Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По­яс­не­ние. 15.1 Грам­ма­ти­че­ские сред­ства иг­ра­ют важ­ную роль в тек­сте






15.1 Грам­ма­ти­че­ские сред­ства иг­ра­ют важ­ную роль в тек­сте. Они по­мо­га­ют офор­мить наши мысли и тем самым пе­ре­дать их суть. К грам­ма­ти­че­ским сред­ствам от­но­сят­ся и знаки пре­пи­на­ния, о ко­то­рых К. Г. Па­у­стов­ский в свое время писал: «Ещё Пуш­кин го­во­рил о зна­ках пре­пи­на­ния. Они су­ще­ству­ют, чтобы вы­де­лить мысль, при­ве­сти слова в пра­виль­ное со­от­но­ше­ние и дать фразе лёгкость и пра­виль­ное зву­ча­ние. Знаки пре­пи­на­ния — это как нот­ные знаки. Они твёрдо дер­жат текст и не дают ему рас­сы­пать­ся».

Спра­вед­ли­вость утвер­жде­ния Па­у­стов­ско­го под­твер­жда­ют при­ме­ры из тек­ста М. Л. Моск­ви­ной. Так, с по­мо­щью зна­ков пре­пи­на­ния в конце рядом сто­я­щих пред­ло­же­ний № 28—30 («(28)Ну?!! (29)Джаз? (30)Да?!!») пе­ре­да­на ра­дость со­ба­ки при виде хо­зя­и­на. В пред­ло­же­нии № 28 и № 30 стоят од­но­вре­мен­но вос­кли­ца­тель­ные и во­про­си­тель­ные знаки — пред­ло­же­ния пе­ре­да­ют вос­хи­ще­ние и вос­торг со­ба­ки и од­но­вре­мен­но во­прос о ре­зуль­та­тах про­слу­ши­ва­ния: автор тем самым оче­ло­ве­чи­ва­ет чув­ства жи­вот­но­го, по­ка­зы­ва­ет, как со­ба­ка пе­ре­жи­ва­ет за сво­е­го друга. В конце по­след­не­го пред­ло­же­ния тек­ста стоит мно­го­то­чие (А я вспом­нил, до чего был жут­кий мороз, когда мы с Китом вы­бра­ли друг друга на Пти­чьем рынке...). Мно­го­то­чие ис­поль­зу­ет­ся чаще всего для пе­ре­да­чи не-за­вер­шен­но­сти мысли, а в кон­крет­ном пред­ло­же­нии № 43 яв­ля­ет­ся по­ка­за­те­лем не­до­го­во­рен­но­сти в раз­мыш­ле­ни­ях героя об его друж­бе с соба-кой.

Таким об­ра­зом, прав был К. Г. Па­у­стов­ский, под­чер­ки­вая важ­ную роль зна­ков пре­пи­на­ния в тек­сте.

 

15.2 Че­ло­век учит­ся ви­деть кра­со­ту мира не толь­ко на­хо­дясь среди при­ро­ды, но и на­сла­жда­ясь про­из­ве­де­ни­я­ми ис­кус­ства. Это обо­га­ща­ет его внут­рен­ний мир, де­ла­ет доб­рее, гу­ман­нее. Герой тек­ста М. Моск­ви-ной любит джаз. Он не умеет петь так, как этого тре­бу­ют пра­ви­ла пения, но он рас­кры­ва­ет свою душу в пении, ему хо­ро­шо, когда он поёт. Об этом фи­наль­ные стро­ки тек­ста.

Герой приз­наётся: «Для меня му­зы­ка — это всё». Вряд ли можно ска­зать о своём увле­че­нии лучше, чем так: это всё! А даль­ше в пред­ло-жении номер 6 герой подчёрки­ва­ет: «Там всё про меня, в этой му­зы­ке». Маль­чик ис­пы­ты­ва­ет не­раз­рыв­ную связь сво­е­го внут­рен­не­го мира с джа­зом, по­то­му что джаз по­мо­га­ет рас­крыть этот мир.

Под­дер­жи­ва­ет увле­че­ние пле­мян­ни­ка дядя: «Джаз не му­зы­ка; джаз — это со­сто­я­ние души».

Ис­кус­ство про­буж­да­ет в че­ло­ве­ке огром­ные силы. На­сто­я­щее про­из­ве­де­ние ис­кус­ства может про­бу­дить в че­ло­ве­ке чув­ства, до этого дре­мав­шие в его серд­це. Не­обык­но­вен­ная жажда жизни, лю­бовь, же­ла­ние и уме­ние со­стра­дать и чув­ство­вать кра­со­ту - вот то, что может вспых­нуть в каж­дом, кто при­кос­нет­ся к пре­крас­но­му, как это про­изо­шло с ге­ро­ем тек­ста Моск­ви­ной.

 

15.3 На что спо­соб­но на­сто­я­щее ис­кус­ство? Как может оно по­вли­ять на фор­ми­ро­ва­ние че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, на ха­рак­тер че­ло­ве­ка?

Герой тек­ста М. Моск­ви­ной любит джаз. Он не умеет петь так, как этого тре­бу­ют пра­ви­ла пения, но он рас­кры­ва­ет свою душу в пении, ему хо­ро­шо, когда он поёт. Герой приз­наётся: «Для меня му­зы­ка — это всё». Вряд ли можно ска­зать о своём увле­че­нии лучше, чем так: это всё! Маль­чик ис­пы­ты­ва­ет не­раз­рыв­ную связь сво­е­го внут­рен­не­го мира с джа­зом, по­то­му что джаз по­мо­га­ет рас­крыть этот мир.

На­сто­я­щее ис­кус­ство про­буж­да­ет в че­ло­ве­ке огром­ные силы. Вспом­ним хотя бы по­весть В. Г. Ко­ро­лен­ко «Сле­пой му­зы­кант», глав­ный герой ко­то­рой сумел найти в себе силы жить на­сто­я­щей, пол­но­цен­ной жиз­нью бла­го­да­ря му­зы­ке и любви близ­ких.

На­сто­я­щее про­из­ве­де­ние ис­кус­ства может про­бу­дить в че­ло­ве­ке чув­ства, до этого дре­мав­шие в его серд­це. Не­обык­но­вен­ная жажда жизни, лю­бовь, же­ла­ние и уме­ние со­стра­дать и чув­ство­вать кра­со­ту - вот то, что может вспых­нуть в каж­дом, кто при­кос­нет­ся к пре­крас­но­му.

 

№11

За­да­ние 15 № 3275. Ис­поль­зуя про­чи­тан­ный текст, вы­пол­ни­те на от­дель­ном листе ТОЛЬ­КО ОДНО из за­да­ний: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед на­пи­са­ни­ем со­чи­не­ния за­пи­ши­те номер вы­бран­но­го за­да­ния: 15.1, 15.2 или 15.3.

 

15.1 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния линг­ви­ста В. Г. Вет­виц­ко­го: «Имя су­ще­стви­тель­ное — это как бы дирижёр грам­ма­ти­че­ско­го ор­кест­ра. За ним зорко сле­дят ор­кест­ран­ты — за­ви­си­мые слова и упо­доб­ля­ют­ся ему по форме, со­гла­су­ют­ся с ним». Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми В. Г. Вет­виц­ко­го.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

15.2 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фи­на­ла тек­ста: «По мне­нию ро­ди­те­лей, мы с ба­буш­кой по­сту­па­ли не­ра­зум­но и были не­пра­виль­ны­ми лю­дь­ми, и это нас объ­еди­ня­ло».

При­ве­ди­те в со­чи­не­нии 2 ар­гу­мен­та из про­чи­тан­но­го тек­ста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния.

При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

15.3 Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние сло­во­со­че­та­ния ЖИЗ­НЕН­НЫЕ ЦЕН­НО­СТИ?

Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «Что такое жиз­нен­ные цен­но­сти», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами опре­де­ле­ние. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

(1)В ко­ман­ди­ров­ки мама и отец ез­ди­ли очень часто: они вме­сте про­ек­ти­ро­ва­ли за­во­ды, ко­то­рые стро­и­лись где-то очень да­ле­ко от на­ше­го го­ро­да. (2)Я оста­вал­ся с ба­буш­кой — ма­ми­ной мамой.

(3)В не­бла­го­по­луч­ных се­мьях ро­ди­те­ли, уехав из дому, во­об­ще не при­сы­ла­ют писем, в бла­го­по­луч­ных пишут при­мер­но раз или два в не­де­лю — мы с ба­буш­кой по­лу­ча­ли пись­ма каж­дый день. (4)Мои ро­ди­те­ли со­блю­да­ли стро­гую очерёдность: одно пись­мо — от отца, дру­гое — от мамы. (5)По­ря­док ни разу не на­ру­шил­ся. (6)В конце пись­ма не­из­мен­но сто­я­ла дата, а чуть по­ни­же было на­пи­са­но: «8 часов утра». (7)Зна­чит, отец и мама писá ли после своей утрен­ней про­беж­ки и перед ра­бо­той.

– (8)Фан­та­сти­ка! — ска­за­ла од­на­ж­ды ба­буш­ка. — (9)Хоть бы раз пе­ре­пу­та­ли оче­редь!..

(10)Я не мог по­нять: вос­тор­га­ет­ся она моими ро­ди­те­ля­ми или в чём-то их упре­ка­ет? (11)Это было от­ли­чи­тель­ной ба­буш­ки­ной чер­той: по её тону часто нель­зя было опре­де­лить, шутит она или го­во­рит всерьёз, хва­лит или вы­сме­и­ва­ет. (12)Я-то вос­хи­щал­ся ими, по­сколь­ку мы часто вос­хи­ща­ем­ся по­ступ­ка­ми, на ко­то­рые сами не спо­соб­ны.

(13)Ко­неч­но, ба­буш­ка была счаст­ли­ва за свою дочь, гор­ди­лась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко сле­до­ва­ла тем пра­ви­лам, к ко­то­рым нас с ней стре­ми­лись при­учить.

(14)На­при­мер, мама и отец ста­ра­лись за­ка­лить нас. (15)Но мы с ба­буш­кой не же­ла­ли об­ли­вать­ся ле­дя­ной водой и вста­вать по вос­кре­се­ньям ещё рань­ше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или в поход. (16)Мы со­зна­ва­ли, что нечётко де­ла­ем гим­на­сти­ку.

(17)Во­об­ще, мои ро­ди­те­ли то и дело об­ви­ня­ли нас обоих в нечётко­сти: мы нечётко со­об­ща­ли, кто и когда зво­нил маме или отцу по те­ле­фо­ну, нечётко со­блю­да­ли режим дня.

(18)Про­во­див маму с отцом в оче­ред­ную ко­ман­ди­ров­ку, мы с ба­буш­кой тут же, как за­го­вор­щи­ки, со­би­ра­лись на экс­трен­ный совет. (19)Не­вы­со­кая, су­хонь­кая, с ко­рот­ко под­стри­жен­ны­ми во­ло­са­ми, ба­буш­ка на­по­ми­на­ла озор­но­го маль­чиш­ку. (20)А этот маль­чиш­ка, как го­во­ри­ли, силь­но сма­хи­вал на меня. (21)И не толь­ко внеш­не.

– (22)Ну-с, сколь­ко денег от­кла­ды­ва­ем на кино? — спра­ши­ва­ла ба­буш­ка.

– (23)По­боль­ше! — го­во­рил я.

(24)И ба­буш­ка, лю­бив­шая хо­дить в кино, как и я, от­кла­ды­ва­ла по­боль­ше, а день­ги потом эко­но­ми­лись на обе­дах.

(25)По мне­нию ро­ди­те­лей, мы с ба­буш­кой по­сту­па­ли не­ра­зум­но и были не­пра­виль­ны­ми лю­дь­ми, и это нас объ­еди­ня­ло.

 

(По А. Алек­си­ну) *

 

* Алек­син Ана­то­лий Ге­ор­ги­е­вич (род. в 1924 г.) — пи­са­тель, дра­ма­тург. Его про­из­ве­де­ния, такие как «Мой брат иг­ра­ет на клар­не­те», «Дей­ству­ю­щие лица и ис­пол­ни­те­ли», «Тре­тий в пятом ряду» и дру­гие, по­вест­ву­ют глав­ным об­ра­зом о мире юно­сти.

Спрятать текст

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.