIII] См.: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253. двухпалатное Законодательное Собрание было заменено на однопалатное и выборы в его состав прошли по смешанной системе[IX]. Система по многим параметрам аналогична пропорциональной системе, применявшейся на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 2007 и 2011 гг. Все депутаты законодательного органа избираются по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию соответствующего субъекта Российской Федерации. Голосование проводится по спискам кандидатов, выдвигаемым политическими партиями или их региональными отделениями. Каждый избиратель имеет один голос. Другие параметры системы представлены в следующем подразделе при описании пропорциональной составляющей смешанной системы.

 

 

Основной вариант смешанной избирательной системы на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

 

В большинстве регионов используется вариант смешанной несвязанной избирательной системы, при которой часть депутатов избирается по пропорциональной системе с закрытыми списками (т.е. когда избиратель не имеет возможности голосовать за отдельных кандидатов) в едином избирательном округе, охватывающем всю территорию соответствующего субъекта Российской Федерации, а остальные депутаты избираются в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства. Соотношение депутатов, избираемых по пропорциональной и мажоритарным частям, чаще всего равное. При нечетном числе депутатов законодательного органа по пропорциональной части, как правило, избирается на одного депутата больше, чем по мажоритарной. До 2002 г. по пропорциональной части могло избираться меньшинство депутатов. Так, в Республике Тыва в 1993 г., в Калининградской области в 1996 и 2000 гг. по пропорциональной части избиралось всего 5 депутатов из 32. Отклонение в другую сторону наблюдалось в 2005 г. в Москве: 20 депутатов избирались по пропорциональной системе и 15 по мажоритарной. Для проведения выборов по мажоритарной системе относительного большинства вся территория субъекта Российской Федерации разбивается на соответствующее число одномандатных избирательных округов, примерно равных по числу избирателей. В одномандатных округах конкурируют между собой отдельные кандидаты. Каждый избиратель имеет один голос. Избранным считается кандидат, получивший относительное большинство, то есть больше голосов, чем другие.

Параметры пропорциональной части смешанной системы, как и параметры полностью пропорциональной системы, существенно различаются в разных регионах, а также изменяются со временем в одном и том же регионе.
Первоначально в большинстве регионов был принят 5-процентный «заградительный барьер» (с возможностью его понижения, так называемый «плавающий барьер», если «заградительный барьер» преодолевает только один список или списки, преодолевшие барьер, в совокупности получат менее 50% голосов). Но в целом «заградительный барьер» варьировался от 3 до 10%. В 2005 г. Федеральный закон ограничил величину «заградительного барьера» сверху 7%; после этого в большинстве регионов был установлен 7-процентный барьер.

В 2010 г. Федеральный закон установил, что, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрен «заградительный барьер» выше 5%, списку кандидатов, получившему не менее 5%, но менее, чем «заградительный барьер», должен передаваться один мандат. И в ряде регионов была принята схема 7-процентного барьера с «утешительным» мандатом для списков, получивших от 5 до 7%.

Однако в условиях, когда распределяется небольшое число мандатов, такая схема по результату не отличается от 5-процентного барьера, но требует более сложного нормативного описания.

Для распределения мандатов между списками в разных регионах используются три различные методики. Одна методика основана на методе наибольших остатков (Квоте Хэра) и совпадает с методикой, применяемой на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Две другие методики основаны на методах делителей.

Так, в некоторых регионах применяется в чистом виде метод делителей Империали, хотя некоторые эксперты высказывают мнение, что он не может считаться методом пропорционального распределения мандатов, поскольку допускает существенные искажения пропорциональности в пользу политической партии-лидера. При этом методе число голосов, полученных каждым списком, делится на последовательный ряд натуральных чисел, начиная с 2. Полученные частные ранжируют в порядке убывания, при этом для каждого частного сохраняется информация, к какому списку оно относится. Отбирается столько наибольших частных, сколько распределяется мандатов. Число мандатов, которое получает каждый список кандидатов, равно числу таких отобранных частных, относящихся к этому списку кандидатов.

 

 

Другие варианты смешанной избирательной системы на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной властисубъекта Российской Федерации

 

В четырех регионах (Республика Калмыкия, Тверская область, Корякский и Ямало-Ненецкий автономные округа) в 2003–2005 гг. пропорциональная составляющая смешанной системы была реализована в форме открытых списков, при которых избиратель мог проголосовать за одного из кандидатов в поддерживаемом им списке кандидатов. В трех регионах к следующим выборам от открытых списков отказались, а Корякский автономный округ утратил статус субъекта Российской Федерации.

В Республике Северная Осетия – Алания мажоритарная составляющая смешанной системы реализуется в форме мажоритарной системы абсолютного большинства. Для того чтобы кандидат был признан избранным в первом туре, он должен получить более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не получает в первом туре более половины голосов, назначается повторное голосование, или второй тур, в который выходят два кандидата, получившие в первом туре наибольшее количество голосов. По результатам повторного голосования (второго тура) избранным считается кандидат, получивший большее количество голосов.

В некоторых регионах мажоритарная составляющая смешанной системы реализовывалась в виде многомандатных округов с числом голосов у избирателя, равным числу мандатов: Республика Калмыкия в 2003 г. – три четырехмандатных округа, Корякский автономный округ в 2004 г. – пятимандатный округ, Амурская область в 2005 г. – 9 двухмандатных округов и Чукотский автономный округ в 2005 г. – три двухмандатных округа, в 2011 г. – два трехмандатных округа.

В Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах в 2005 г., в Ханты-Мансийском автономном округе в 2006 и 2011 гг. смешанная система состояла из трех компонент; избиратель голосовал тремя бюллетенями: половина (или половина, округленная до ближайшего большего целого) депутатов избирались в едином округе по пропорциональной системе, 3 депутата в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах и 2 депутата в Ненецком автономном округе – в многомандатном округе по мажоритарной системе (число голосов у избирателя равно числу мандатов); остальные депутаты – по одномандатным округам.

Выборы в многомандатном мажоритарном избирательном округе были призваны обеспечить представительство титульных народов.

Наконец, в некоторых регионах мажоритарная составляющая была неоднородна: большая часть депутатов избиралась по одномандатным округам, но несколько депутатов – по многомандатным, при этом, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации[X], у всех избирателей должно было быть одинаковое число голосов, поэтому и в многомандатном округе у избирателей был один голос (система единственного непередаваемого голоса).

По такой системе проводились выборы в Калининградской области в 2006 г. (три трехмандатных округа и 11 одномандатных), в Смоленской области в 2007 г. (22 одномандатных округа и один двухмандатный), а также в объединившихся регионах (для обеспечения представительства территорий ликвидированных автономных округов): в Красноярском крае в 2007 и 2011 гг. (22 одномандатных округа и два двухмандатных); в Камчатском крае в 2007 г. (14 одномандатных округов, один четырехмандатный и один пятимандатный); в Забайкальском крае в 2008 г. (20 одномандатных округов и один пятимандатный) и в Иркутской области в 2008 г. (21 одномандатный округ и один четырехмандатный).

 

 


[1] Государственное управление: основы теории и организации: учебник / под ред. В.А. Козбаненко. – М.: Статус, 2006. С. 156.

[2] Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г. № 13 ст. 1447.

[3] Государственное управление: основы теории и организации: учебник / под ред. В.А. Козбаненко. – М.: Статус, 2006. С. 157.

[4] Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г. № 13 ст. 1447.

 

[5]Комментарий к ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Под редакцией Н.В Витрука, Л.В Лазарева, Б.С Эбзеева. М., «Юридическая литература», 1996. С.71.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.