Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научные школы в теории и практике управления.






В процессе формирования основ науки об управлении возникла и развилась теория и практика управления, получившая впоследствии название «школа управления».Она постоянно эволюционизировала, в ее рамках появились различные направления.

Школа научного управления(1885 -1920) основана на работах Ф.Тейлора, Генри Гантта Френка и Лилии Гилбрет.

Важной заслугой школы научного управления было положение о том, что, управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперименты, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части и последующем анализе этик частей..

Тейлор предложил систему " научного управления", которую охарактеризовал следующим образом:

· наука вместо традиционных навыков;

  • гармония вместо противоречий;
  • сотрудничество вместо индивидуальной работы;
  • максимальная производительность вместо ограничения производительности;
  • развитие каждого отдельного рабочего до максимально доступной ему производительности и максимального благосостояния.

Большое внимание в системе Тейлора уделялось нормальному обслуживанию рабочих мест (инструментами, приспособлениями, тарой и пр.).На мастеров возлагалась обязанность своевременного обеспечения рабочих мест всем необходимым для эффективной работы, обучение рабочих, в том числе инструктаж, предварительная выдача заданий и т.д.

Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Большое значение имеют правильный выбор оборудования ля выполнения определенной работы, уход за этим оборудованием и его ремонт, подготовка к работе инструмента и своевременное обеспечение им рабочих мест, а также заточка и обмен инструмента и т.п.

В основе концепции Тейлора лежало разделение труда на две составляющие: труд исполнительский и труд распорядительский. «Очевидно, - писал Тейлор, - что человек одного типа должен сначала составить план работы, а человек совершенно другого типа должен выполнить ее»

Гилбреты изучали рабочие операции, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометром, фиксировавшим интервалы до 1/200 с, чтобы определить время, необходимое на конкретное движение при выполнении работы.

Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования как денежного, так и в форме различных уступок (столовых, детских садов, обучающих курсов), с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха.

Школа научного управления отделяла управленческие функции обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Административная работа - это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Контролировались методы работы, a не производительность труда. Управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. При этом представители школы занимались проблемами повышения эффективности труда на уровне ниже улравленческого. Этой школой было положено начало оперативного планирования производственного процесса на предприятии.

Представители классической(1920 - 1950) школы, а именно - А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Основная задача - разработка универсальныхметодов управления, эффективность применительно к работе всей организации. Основатели классической школы определяли закономерности развития и процветания организаций исходя в первую очередь из личных наблюдении, а не основываясь на научной методологии. Они старались взглянуть на предприятие с точки зрения широкой перспективы.

Разработка рациональной системы управления организа­цией относится к первой категории принципов. А. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, со­стоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Основны­ми функциями были названы финансы, производство и мар­кетинг. Путем выделения этих функций школа стремилась наиболее эффективно разделить организацию на группы.

Вторая категория принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.

А. Файоль сформулировал 14принципов управления.

• Разделение труда. Целью разделения является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях за счет сокращения числа целей. Возможно лишь до определенного предела, за которым эффективность снижается.

• Неотделимость власти от ответственности. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность означает готовность отвечать за результаты его исполнения.

• Дисциплина. Предполагает послушание и уважение к договоренности между предприятием и его сотрудниками. Дисциплина обязательна для работников всех уровней и предусматривает справедливое применение санкций.

• Единоначалие (единство распоряжения). Работник дол­жен получать приказы только от одного, непосредствен­ного руководителя.

• Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

• Подчиненность индивидуальных интересов общим. Ин­тересы одного работника, даже руководителя, не должны превалировать над интересами компании.

• Вознаграждение персонала по справедливости.

• Централизация. Необходимо обеспечить наиболее пра­вильное соотношение между централизацией и децентра­лизацией в зависимости от конкретных условий.

• Иерархия (скалярная цепь), то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, - вниз, до руководителя низового эвена.

• Порядок. Место - для всего и все - на своем месте.

• Справедливость- доброта, основанная на объективности.

• Стабильность рабочего места для персонала.

• Инициатива.

• Корпоративный дух. Общность интересов работников дает в результате гармонию персонала и коллективизм.

Школа человеческих отношенийначала развиваться в связи с неспособностью представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений (1930 -1950) внесли два ученых Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Основатели школы человеческих отношений считали технократический подход к организации управления узким и односторонним и заменили смитовскую концепцию " экономического человека", принятую тейлоризмом, концепцией " социального человека".

Эксперименты Э. Мэйо на заводе " Вестерн Электрик" открыли дорогу новому направлению в теории менеджмента. Четкий алгоритм рабочих операций даже в сочетании с хорошей заработной платой не всегда вел к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей.

Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. По Маслоу, движущими мотивами людей выступают не столько экономические силы, сколько различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Исследователи полагали, что проявление большой заботы о работниках, ведет к повышению уровня удовлетворенности, а следственно и к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей взаимного общения на работе.

Школа человеческих отношений не смогла дать ответы на всё вопросы, которые ставила жизнь. Поэтому вскоре на ее основе возникла целая группа поведенческих концепций, разработчики которых ставили перед собой задачу помочь людям наиболее полно раскрыть свои внутренние возможности и тем самым дать дополни­тельный стимул повышению производительности труда. Наиболее яркими представителями этой школы были Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт. Все они особое вни­мание обращали на различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и автори­тета, лидерства, организационной структуры, коммуника­ции в организациях, изменения содержания работы и ка­чества трудовой жизни.

Одной из наиболее последовательных современных концепций мотивации деятельности человека, ориенти­рующихся на активизацию человеческого фактора, явля­ется концепция профессора Мичиганского университета Д. Мак-Грегора, который анализирует две условно на­зываемые теории: " теорию икс (х)" и " теорию игрек (у)".

" Теория х" (это собственно теория Ф. Тейлора) предпо­лагает, что человек ленив и старается избегать работы; людей нужно принуждать к труду; они хотят, чтобы ими руководили; они не хотят ответственности, не терпят пе­ремен; им нельзя доверять.

По мнению Мак-Грегора, люди совсем не таковы от природы и им присущи противоположные качества (" тео­рия у"). " Теория х" приводит к акценту на тактике кон­троля, на процедурах и методах, дающих возможность предписывать людям; что им надлежит делать, опреде­лять, выполняют ли они это, и применять поощрения и наказания. Поскольку в основе лежит предположение, что людей необходимо заставлять делать то, что необходимо для успеха предприятия, внимание, естественно, направ­лено на методы управления и контроля. Новый подход ориентирован на оказание помощи работнику в осознании собственных возможностей на основе применения кон­цепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффек­тивности ее человеческих ресурсов. Однако в некоторых ситуациях и данный подход оказывался несостоятельным.

Появление новых научных разработок пробудило к жизни новые возможности, в плане исследования операций, что послужило толчком для формирования школы науки управления(1950 г.). Первоначально исследование операций сводилось к разработке способов количественного анализа задачи, как целого, без выделения ее частей. Исследование операций- это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.

В школе науки управления широко применяется модель ситуации. Модель- форма представления реальности, упрощающая эту реальность, облегчающая понимание ее сложностей. Для подробного анализа и описания после создания модели переменным задаются количественные значения.

Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Использование компьютера позволило конструировать модели возрастающей сложности. Такие модели, как распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития выстроены сегодня в различных вариантах и просчитаны значения переменных, влияющих на них.

В дальнейшем в школе сформировалась теория принятия решений.При формировании решений часто приходится сравнивать критерии, которые трудно поддаются формализации, например доля рынка , степень новизны продукции, тип конкуренции (ценой, качеством, сервисом).

При этом бывает сложно формализовать все критерии и свести их к деньгам. Возникает потребность в умении обращаться с такими нечеткими понятиями, как:

• оценить и сравнить критерии;

•дать интегрированную оценку и сравнения по совокупности критериев.

5. Сущность, содержание и характеристика управления. Взаимосвязь понятий «управление», «руководство» и «менеджмент».

Управление - это элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социаль­ных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию прог­раммы и цели деятельности.

Общие закономерности управления выявлены кибернетикой, наукой об общих принципах и методах управления сложными системами в природе, технике и обществе. Специальные аспекты управления в технических системах изучаются соответству­ющими отраслями технических наук (например, существует те­ория управления летательными аппаратами), в биологических системах — отраслями биологических наук (например, физиология изучает условные рефлексы и другие сходные механиз­мы, использующиеся в управлении животными).

Управление в социально-экономических системах изучается в рамках теории управления социально-экономическими про­цессами. Имеются и специальные теории управления, изучаю­щие отдельные аспекты, или специфические объекты, в част­ности, теория государственного регулирования экономики, ре­гиональный и муниципальный менеджмент.

Наука управления создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность. Это пограничная наука; она сочетает в себе элементы экономи­ки, социологии, психологии, кибернетики, информатики.

Предмет науки управления составляют управленческие отно­шения, в которых проявляются одновременно экономические, социальные и политические отношения и интересы, находя­щие выражение в воздействии на общество или на его отдель­ные элементы с целью их упорядочения, сохранения качествен­ной специфики, совершенствования и развития. Предметом науки управления являются также технологии и методы управ­ления и тенденции развития практики управления.

Управление присуще любому обществу или его отдельному элементу (организации, коллективу, подразделению, городу, региону). Необходимость управления вытекает из системной природы объекта, необходимости общения людей и обмена продуктами их материальной и духовной деятельности.

Объектами управления могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общ­ности людей (область, район, город), отдельные стадии воспро­изводства (производство, снабжение, сбыт, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодей­ствие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эф­фективность, отношение к работе, качество жизни, уровень за­нятости).

Субъектами управления могут выступать директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отде­ла, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей, осуществляю­щие управленческое воздействие на объект управления.

Главный элемент любой социально-экономической систе­мы — человек. Он может быть и объектом, и субъектом управ­ления. Каждый член общества управляет его развитием с по­мощью избирательной системы, с помощью участия в инсти­тутах гражданского общества, с помощью механизмов непосредственного воздействия на управляемые подсистемы. Каждый член организации также в той или иной степени уп­равляет функционированием или развитием этой организа­ции. В то же время именно на человека направлены управля­ющие воздействия и в рамках государственного управления, и в рамках управления корпоративного.

В отличие от технических систем, где управляющая и управ­ляемая подсистемы взаимодействуют достаточно жестко, в уп­равлении людьми это взаимодействие более гибко. Человек и организация в целом реагируют на управляющее воздействие не пассивно, а с учетом предварительных оценок и самостоя­тельного анализа последствий собственной реакции. Человек обладает волей и сознанием и реагирует на любое управляющее воздействие с учетом собственных представлений и интересов. Человек может принять управляющие команды, следовать им, а может и не принять. Как человек воспринимает управленчес­кие воздействия, как реагирует на них — от этого зависит эф­фективность работы всей системы в целом. Таким образом, уп­равление человеком неотделимо от управления организацией, отраслью, городом, регионом, страной.

Управление можно определить путем перечисления его основых функций, к которым относятся: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, обучение, учет и контроль, коммуникация, приня­тие решений.

Все функции управления тесно связаны друг с другом и вза­имно дополняют друг друга. В деятельности любой организа­ции — коммерческой и некоммерческой, большой или малой, формальной или неформальной — присутствуют все без исклю­чения функции управления. В ряде случаев бывает полезно провести анализ выполняемых функций: в какой мере и нас­колько полно в управленческой деятельности присутствуют функции управления. Нередко для повышения эффективности работы организации достаточно выявить те или иные функции, которым не придается должного внимания. Так, например, в ряде некоммерческих организаций недостаточно полно осу­ществляется целеполагание, в государственных организациях нередко отсутствует должная мотивация, в некоторых государ­ственных и частных организациях не всегда осуществляется должный контроль.

Методы управления — это способы выполнения перечислен­ных выше функций. Классификация методов управления мо­жет производиться по различным признакам: по масштабам применения — общие, относимые ко всей системе, и особен­ные, обращенные к отдельным составным частям этой систе­мы; по отраслям и сферам применения — в государственном уп­равлении, в бизнесе, в торговле, в промышленности и т. д. Обычно методы управления различаются по их содержанию: административные (организационно-распорядительные), эко­номические и социально-психологические. Данное деление ус­ловно в том смысле, что четко разграничить каждый метод не представляется возможным: они взаимно проникают друг в друга и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позво­ляют рассматривать каждый из них в отдельности.

Управление - это процесс планирования организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание. В то же время конечной целью управления является обеспечение прибыльности предприятия (фирмы) путем рациональной организации производственного или торгового процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технологической базы.

В управлении всегда есть: субъект - тот, кто осуществляет управление, и объект - тот, кем управляют действия субъекта управления. Таким образом, основная задача управления - организовать работу других людей, при этом высшей формой искусственного управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.

Понятия «управление» и «менеджмент» часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются различия.

«Менеджмент» — английское слово, в переводе оно означает «управление». Тем не менее в русском языке слова «управле­ние» и «менеджмент» употребляются в разных контекстах. Обычно мы не говорим: «Я осуществляю менеджмент автомо­биля». Мы говорим: «Я управляю автомобилем». Мы не гово­рим: «Они осуществляют менеджмент выплавки стали». Мы го­ворим: «Они управляют выплавкой стали».

Слово «менеджмент» обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент организа­ции означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в формальных (законодательно зак­репленных), так и в неформальных организациях.

Эти организации управляются определенным образом. Общие закономерности, принципы и методы управ­ления организациями составляют предмет науки общего менеджмента.

Слово «менеджмент» имеет вполне устоявшуюся практику его употребления в английском языке. Современная практика употребления термина «менеджмент» в русском языке охватывает три его основных значения:

- процесс управления людьми в организациях;

- наука управления;

- орган управления и люди, его составляющие.

Руководство— управленческая деятельность, обеспечиваю­щая нормальное протекание производственных и управленческих процессов.

Содержание руководства как функции менеджмента состоит в том, что руководитель влияет на других так, что его идею не только принимают, но и начинают внедрять. Для этого руководителю нуж­на власть—возможность влиять на поведение других людей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.