Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ли ты свой путь?






Самую важную роль среди принимаемых человеком решений играет выбор жизненного пути. Мы с уверенностью можем сказать, что в мире нет двух абсолютно одинаковых людей, у каждого свой путь проб и ошибок. “Как же выбрать верный? ” – часто возникает вопрос. “Спроси себя, есть ли у этого пути сердце? – советует Карлос Кастанеда. – Если есть – путь хорош; если нет – он бесполезен”.

Значение понятий “хорошо” и “плохо” с детства в нас закладывают родители. Родители являются тем примером и образцом, на который мы пытаемся ровняться. Однако, взрослея, стараясь стать самостоятельнее, мы порой забываем их наставления, аргументируя всем знакомыми фразами “Я сам знаю” или “Я уже взрослый”. Говорим и не замечаем в них налёта “детскости”, а родители ведь любят нас и волнуются.

Так герой рассказа Людмилы Куликовой “Свиделись” стыдится нежных писем матери, неизменно заканчивающихся словами “Сыночку Толеньке от мамы Оленьки”. Он раздражённо рвёт их и выбрасывает в мусор, не осознавая, что вместе с обрывками отбрасывает свои корни и обращает в ничто нравственные ценности. Спустя годы он жалеет об этом, ощущая будто сердце “уменьшилось в размерах ”, но можно ли вернуть столь бездумно выброшенное?

Вернувшись спустя долгие годы в родные стены, Толик спрашивает: “Есть кто живой? ” – и, конечно, находит исток, кладезь нравственных ценностей – свою мать. “А как же! Я живая, - раздался голос из чернеющего угла”. Она перед ним, он своими глазами видит потерянное, но не узнаёт, потому что его беспокоят всё те же материальные проблемы, его проблемы. Мать тоже будто не узнаёт его, и Толик бросает ей холодное “вы”, уничтожив этим коротким словом узы родства. Несмотря на попытку всё вернуть, напомнить о себе прошлом, когда был ещё совсем мальчишкой, когда не допустил той роковой ошибки, он показывает лишь свой эгоизм. Вновь покидая мать, отрезая “ломоть жизненного хлеба”, он тем самым теряет себя самого и, соответственно, свой ориентир на жизненном пути.

Героиня же Константина Паустовского в рассказе “Телеграмма” представляет собой личность духовную. Её работа связана не столько с материальными благами, сколько с духовными потребностями. Не удивительно, что к её совести взывает сам Н. Гоголь. Потеряв связь с домом, словно “мёртвая душа” слоняется она по улицам Ленинграда в вечной суете. Но в её душе нравственные ценности лишь дремлют и под насмешливым взглядом великого писателя пробуждаются от сна. В совершенном ужасе, сидя на скамейке в парке, она вспоминает “детское милое слово – мама”, не веря, что могла забыть. “Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила ”. Что же это? Неужели, проснувшаяся от долгого сна, она не до конца протёрла глаза? В её голове лишь мысли о прощении и страх. Настя бежит к вокзалу, но встретив преграду, уже готова повернуть назад. “Она опоздала. Билетов уже не было”. И на вопрос кассирши звучит лишь неуверенное “Ничего… У меня мама…”. Приехав на второй день, после похорон, в Заборье, она спешит “крадучись, стараясь, чтобы её никто не увидел и ни о чём не расспрашивал”, уехать. Неужели и духовный человек не в силах переступить через себя? Броситься к могиле и простить саму себя через память о матери, через признание своей вины? Нет, Настя выбирает отказ от корней и постоянное самобичевание, жалость к самой себе. В данном случае мы видим, пожалуй, не эгоизм, а трусость. Трусливое же сердце не видит верного пути, не может отличить “хороший” путь от “плохого”, “бесполезного”.

Герои данных рассказов по собственной воле расстаются с нравственными ценностями, которые прививает нам с детства семья, в угоду низменным проявлениям человеческого малодушия. Герой же “Легенды о Мангурте” насильственным путём теряет воспоминания об отчем доме и материнской любви. Даже имя, данное при рождении, становиться чужим для Мангурта. Потеряв воспоминания, он представляет собой пустую оболочку, лишённую духовного содержания. Лишь колыбельные из уст матери всколыхнут в нём огонёк, и это не случайно. Колыбельная становится для ребёнка главным ориентиром в построении картины окружающего мира, ещё совершенно чуждого ему. Однако вскоре и он тухнет, так как земная суета (беспокойство о стаде, приказе хозяина) не даёт ему разгореться. В момент убийства матери, мы понимаем, что в Мангурте не просто отсутствуют нравственные ценности, а вовсе не осталось ничего человеческого. Он превращается в подобие дикого животного. А животное подчиняется лишь природным инстинктам и приказам хозяина, поэтому его путь заведомо предрешён и будет зависеть от жуаньжуаня.

Таким образом, мы понимаем, что потеря значимости нравственных ценностей разрушает человека. Без них он не способен двигаться вперёд, какие бы цели себе не ставил, а значит, путь для него закрыт. Впереди лишь тупик… Но (всегда есть это но) всем известно, что тупик - это строение, состоящее из трёх стен, и выход можно найти, лишь повернув назад. Обратившись к прошлому, осознав ошибки, человеку необходимо простить себя за эти ошибки и попытаться их исправить - во что бы то ни стало. Ведь как гласит народная мудрость: лучше поздно, чем никогда. Только через любовь к ближнему и самоотдачу с рюкзаком нравственных ценностей на плечах человек может найти свой путь и двигаться вперёд.

 

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.