Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример 2. Основу коммерческой деятельности магазина на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров и удовлетворения спроса покупателей






Основу коммерческой деятельности магазина на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров и удовлетворения спроса покупателей. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот предприятия. Развитию товарооборота магазина придается большое значение, так как товарооборот характеризует масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары. Развитие товарооборота определяет широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок, и его конкретную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе.

На первом этапе анализа товарооборота магазина следует рассмотреть его развитие в динамике (табл. 1).

Таблица 1 - Развитие товарооборота в динамике, тыс.руб.

Периоды Фактический розничный товарооборот, тыс.р. Цепные темпы роста товарооборота, тыс руб Базисные темпы роста товарооборота, %      
в действующих ценах в сопоставимых ценах в действующих ценах в сопоставимых ценах в действующих ценах в сопоставимых ценах
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2434, 8 3159, 8 3891, 6 2434, 8 1637, 2 2882, 7 100.0 129.8 123.2 100.0 67.2 176.1 100.0 129.8 159.8 100.0 67.2 118.4

В соответствии с табл.1, данные об объеме розничного товарооборота магазина в действующих ценах говорит об увеличении. За три года розничный товарооборот магазина возрос на 59, 8% или на 1456, 8 тыс.р. (3891, 6 – 2434, 8), в том числе за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота) на 18, 4%, что составляет 448, 0 тыс.р. (2434, 8 х 18, 4: 100), и в связи с повышением розничных цен на товары – на 41, 4% (59, 8 - 18, 4). Потери покупателями денежных ресурсов от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в магазине) составили 1008, 9 тыс.р. (3891, 6-2882, 7). Среднегодовой темп роста товарооборота магазина в действующих ценах за три года составил 126, 4%

ТРОСТ = Ö 3891, 6: 2434, 8 = 1, 264 или 126, 4%

а среднегодовой темп роста товарооборота в сопоставимых ценах равен 108, 8%

Ö 2882, 7: 2434, 8 = 1, 088 или 108, 8%

Товарооборот является одним из показателей, характеризующих степень удовлетворения спроса на товары. Данные табл.1 свидетельствуют о том, что розничный товарооборот в значительной степени увеличивается из года в год, что обусловлено увеличением спроса на товары, продаваемые в магазине.

Далее приводим анализ розничного товарооборота по кварталам, месяцам. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, как равномерно удовлетворяет спрос покупателей на товары. Ритмичность развития товарооборота магазина представлена в табл.2.

Таблица 2 - Ритмичность развития товарооборота магазина в действующих ценах по месяцам и кварталам, тыс.р.

Месяц и кварталы Фактически за прошлый год Отчетный год Отклонение В % к прошлому году отклонение  
План Фактически % выполнения плана От плана От прошлого года  
               
Январь Февраль Март Итого за 1 кв. Апрель Май Июнь Итого за 2 кв. Итого за 1 пол. Июль Август Сентябрь Итого за 3 кв. Итого за 9 мес. Октябрь Ноябрь Декабрь 274, 3 268, 7 264, 3 807, 3 263, 8 260, 7 256, 4 780, 9 1588, 2 255, 3 254, 8 259, 7 769, 8 2358, 0 262, 3 267, 2 272, 3 343, 3 329, 8 322, 7 995, 8 314, 8 302, 2 298, 7 915, 7 1911, 5 282, 3 274, 7 285, 8 842, 8 2754, 3 320, 3 330, 9 342, 7 351, 1 341, 7 330, 2 1023, 0 327, 8 314, 6 305, 4 947, 8 1970, 8 280, 5 298, 7 312, 8 892, 0 2862, 8 338, 5 341, 2 349, 1 102, 3 103, 6 102, 3 102, 7 104, 1 104, 1 102, 2 103, 5 103, 1 99, 4 108, 7 109, 4 105, 8 103, 9 105, 7 103, 1 101, 9 +7, 8 +11, 9 +7, 5 +27, 2 +13, 0 +12, 4 +6, 7 +32, 1 +59, 3 -1, 8 +24, 0 +27, 0 +49, 2 +108, 5 +18, 2 +10, 3 +6, 4 +76, 8 +73, 0 +65, 9 +215, 7 +64, 0 +53, 9 +49, 0 +166, 9 +382, 6 +25, 2 +43, 9 +53, 1 +122, 2 +504, 8 +76, 2 +74, 0 +76, 8 128, 0 127, 2 124, 9 126, 7 124, 3 120, 7 119, 1 121, 4 124, 1 109, 9 117, 2 120, 4 115, 9 121, 4 129, 1 127, 7 128, 2
Итого за 4 кв. Итого за 2 пол. Всего за год 801, 8 1571, 6 3159, 8 993, 9 1836, 7 3748, 2 1028, 8 1920, 8 3891, 6 103, 5 104, 6 103, 8 +34, 9 +34, 1 +143, 4 +227, 0 +349, 2 +731, 8 128, 3 122, 2 123, 2

Магазин успешно выполнил план розничного товарооборота во всех месяцах отчетного года, кроме июля. Потери в товарообороте в связи с этим составили 1, 8 тыс.р., или 0, 05% к плановому годовому товарообороту (18: 3748, 2 х 100%). Основной причиной недовыполнения плана является снижение спроса на мебель в разгар отпусков. По сравнению с прошлым годом во всех кварталах и месяцах наблюдается рост товарооборота. Наибольший процент перевыполнения плана был достигнут в 4 квартале (128, 3%), наименьший в 3 квартале (115, 9%). Таким образом, реализация товаров увеличивается, а вместе с тем удовлетворяется спрос покупателей. Равномерность развития товарооборота можно проанализировать, используя данные табл.3. Товарооборот магазина распределялся неравномерно. Наиболее напряженный был четвертый квартал, наименее напряженным – третий квартал. Это объясняется тем, что покупательский спрос в 3 квартале снижается.

 

 

Задача 1. Данные об оптовом товарообороте продовольственных товаров в разрезе основных товарных групп представлены в таблице 3., рассчитайте динамику темпа роста и прироста. Таблица 1.– Динамика оптового товарооборота продовольственных товаров магазина в 2012-2013 гг., тыс.руб.

Товарная группа 2012 2013 Индекс цен по группе товаров, %
Хлебобулочные, кондитерские изделия 181300 669453 7, 20%
Молоко и молочные продукты 451231 456361 15, 90%
Бакалея, крупы 255181 323543 4, 70%
Плодоовощная продукция 55621 125486 5, 40%
Мясо, колбасы 433984 536458 20, 10%
Общий товарооборот по продовольственным товарам 1 377 545 2 111 301  

 

Расчеты выполните в таблице, сделайте выводы.

Контрольные вопросы:

1. Что называется розничным, оптовым товарооборотом?

2.Что влияет на динамику товарооборота?

 

Практическое занятие 9

Тема: Планирование товарооборота

Цель занятия: раскрыть сущность планирования по годам, кварталам, месяцам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.