Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административная и уголовная ответственность в сфере управления.






Чтобы нормы права могли быть реализованы, необходимо их подкрепить угрозой применения государственного принуждения. Ключевое значение в системе мер административного принуждения принадлежит мерам административной ответственности.

Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Административная ответственность устанавливается законом и подзаконными актами. Некоторые общие положения содержит Конституция РФ. Важнейшим актом, устанавливающим административную ответственность и регулирующим порядок ее применения, является Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), состоящий из трех частей: Общей, Особенной и Процессуальной.

В Общей части закрепляется сам институт административной ответственности, административные взыскания и общие правила их назначения.

В Особенной части предусмотрен перечень составов административных правонарушений, за которые устанавливается определенное административное взыскание.

В Процессуальной части фиксируются органы и порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также исполнение административных санкций.

Основанием административной ответственности признаются административные правонарушения.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие физических или юридических лиц, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Основные признаки административного правонарушения.

Административное правонарушение – это прежде всего, имеющее выражение вовне в виде действия (активное поведение) или бездействие (пассивное поведение). Мысли, убеждения, психические процессы не составляют правонарушения.

Административное правонарушение - это антисоциальное деяние. В науке существует спор по поводу природы административных правонарушений: являются ли они общественно вредными или общественно опасными. Административный проступок есть общественно опасное деяние, которое отличается от преступления лишь характером и степенью общественной опасности.

Административное правонарушение – это противоправное деяние. Это значит, что данное деяние нарушает нормы права, не только административного, но и любой другой отрасли.

Административное правонарушение – это виновное (умышленное или неосторожное) деяние.

Признаки административного правонарушения нужно отличать от состава правонарушения. Только при наличии состава правонарушения может быть решен вопрос о привлечении лица к административной ответственности.

Перед тем как привлекать лицо к административной ответственности необходимо убедиться в наличии всех элементов состава административного правонарушения.

Состав административного правонарушения – это совокупность закрепленных нормативно- правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь применение мер административной ответственности.

Состав административного правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона

Объект административного правонарушения – это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности, на которые посягает административный проступок (причинение вреда субъекту общественных отношений, воздействие на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение, или устранение себя из общественного отношения, что влечет к неисполнению обязанностей).

Объективная сторона административного правонарушения – это действие или бездействия, которое запрещено нормами административного или иных отраслей права и за которое установлена административная ответственность (действие- активное поведение, в основе лежит сознательное телодвижение или бездействие - пассивное поведение, в основе которого лежит неисполнение каких либо обязанностей, вытекающих из закона).

Субъект административного правонарушения – граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие проступок. Возраст административной ответственности наступает с 16 лет. Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия находились в состоянии невменяемости (т.е. не могло осознавать фактический характер своих действий или руководить ими вследствие психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики). Существуют ограничения административной ответственности: арест не может быть применен к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп. Ограничения административной ответственности в виде ареста устанавливаются для судей, прокуроров, депутатов представительных органов власти. Административная ответственность не может применяться к иностранным гражданам, обладающим дипломатическим иммунитетом.

Субъективная сторона административного правонарушения показывает психическое отношение к деянию и последствиям (прямой умысел, косвенный умысел, самонадеянность или легкомыслие, небрежность).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.