Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы развития творческого мышления ТРИЗ






Метод разрешения противоречий. Алгоритм черного зайца.

Начало пробуждения интеллекта там, где ребенок видит противоречие. Сам педагог должен видеть и побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении с целью его разрешения. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.

Пример. Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить? ” Варианты ответов: …На черного зайца легче охотиться лисе...Особенно его хорошо видно на снегу... Теперь ему только под землей надо жить...Или там, где вообще нет снега, а только черная земля... А гулять ему теперь надо только ночью...Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его...

2. Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств объекта (или нескольких) на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки " забавные животные”, " пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию. Например " Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева...

3. Метод " Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

Пример: Система " Лягушонок”, подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.

Педагог задает вопросы: " Что было бы, если бы все лягушки исчезли? ”, " Для чего они нужны? ”, " Какую пользу они приносят? ”Дети предлагают варианты своих ответов, суждений и в результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

1. Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками)– моделирование процессов,

происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное)

Игра " Кубики” (на гранях которого изображены фигурки " маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких " человечков” дети составляют модели " Борща”, " Океана”, " Извержение вулкана” и т.д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.