Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное управление в России в 1991- 1993 годы






После путча (август 1991г) страна находилась в состоянии нестабильности. Большинство автономных республик в составе РСФСР требовали полного суверенитета, а Татарстан, Башкирия, Чечня, Якутия вообще заявляли о своем выходе из состава федерации. Однако к марту 1992 года отношения Центра с субъектами Федерации были в основном урегулированы. В Москве был подписан Федеративный договор, определивший основные полномочия автономных республик, краев и областей в составе России, принципы взаимоотношений между ними, территориальные границы. Договор был одобрен VI съездом народных депутатов Российской Федерации. В ее состав вошли 21 автономная республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 10 автономных округов. Однако региональные конфликты не прекратились. На своих особых условиях настаивали Татарстан и Чечня, они отказались подписывать договор.

Необходима была реорганизация всей системы власти в стране. Окружение Б.Н. Ельцина выступало за создание в России президентской республики, в которой президент формирует правительство и имеет право распускать при определенных обстоятельствах парламент с назначением новых выборов. Старая партийно-государственная номенклатура, сохранившая свое влияние, настаивала на создании парламентской республики, в которой президент наделен ограниченными полномочиями, а сильный парламент назначает подотчетное ему правительство и формирует систему судебной власти. В 1993 году противостояние двух властей стало открытым. Президент Б.Н. Ельцин предложил Верховному Совету заключить конституционное соглашение для выхода из намечавшегося кризиса власти или вынести вопрос на всенародный референдум. Часть руководителей Верховного Совета восприняла его как покушение на собственную власть. Тогда Президент сделал необычный шаг – обратился к населению по телевидению и заявил, что для предотвращения кризиса он подписывает указ «Об особом порядке управления» страной.

На состоявшемся 25 апреля 1993 года референдуме 58 % участников поддержали Президента и его курс. Это дало ему возможность начать перестройку всей системы власти на основе президентской формы правления. В обращении к народу он объявил о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов России и о формировании двухпалатного Федерального Собрания на основе проведения выборов в нижнюю палату – Государственную Думу и наделении ранее созданного консультативного органа при Президенте РФ Совета Федерации функциями высшей палаты. Началось открытое противостояние двух ветвей власти. Мирные переговоры результатов не дали. Накалявшаяся ситуация грозила гражданской войной. Президент ввел в Москве чрезвычайное положение и ввел в столицу войска. 4 октября в 9 часов утра начался обстрел здания Верховного Совета из танковых пушек. Спецподразделения и войска МВД ворвались в здание, арестовали организаторов обороны «Белого дома» и многих руководителей Верховного Совета и отправили их в тюрьму Лефортово. «Бунт» Верховного Совета был подавлен.

12 декабря 1993 года состоялись выборы в Федеральное Собрание и одновременно референдум по проекту новой Конституции РФ. В выборах принимали участие 13 политических партий и блоков, из которых места в Государственной Думе получили (по партийным спискам) ЛДПР – 59, Выбор России – 40, КПРФ – 32, Аграрная партия – 21, Женщины России – 21, Яблоко – 20, ПРЕС – 18, ДПР – 14.

Пятая по счету, Конституция Российской Федерации определила новый порядок власти в стране. Вся полнота власти принадлежит Президенту, избираемому на 4-летний срок. По Конституции он не может занимать президентский пост более 2-х сроков подряд. Президент осуществляет власть совместно с органами законодательной (Федеральное Собрание – двухпалатный парламент), исполнительной (Правительство РФ), и судебной (Конституционный суд, Верховный суд и Арбитражный суд) власти. Система органов власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя.

Для нормализации политической обстановки в стране в апреле 1994 года был подписан Договор об общественном согласии. В подписании Договора приняли участие представители федеральных органов власти, субъектов Российской Федерации, руководители политических партий, общественных движений и других организаций. Еще раньше была разрешена деятельность КПРФ. Была объявлена политическая амнистия участникам событий августа 1991 и октября 1993 годов.

Тяжелые последствия экономических реформ, проводимых правительством Гайдара-Черномырдина, привели к размежеванию общества не только по имущественному признаку. Выборы в Государственную думу 1995 года раскололи страну на три политические группы – «правых», «левых» и «центр». В избирательной кампании принимало участие 43 партии и блока. Итоги выборов в Государственную Думу были сенсационными. КПРФ получила 22, 3% голосов, ЛДПР – 11%, НДР – 10%, Яблоко - 7%. Остальные партии и блоки не преодолели 5-процентный барьер, и в Думу не прошли. Это был настоящий крах политики «правых», явное выражение недоверия «центристам», защищавшим правительственную и пропрезидентскую политику

Президентские выборы 1966 г. отличалась постоянными скандалами, необычными методами, подтасовками. Во втором туре победу одержал Б.Н. Ельцин. Он получил 53% голосов против 40% голосов Г.А. Зюганова. Самые дорогие по затратам и самые скандальные выборы Президента России закончились победой российских олигархов, потребовавших от Президента за оказанную ему помощь бесконтрольного распоряжения экономическими и сырьевыми ресурсами страны. Больной и непредсказуемый Ельцин дал такое согласие. Страна оказалась в руках разбогатевших на приватизации и спекулятивном вывозе энергоресурсов за рубеж олигархов, криминальных авторитетов, коррумпированных чиновников, считавших благом для России свое собственное обогащение.

Итогом олигархической политики стал дефолт 1998 года. За один день большинство населения России было отброшено в бедность. Нестабильность в стране еще больше усилилась. За период с апреля 1998 по май 2000 г. после отставки правительства Черномырдина сменилось пять кабинетов: Кириенко С.В., Черномырдина В.С., Примакова Е.М., Степашина С.В., Путина В.В.

31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин ушел в отставку до истечения срока президентских полномочий. И.о. Президента РФ стал назначенный незадолго до этого «преемник» - В.В. Путин. Для большинства он был компромиссной фигурой, с одной стороны, не связанный напрямую с непопулярными в народе экономическими реформами, с другой стороны, преемник Ельцина, высказывавшийся за укрепление всей системы власти на основе защиты российской государственности, патриотизма, уважительного отношения к историческому прошлому России. На президентских выборах в марте 2000 г. он получил большинство голосов избирателей.

В первый срок президентства В.В. Путине были решены некоторые важные задачи по укреплению государственных институтов, выстраивании вертикали власти. Среди них главными были усиление роли федеративного центра на местах, совершенствование федеративных отношений, возрождение единого законодательного пространства внутри страны. С этой целью была проведена административная реформа – были перестроены исполнительные институты власти, отрегулированы интересы, полномочия и функции всех ветвей и уровней власти, взаимоотношения между ними. В результате, по мнению специалистов, были сделаны три важных достижения в реформировании государственной власти: укрепилась вся внутренняя система государственной власти; обеспечена макроэкономическая стабилизация; усилилась консолидация политической элиты, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Важным моментом в укреплении вертикали власти стало учреждение в 2000 г. семи федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ. Другой мерой по стабилизации системы управления стала реформа местного самоуправления. Была изменена система формирования Совета Федерации. Вместо региональных глав администраций в нем стали заседать избранные региональными законодательными собраниями и назначенные главами администраций представители. Сами главы администраций регионов стали избираться не более чем на два срока (хотя исключений для некоторых было сделано немало).

В декабре 2000 г. были утверждены новые герб и флаг РФ, несколько позднее новый гимн страны.

На очередных президентских выборах в марте 2004 г. В.В. Путин был переизбран на второй срок уже в первом туре абсолютным большинством голосов (71, 3%). Председателем правительства вместо отправленного в отставку М.М. Касьянова стал М.Е. Фрадков. В течение последующих четырех лет продолжалось укрепление вертикали власти, проведение ряда реформ, в том числе реформы местного самоуправления.

Важнейшим явлением этого периода стал выход на лидирующие позиции в политической жизни страны партии «Единая Россия», ставшей к тому же главной парламентской фракцией в Государственной думе. Проводя пропрезидентскую политику, она объявила Президента РФ В.В. Путина своим председателем, а себя проводником его идей в жизнь страны. Одним из проявлений этой политики стало выделение 4-х приоритетных направлений в социально-политической жизни страны – здравоохранение, образование, доступное жилье и сельское хозяйство. Куратором этих направлений стал глава Администрации Президента РФ, позднее 1-й зам. председателя правительства Д.А. Медведев.

В конце второго срока президентства В.В. Путина с разных сторон высказывались пожелания об избрании его на третий срок. Но Президент решительно отверг подобные «пожелания». В феврале 2008 г. новым Президентом РФ был избран Д.А. Медведев. В.В. Путин занял пост Председателя правительства РФ.

В конце 2008 г. по предложению Президента были внесены некоторые изменения в Конституцию РФ. Главными из них стали увеличение после очередных выборов срока президентских полномочий до 6 лет, полномочий депутатов Государственной думы до 5 лет.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.