Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Параграф 32. Методика развития гибкости.






Тренировочный процесс по развитию гибкости следует разделять на два этапа:

- 1 - этап увеличения амплитуды движений в суставах до оптимальной величины;

- 2 - этап сохранения подвижности в суставах на достигнутом уровне.

При разработке тренировочных программ 1-го этапа необходимо исходить из того, что в одних случаях амплитуду движения может ограничивать достаточная эластичность мягких тканей опорно-двигательного аппарата, в других - недостаточная сила мышц, которые обеспечивают перемещение определенных звеньев тела. Следовательно, необходимо определить силу одних мышц и растяжимость других. Для этого достаточно определить величины активной и пассивной гибкости. Чем больше между ними разница, тем больше активная гибкость будет зависеть от силы мышц. И наоборот, чем меньшая между ними разница, тем больше активная гибкость бу­дет зависеть от растяжимости мышц, связок, сухожилий и способности к произвольному расслаблению мышц.

В двигательной деятельности человека проявляется преимущественно активная гибкость. Но функциональной предпосылкой ее развития есть до­статочный уровень развития пассивной гибкости. Поэтому в начале занятий по развитию гибкости преимущество следует отдавать средствам развития пассивной гибкости, а по достижении необходимого ее уровня акцент пе­реносить на развитие активной гибкости. При этом следует учитывать, что активная гибкость развивается в 1, 5—2, 0 раза медленнее, чем пассивная. От­сюда и соотношение средств развития активной и пассивной гибкости должно быть адекватным.

Разное время необходимо и для развития подвижности в разных суста­вах. Так, максимальной подвижности в лучезапястных суставах можно до­стичь в 3—5 раз быстрее, чем в тазобедренных.

Продолжительность занятий, которая необходима для достижения подвижности в разных суставах на уровне 90 % анатомической (Сермеев, 1970)

Сустав Количество ежедневных повторенный

Тазобедренный 60—120

Позвоночника 50—60

Плечевой 25-30

Локтевой 25-30

Коленный 25-30

Голеностопный 25—30

Лучезапястный 20—25

Прежде чем выполнять упражнения на растягивание мышц, связок и сухожилий, необходимо хорошо разогреть организм с помощью общеразвивающих упражнений. Это содействует улучшению эластичности мягких тканей опорно-двигательного аппарата и, как следствие, увеличению по­движности на 8—12 %. Нужно тщательно размять мышцы, которые будут растягиваться. Это способствует увеличению кровотока в них и, как след­ствие, эластичности. В течение всего занятия по развитию гибкости необ­ходимо поддерживать организм в разогретом состоянии. При температуре окружающей среды ниже 18—20 °С занятие проводится в теплом эластич­ном костюме.

Упражнения на растягивание выполняют интервальным или комбини­рованным методами.

Продолжительность упражнения (количество непрерывных повторе­ний). Оптимальная продолжительность отдельного упражнения может коле­баться от 15-20 с до нескольких минут. При определении продолжительно­сти упражнения следует учитывать, что в начале его выполнения невозможно сразу достичь максимальной амплитуды движения. Сопротив­ление мягких тканей растягиванию уменьшается постепенно, и лишь через 10-15 с после начала упражнения (пассивное растягивание или многократное повторение упругих движений) достигается макси­мальная амплитуда движения. Она может сохраняться в течение 15—30 с, а потом начнет умень­шаться вследствие усталости. Продолжительность упражнения обусловливается уровнем трени­рованности человека и видом су­ставов. В таблице при­ведены максимальные количества повторений для разных суставов в течение одного занятия. Но такая продолжительная и монотонная работа (по 50-100 однообразных повторений) не интересна, в осо­бенности для детей и подростков,

1то приводит к повышению психической напряженности и снижению тренировочного эффекта. Кроме того, вследствие усталости будет ухудшаться эластичность мышц, что также ухудшает тренировочный эффект. Поэтому наиболее целесообразно планировать выполнение тренировочных заданий сериями по 10—20 повторений. Нижняя граница — для начинающих, а верх­няя — для хорошо тренированных людей. В одном занятии выполняют 3—5 серий упражнений для конкретного сустава, а потом переходят к развитию подвижности в другом суставе. Чтобы повысить эмоциональный фон занятия и его эффективность, целесообразно применять разнообразные упраж­нения. Например, для развития подвижности в тазобедренных суставах можно выполнять отведения ноги в сторону и назад, подъем вперед, ходьбу с поочередными махами назад, " шпагат" и т.п. Выполняя каждое упраж­нение по 10-12 раз можно достичь необходимого тренировочного эффекта и снизить психическую напряженность.

Продолжительность упражнений зависит также от возраста и пола. Для получения адекватного тренировочного эффекта взрослые люди должны выполнять в 1, 5—2 раза большее количество упражнений, чем дети и под­ростки. В свою очередь, в работе с женщинами продолжительность упраж­нений может быть на 10-15 % меньшей, чем у мужчин того же возраста. В работе с женщинами следует также учитывать динамику их биологического цикла. В менструальном периоде улучшается эластичность мышц, которая обусловливает возможность некоторого увеличения объема упражнений в развитии гибкости.

Индивидуальным критерием определения продолжительности конкрет­ного упражнения будет уменьшение амплитуды при повторных движениях вследствие усталости.

Оптимальная продолжительность статических упражнений составляет 6-12 с. Нижняя граница для начинающих, а верхняя - для физически хорошо тренированных людей.

Интенсивность упражнения. При выполнении упражнений на растяги­вание амплитуду движений увеличивают постепенно. При этом в каждом следующем повторении стараются достичь большей амплитуды или, по крайней мере, сохранить ее. Для достижения большей амплитуды целесооб­разно применять предметные цели. Например, в наклонах вперед дотянуть­ся до пола кончиками пальцев, потом кулаками, ладонями; дотянуться но­ском маховой ноги до мячика, который подвешен на одной высоте, а потом на большей высоте и т.п.

В пассивных упражнениях с дополнительными отягощениями интен­сивность регулируется их массой. Она должна составлять около 30 % макси­мальной силы растягиваемых мышц у начинающих и до 40—50 % — у физи­чески хорошо подготовленных людей.

При выполнении пассивных упражнений с самозахватами и с помощью партнера целесообразно ориентироваться на субъективные ощущения — растягивания осуществлять плавно, до возникновения легких покалываний в мышцах. Больший тренировочный эффект дает ступенчатая интенсив­ность растягивания: плавно достичь околопредельной амплитуды, удержать 5-10 с звенья тела в определенном положении, а потом увеличить ампли­туду на 8—12 % и снова 5—10 с удержать звенья тела в этом положении. Во время первого удержания в мышцах немного угасает " стретчинг-рефлекс", что и позволяет увеличить амплитуду движения. При возникновении боле­вых ощущений в мышцах следует уменьшить амплитуду движения или сов­сем прекратить выполнение упражнения.

Темп выполнения повторных движений должен быть медленным, в особенности в первой серии. В этом случае не возникает " стретчинг-ре­флекс" и мышцы лучше поддаются растягиванию. В следующих сериях темп движений может быть увеличен. В последней серии целесообразно снова его снизить.

Продолжительность интервалов отдыха между упражнениями и между сериями упражнений может колебаться в широком диапазоне — от 10—20 с до нескольких минут. Она зависит от характера упражнений, их продолжи­тельности и уровня подготовленности человека. Например, после мно­гократных повторений маховых движений ногой необходим более продол­жительный отдых, чем после 10-секундного пассивного растягивания мышц, связок и сухожилий лучезапястного сустава. Однако продолжительные ин­тервалы пассивного отдыха (свыше 8—10 мин) приводят к уменьшению по­движности в суставах и снижению эффективности тренировки. Люди, кото­рые имеют значительный опыт занятий физическими упражнениями, могут довольно точно определить продолжительность интервалов отдыха по субъ­ективным ощущениям готовности к следующему упражнению или серии уп­ражнений.

Характер отдыха. Кратковременные интервалы отдыха (10-20 с) целе­сообразно проводить пассивно. Более продолжительные паузы следует за­полнять медленной ходьбой, упражнениями на расслабление. Положитель­но влияет на восстановление эластичности мышц тепло, легкий массаж.

На этапе увеличения амплитуды движений в суставах упражнениям на гибкость целесообразно посвящать отдельные занятия или значительную часть занятия. Наибольшего тренировочного эффекта можно достичь, если развитие гибкости осуществляется непосредственно после тщательной раз­минки.

Часто развитие гибкости осуществляют в сочетании с решением других педагогических задач. При этом следует помнить, что после значительных нагрузок по развитию гибкости ухудшается тонкая внутримышечная и меж­мышечная координация. Следовательно, после таких нагрузок нецелесооб­разно обучать технике физических упражнений, выполнять скоростные или силовые упражнения с максимальной интенсивностью.

Здесь уместно подчеркнуть, что дело не в применении упражнений на гибкость для достижения оптимальной подвижности опорно-двигательного аппарата в разминке, а в выполнении упражнений с предельной амплиту­дой и необходимым количеством повторений для развития гибкости. Более целесообразно после разминки обучать технике физических упражнений, или развивать силовые или скоростные качества, а затем гибкость. Если же в одном занятии объединяют развитие гибкости и выносливости, то снача­ла следует решить первую задачу, а потом вторую.

Важное значение имеет также последовательность выполнения упраж­нений, которые направлены на развитие гибкости в разных суставах. Более целесообразно начинать занятия по развитию подвижности в суставах, ко­торые окружены массивными мышцами (суставы позвоночника, тазобед­ренные и плечевые), а потом переходить к развитию подвижности в других суставах. При этом сначала следует выполнить все упражнения, которые за­планированы для развития подвижности в одних суставах (например, тазо­бедренных), и только потом переходить к другим.

В системе смежных занятий наибольшего тренировочного эффекта можно достичь при ежедневных или двукратных в день занятиях по разви­тию гибкости. Меньшая или большая частота тренировочных занятий по развитию гибкости менее эффективна.

При двукратных занятиях оптимальная ежедневная нагрузка распреде­ляется на две части. В утренней гимнастике выполняют 20—40 % оптималь­ной суточной нагрузки, а остаток упражнений выполняют в специальном или комплексном тренировочном занятии.

Важное значение в системе смежных занятий имеет соотношение уп­ражнений по развитию активной и пассивной гибкости. Поскольку пассив­ная гибкость является функциональной предпосылкой развития активной гибкости, то сначала преимущество следует отдавать средствам развития пассивной гибкости. После достижения необходимого уровня пассивной гибкости в определенных суставах акцент в тренировке переносится на раз­витие активной гибкости в этих суставах.

На этапе сохранения подвижности в суставах на достигнутом уровне общий объем упражнений по развитию гибкости уменьшается наполовину и даже больше. Вполне достаточно выполнять их 3—4 раза в неделю в соче­тании с силовыми и скоростно-силовыми упражнениями. В юношеском возрасте для сохранения достигнутого уровня гибкости достаточно три раза в неделю выполнять по 10-15 движений в лучезапястных, 15—20 — в колен­ных и голеностопных, 35-40 — в тазобедренных суставах и 40-45 — в сус­тавах позвоночника.

С возрастным изменением подвижности опорно-двигательного аппара­та, который обусловливается инволюционными процессами, для поддержа­ния гибкости необходимо прилагать все больше усилий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.