Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие этикета. История развития этикетной культуры.




Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Сам термин «этикет», как известно, происходит от французского – еtiquеttе – ярлык, этикетка, которые прилагались к тому или иному товару и нередко давали некоторые рекомендации пользования им. По своей сути эти- кет представляет собой набор определенных правил, регулирующих поведе- ние человека в стандартных ситуациях. Эти правила упрощают, организуют поведение людей, уменьшают количество различных недоразумений, кон- фликтных ситуаций, делают человеческое общение более приятным.
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения яв-
ляются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных соци-
ально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, на-циональными традициями и обычаями.Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:
– придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
– дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и дру- гих официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломати- ческих приемах, визитах, переговорах;
– воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и ма-нер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
– общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и ус-ловностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданско- го этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее зна- чение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может при- чинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и при- вести к осложнениям во взаимоотношениях государств. По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, ста- новиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необхо- димость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отра- жают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое зна- чение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Одним из основных принципов современной жизни является поддер- жание нормальных отношений между людьми и стремление избежать кон- фликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окру- жающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его мане- ры.
Манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, харак- терные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.
В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержан- ность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и так- тично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жести- куляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в от- кровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в намеренном ос- корблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек прозвищ.
Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются эти- кетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положе-нию. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное от-
ношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и при- ветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.
Обязательным условием общения является деликатность. Деликат-ность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой.
Одним из главных элементов вежливости считают умение запоминать имена. Вот как об этом говорит Д.Карнеги. «Большинство людей не запоми- нают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, что-бы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и при случае воскресить в памяти даже имена механи- ков, с которыми ему приходилось соприкасаться... Ф.Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завое-вать расположение окружающих – это запомнить их имена и внушить им соз-нание собственной значительности».


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.