Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии и приемы развития фантазии и творческого мышления






(разработка Друбецкой Л.А.).

 

Фантазия, воображение, сочинительство – это уникальная способность, которая присуща человеку. Она заключается, прежде всего, в умении создавать мысленные образы (мыслеформы) и комбинировать их. Для ребенка фантазировать естественно. Наша задача не только не дать этому качеству угаснуть, но и развить его в позитивном ключе. Надо успеть поддержать в ребенке эту удивительную способность ума творить с помощью мыслей.

Однако для того чтобы развить фантазию ребенка, сам взрослый должен быть творческой личностью, с развитым воображение, гибким, оригинальным мышлением. Этой цели развития воображения, фантазии и творчества служат технологии и технологические приемы развития творчества, которые мы предлагаем не только детям, но и педагогам и родителям. Мы хотим не просто развить фантазию участников мастерской, но научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать им в руки технологии для развития качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира и эффективно решать возникающие проблемы. В мастерской рассматриваются следующие технологические приемы развития фантазии и творческого мышления.

1.Вопросы, как форма активизации творческого мышления ребенка

Также как телу нужно переключаться с одного вида упражнений на другие, с одного, так и уму требуется " гимнастика" в виде вопросов и загадок. Пусть вопросы и загадки станут для вас школой развития фантазии.

1. Вопросы на развитие образного мышления, воображения.

" На что похоже? " " Как выглядит? " (на что похоже это облако, гора, веревка и т.п.)

2. Вопросы на осмысление явлений окружающего мира, человеческой природы, событий.

" Для чего? " (для чего дети ходят в школу?)

" Что такое? " (Что такое свет?)

" Что значит? " (Что значит угрожать?)

3. Вопросы на осознание своего поведения, поведения других людей.

" Что ты будешь делать? " " Что он сделает? "

(Что ты будешь делать, если из тучи посыпятся яблоки? Что в этом же случае будет делать Баба-Яга, Иванушка - Дурачок, Доктор-Айболит?)

4. Вопросы на выявление причинно-следственной связи

" Что будет? " (Что будет, если мороженое заговорит? Что будет, если трамвай начнет петь?)

5. Вопросы на аналитичность мышления.

" В чем различие и в чем сходство? " (В чем различие и в чем сходство коровы и крапивы? и т.д.)

6.Вопрос " И вдруг что-то случилось".

2. Приемы развития фантазии «Придумай загадки»

1. Придумай словесные загадки с описанием свойств и качеств предмета или явления:

-в форме стиха; в форме фразы; в форме сказки;

Пример: «Сказка-Загадка про ЭТО». «ЭТО живое и ласковое однажды стало страшным и злым, когда дети на даче собирались ложиться спать. Вдруг ЭТО зашипело, вздыбило шерстку и оскалило зубы. ЭТО увидело другое, маленькое и хвостатое». Кто были эти двое?

2. Придумай графические загадки

Угадай, что нарисовано, и дорисуй недостающие детали:

- на основе линии любой формы;

- на основе геометрической фигуры;

- на основе части целого (например, нарисован лист – дорисуй остальное;)

- на основе целого нарисуй частное (нарисована машина, дорисуй недостающие детали).

3. Придумай загадки звуковые:

- какой инструмент звучит?

- какое произведение?

- какой композитор?

- какая ассоциация возникает?

4. Придумай загадки литературные:

- из какой сказки (какого произведения) отрывок?

- какие произведения этого автора ты знаешь?

(указывается фамилия автора)

- каким может быть другим конец этой сказки?

5. Придумай загадки конструкторские

(из бумаги, проволоки, бисера, ткани и др. материалов).

На что похожа эта композиция?

6. Придумай загадки пластические (изобрази пантомимой).

- какое слово задумано?

- какая сказка показана? и т.п.

7. Придумай загадки – игры.

Примеры:

А. Загадка – игра «Царь и гости»

(участвуют царь со свитой и гости)

Гости - Здравствуй, царь - Государь!

Прибыли к тебе гости не с сыром, а с миром.

Объехали все страны, много видали, еще больше слыхали.

Вот тебе загадка. Отгадаешь, получишь пирог сладкий

Гости показывают пластическую загадку «что бы это значило?», царь и свита отгадывают)

Б. Загадка – игра «В зоопарке» (участвуют две команды)

1 команда - Где вы бывали?

2команда - В зоопарке.

1 команда - Кого видали?

2 команда - Отгадайте-ка.

Дети одной команды показывают пластическую загадку, другая команда угадывает, а затем они меняются местами.

Вариант игры: вместо «зоопарка» произносится «в магазине», на «льдине», «в Антарктиде»

Упражнения фантазии «Что было бы, если?»

- Что было бы, если заговорили деревья?

- Что было бы, если все время шел дождь?

- Что было бы, если у тех, кто ругается, вырастали заячьи уши?

- Что было бы, если у детей не было карманов?

- Что было бы, если весь мусор, который ты бросил, прилеплялся к одежде?

- Что было бы, если все чужие вещи, которые кто-то взял себе без спроса, выстраивались хвостом за этим человеком?

- Что было бы, если все умели летать?

Упражнения фантазии «Фантазейки». Придумайте свои фантазейки.

1. «Фантазейки в доме».

«Дверь, которая открывается сама и произносит: «Прошу!»

«Игрушки, которые сами убираются». «Летающая кровать» и др.

1. «Фантазейки в магазине»

«Вместо продавцов – куклы Барби».

«Покупателю выплачиваются деньги за то, что он покупает».

Придумайте свои фантазейки по темам: театр, автобус, парк, машина и другие.

 

Упражнения «Образная пластика и развитие воображения»

Образная пластика (О.П.) – мысленное отождествление себя объектоми представлениеобъекта с помощью тела. О.П. строится на образах, задаваемых педагогом или на основе сказки, просмотренных картин или наблюдений детей. О.П. проводится как отдельное занятие либо в виде упражнений, включенных в другие занятия как момент отдыха.

Главные темы О.П.:

Я – воздух (свет, вода, человек, растение, зверь, рыба, насекомое, предмет, явление и др.)

И зобразите:

- состояние объекта: водяная гладь, бушующие волны;

- особенности объекта: высокая сосна, кустик, рваные ботинки;

- действия объекта: ветер, вздымающий волны; заяц, жующий морковку;

- взаимотношения двух и более объектов (солнце и подсолнух, ветерок и падающий лист и т.п.)

- облачного человечка, огненного, деревянного и т.п.;

- аквариум, из которого забрали всех рыб;

- фонарь, который то светится, то гаснет;

- потерянную иголку.

Упражнения «Мысленное рисование-письмо»

1.Нарисуйте на внутреннем экране точки: одну точку, две, три, а теперь – одну красную точку, две зеленых точки и т.д.

2. Нарисуйте на внутреннем экране геометрические фигуры:

треугольник, квадрат, желтый круг и т.п.

1. Нарисуйте на внутреннем экране буквы: А, Б, О, а также предметы, явления природы и т.п.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.