Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственно – территориальное устройство Российской Федерации.






В России, пришедший на смену СССР, изменения административно-территориального устройства нашли отражение в Конституции РФ (1993) и Федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1995 и 2003 гг.).

Новой Конституцией были определены 89 субъектов Российской Федерации. Среди них 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область (Еврейская) и 10 автономных округов.

Суть осуществленных изменений в административно-территориальном устройстве России заключается в повышении юридического статуса бывших автономных областей, ставших республиками (кроме Еврейской автономной области) и всех автономных округов. Почти в каждой республике, которая входит в состав Российской Федерации, относительная доля русских в общей численности населения уменьшилась.

С 1 марта 2008 г. и по настоящее время Российская Федерация включает 83 региона — субъекта Российской Федерации. Современное административное деление учитывает сложившееся экономическое районирование. Регионы резко отличаются по территории, численности населения, природному и экономическому потенциалам. Правовой статус каждого субъекта Российской Федерации у всех одинаков.
Новыми региональными образованиями в России считаются федеральные округа. Анализируя исторический опыт России, федеральные округа напоминают генерал-губернаторства, которых к началу ХХ века в Российской империи было 10: Варшавское, Виленское, Иркутское, Кавказское, Киевское, Московское, Приамурское, Степное, Финляндское, Туркестанское. Федеральный округ можно определить как новое интегрированное целое, состоящее из определенных частей старого.
Федеральные округа современной России вобрали в себя все существующие административно-территориальные образования: республики, области, края. Появление федеральных округов объясняется сложностью государственного управления социальными и экономическими процессами из единого федерального центра.

Федеральные округа по занимаемой территории и численности проживающего населения разнородны. По данным Росстата на 2009 г. они охватывают от 3, 5% (Южный) до 36, 1% (Дальневосточный) территории при численности населения от 4, 5% (Дальневосточный) до 26, 2% (Центральный) численности всех граждан Российской Федерации. Так же можно отметить общие социально-экономические показатели, дающие представление о доле каждого федерального круга в общероссийских величинах. Так, доля валового регионального продукта (ВРП) по округам колеблется от 4, 6% в Дальневосточном до 36, 4% в Центральном (разница почти девятикратная). По объему инвестиций в основной капитал от 6, 4% в Дальневосточном до 24, 6% в Центральном. Также впечатляющие различия между округами по обороту розничной торговли от 3, 8% до 33, 4%. Москва, например, по ВРП догнала среднеразвитую по европейским меркам Португалию. В то же время по подсчетам специалистов, чтобы вывести, например, Дагестан на уровень среднего по России показателя ВРП на душу населения в течение 10 лет, понадобится темп его прироста в республике 20% в год, а если в течение 20 лет — 11% в год. Такие темпы вряд ли достижимы каким-либо, а тем более, дотационным регионом в ближайшие десятилетия.

Анализ многочисленных типологий регионов Российской Федерации показал их недостаточную проработанность относительно выравнивания территориальных социально-экономических различий, анализа конкурентных преимуществ субъектов РФ и федеральных округов.

Таким образом, в соответствии с новыми задачами по формированию условий для устойчивого экономического развития Российской Федерации необходима разработка новой типологии регионов. Это позволит определить основные контуры региональной политики, избежать серьезных ошибок, которые присутствуют в настоящее время при формировании, распределении и перераспределении средств федерального бюджета. Дифференцирование регионов в отношении их однородности позволяет сгруппировывать регионы, обладающие набором «сравнительных преимуществ» и «сравнительных недостатков» и, следовательно, разработать различные варианты экономического развития для отдельных групп регионов. Главным и основным требованием, которое должно предъявляться к типологизации всех регионов Российской Федерации, должна быть ее направленность на обеспечение достижения одной из целей экономического развития современной России — создание инновационной экономики. Учитывая вышесказанное, высоким потенциалом для экономического роста обладают:
регионы, специализирующиеся на добыче и экспорте нефти и газа (Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Сахалинская область и другие); регионы с высокой концентрацией финансовых ресурсов (к ним относятся, прежде всего, Москва и Санкт-Петербург);
регионы, осуществляющие переход к инновационному развитию (например, Томская область, Белгородская область и другие).

В соответствии с учетом всех дополнений к типологизации, наиболее высокий потенциал роста имеют те регионы, которые обладают технологическими ресурсами и максимально способны для перехода к технологически-ориентированной модели экономического развития (например, Томская область). Именно такие регионы могут дать благоприятные результаты инновационного развития страны и повышения ее устойчивости в период мирового кризиса.

В условиях российской действительности особое внимание необходимо уделять определению причин, по которым регионы попадают в соответствующие группы. Например, «депрессивными» могут быть регионы, обладающие потенциалом для промышленного развития, но причины их попадания в эту группу могут быть разными.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.