Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие этикета

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми.Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются: - придворный этикет -строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

-дипломатический этикет- правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

-воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

-общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Итак этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

 

Введение

Современное российское общество, переживающее, с одной стороны,

кризис моральных норм и ценностей («нравственные сумерки»), а с другой

– становление системы новых общественных и нравственных отношений,

актуализирует роль учебных курсов этики и эстетики в процессе профес-

сиональной подготовки специалистов высшей квалификации.

Курс этики, преподаваемый в вузе, не может, разумеется, в отрыве от

других форм воспитания, остановить процесс разрушения нравственных

устоев, повысить уровень духовности общества или решить другие острей-

шие проблемы нашего бытия, однако изучение моральной философии явля-

ется весьма эффективным средством культурного становления человека.

Поэтому высшее образование вне изучения нравственного опыта человече-

ства не может быть полным.

Эстетика – одна из важнейших дисциплин гуманитарного цикла, дающая

ответы на вопросы о сущности красоты, значении и значимости эстетиче-

ских требований в жизни человека. Изучение эстетики формирует особый

взгляд на мир, основанный на законах красоты.

Вопросы о добре и зле, о смысле жизни, как и вопросы о сущности кра-

соты, о значении эстетических переживаний, о природе художественного

творчества всегда привлекали внимание людей. Ответы на них необходимы

каждому современному человеку, как в его повседневной жизни, так и в про-

фессиональной деятельности.

Дисциплина «Этика и эстетика» изучается студентами всех специально-

стей университета, так как относится к числу общеобразовательных дисци-

плин.

Предмет изучения:

3– этика, роль моральной философии в становлении человека и культу-

ры общества; история эстетических учений; понятие морали и нравственно-

сти; категории этики; своеобразие и значимость этической рефлексии;

– эстетика, её роль в истории культуры; история становления эстетиче-

ских знаний; категории эстетики; своеобразие эстетического освоения дей-

ствительности.

Цели и задачи курса:

– сформировать у студентов знания, а на их основе умения и навыки

этического и эстетического отношения к действитель-ности;

– познакомить с нравственным опытом человечества;

– познакомить с историей становления эстетики и её основными про-

блемами;

– актуализировать значимость нравственных и эстетических ценностей.

В результате изучения студент должен знать основные этапы становле-

ния этики и эстетики; фундаментальные понятия и принципы, составляю-

щие основу этических и эстетических концепций; проблемы современного

этапа развития этики и эстетики; должен уметь применять полученные зна-

ния при решении личностных, социальных, профессиональных, исследова-

тельских проблем.

Учебная программа «Этика и эстетика», на основе которой составлено

данное учебное пособие является единой для всех факультетов университе-

та (за исключением гр. ЭТ (факультет ФЭУ)). Вместе с тем в зависимости от

количества часов, выделяемых на преподавание этики и эстетики на разных

специальностях, возможно уточнение плана – уменьшение или увеличение

времени на отдельные темы, включение дополнительных тем.

Тематический план курса «Этика и эстетика»

Название темы Количество часов

Лекции Семинары

1. Этика как наука. Предмет и задачи этики 2 2

42. История этических учений. Основные направления в этике 2 2

3. Основные категории этики 2 2

4. Проблемы прикладной этики 2 2

5. Этикет как внешнее оформление человеческих отношений 2 2

6. Эстетика как наука. Предмет и задачи эстетики 2 2

7. История эстетики 2 2

8. Основные эстетические категории 2 2

9. Искусство 1 1

Итого 17 17

Вид контроля: зачет по итогам I семестра.

Содержание лекционного курса

1. Этика как наука. Предмет и задачи этики

Этика – нормативная наука и практическая философия. Мораль и нрав-

ственность. Моральное измерение личности. Моральное измерение общест-

ва.

2. История этических учений

Генезис и оформление философско-этического мировоззрения. Класси-

фикация основных направлений в развитии этической рефлексии. Важней-

шие моральные и этические учения.

3. Основные категории этики

Идеал. Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Свобода.

Справедливость. Добродетель и порок. Счастье. Милосердие. Этика любви.

4. Проблемы прикладной этики

Рационализм и эгоизм. Благотворительность. Эвтаназия. Смертная

казнь. Этика ненасилия. Проблема абортов.

5. Этикет как внешнее оформление человеческих отношений

Понятие этикета. История этикета. Разнообразие этикетных норм. Со-

временный этикет. Этикет студента.

6. Эстетика как наука. Предмет и задачи эстетики

Место эстетики в системе философских наук. Роль эстетики в воспита-

нии и развитии вкуса, способности различать и воспринимать прекрасное, в

5развитии творческих, художественных способностей человека. Эстетиче-

ское освоение действительности. Значение эстетики.

7. История эстетики

Зарождение и формирование основных направлений в эстетике. Разно-

образие и классификация эстетических учений.

8. Основные эстетические категории

Эстетическое. Прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное.

Трагическое и комическое.

9. Искусство.

Искусство: сущность и функции. Виды искусства, их специ-фика.

I. Основы этики

Тема 1. Этика как наука.

Предмет и задачи этики

Размышления о предмете этики уходят в глубокое прошлое. Споры на

эту тему не прекращаются по сей день. Известно, что в этике заложены мо-

дели решения серьезнейших проблем, связанных с реальной жизнью чело-

века: его мировоззрением, мироощущением, взаимоотношением с приро-

дой, обществом, другими людьми. Эти модели есть не что иное, как соеди-

6нение идеала и действительности, должного и сущего. Анализ различных

этических учений свидетельствует о том, что они, как правило, строятся на

неких разумно сформулированных целях, в том числе и нравственных. Это

связано с рядом неких констант (представлений), бытующих в обществен-

ном и индивидуальном сознании.

Первое представление заключается в утверждении, что мир плох, в нем

господствуют испорченные нравы, пороки, отсутствуют добродетели.

Второе представление связано с идеей неискоренимой испорченности

человеческой природы в результате первородного греха, который искупает-

ся лишь жертвенной смертью Иисуса Христа, а отнюдь не добрыми делами

самих верующих. Своими силами, согласно многим толкователям Библии,

человек не может ни совершенствоваться, ни спастись. За великие грехи

прародителя наказано все его потомство. Пожалуй, нет ни одной этической

школы, ни одного религиозного морального учения или философского

трактата, в которых бы ни присутствовали эти темы в той или иной интер-

претации. Этические учения фиксировали в идеальной форме идею о том,

что мораль может объединять людей и их ценностные представления. Люди

могут быть враждебны друг другу, но общество должно соединяться мора-

лью. Она есть ценностный каркас общества. Не случайно у многих мысли-

телей мораль предстает как стержень культуры вообще.

В связи со сложившимися установками возникает ряд вопросов: не явля-

ется ли этика чем-либо вроде тюрьмы, каменной стены, о которую разбивает-

ся естество человека. Может быть, этика – это грозный дракон в золотом опе-

рении, повелевающий «ты должен», «ты обязан» либо она напоминает вы-

носливого верблюда, который берет на себя безропотно всю тяжесть жизни?

В истории культуры выработались и другие представления об этике: это

глубокое внутреннее, сугубо человеческое начало в Человеке, понятное,

интимное, дорогое и близкое, она не искусственное отображение изощрен-

ного ума и холодного сердца, а результат самого мироздания, самого бытия,

жизни вокруг человека и его внутреннего состояния.

Первоначально этика и мораль не были знанием в собственном смысле

этого слова, а представляли собой отчасти обычную житейскую мудрость,

отчасти определенное содержание мифологии, которое было направлено на

руководство человеческой жизнью.

И не случайно термин «этика» (лат. ethica) этимологически восходит к гре-

ческому слову ethos, которое первоначально обозначало совместное жили-

ще, местопребывание, а далее стало отождествляться с обычаем, характе-

ром, темпераментом. Слово «нравы» также происходит от греческого

«ethos». Проблема определения содержания понятий «мораль», «нравствен-

7ность», «нравы» и «этика» до сих пор является предметом научных дискус-

сий специалистов.

Термин «этика» введен античным философом Аристотелем. Его сочине-

ния так и назывались «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая

этика». Этика привлекала внимание этого мыслителя главным образом с

точки зрения проблемы формирования гражданина государства. Он видел

связь между политикой и этикой, поскольку государство нуждается в граж-

данах, наделенных добродетелями, позволяющими быть гражданами госу-

дарства или полиса. Для обозначения науки, которая изучает человеческие

добродетели, Аристотель образовал существительное ethice (этика) от при-

лагательного ethicos (этический). Этим термином он обозначал особую об-

ласть исследования – «практическую» философию, которая была призвана

ответить на вопрос: что мы должны делать? Этика должна была оценивать

любую ситуацию, с точки зрения понятий добра и зла, справедливости, дол-

га и т. д.

В русском языке сфера этического более всего ассоциируется с поня-

тиями «нравы», «нравственность». В «Толковом словаре живого великорус-

ского языка» Вл. Даля понятия «нравственность», «нравственный человек»

ассоциируются со словами «добро», «благонравный», «добронравный»,

«добродетельный». В данном случае речь идет о характеристике человека,

живущего по законам правды, справедливости, соизмеряющего свои по-

ступки с совестью, долгом, общечеловеческими заповедями, сердцем.

На Руси содержание понятий «этика», «мораль», «нравственность» име-

ет свои специфические черты. Прежде всего они нашли отражение в исто-

рическом и литературном памятнике XI в. «Слово о законе и благодати»

митрополита Иллариона. Им был выдвинут принцип не только теоретиче-

ский, но и жизненный: «Родися благодать и истина, а не закон». Учение о

благодати было направлено, с одной стороны, против героической этики

римского общества, с другой – против его развращенных нравов. Илларион

провозглашал приоритет Свободы, Воли, Совести, Сострадания, Жалости,

Ответственности, Покаяния. Воспитание этих чувств дается труднее, чем

познание закона и истины. Поэтому следует помнить, что этика в России

развивалась не только философами, но и писателями, поэтами, и учение о

ней зафиксировано в памятниках культуры, устно-поэтическом творчестве,

классической литературе. Русский тип сознания чтит ценные понятия «со-

страдание», «милосердие».

Даже из короткого экскурса в прошлое может сложиться представление,

что понятия морали, нравственности, нравов синонимичны, поскольку эти-

мологически они близки. Однако среди специалистов в области этики суще-

ствует многообразие интерпретаций этих понятий.

Тема 2. История этических учений.

Основные направления в этике

Среди основных направлений в истории становления этики необходимо

выделить следующие.

Религиозные системы морали. Источником нравственности в рамках

этих концепций провозглашается Бог. Для всех подобных систем характер-

но, что моральные законы открываются как абсолютные, самоочевидные и

безусловные. Проводниками нового морального сознания являются пророки

(Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед и др.). Мораль опирается на

религиозные чувства и веру человека, поэтому её принципы не обосновы-

ваются и не доказываются. Моральные принципы неотделимы от религиоз-

ных. Следование моральным законам помогает приблизиться к идеальному

состоянию души (спасению души и её вечному блаженству в раю, нирване и

т. п.).

Натуралистическое направление в этике можно разделить на эволю-

ционистское и антропологическое.

Эволюционистское направление исходит из человека как, в первую

очередь, биологического существа. Мораль в данном случае рассматривает-

ся как простое продолжение и усложнение групповых инстинктов живот-

ных, как способ выживания вида в борьбе за существование. Утверждается,

что в поведении человека нет ничего такого, что не встречается у животных.

Подобные взгляды начинают созревать уже в эпоху Возрождения и в Новое

время. Но в полной мере становление и развитие эволюционистской этики

связано с именами Ч. Дарвина и Г. Спенсера. В некоторых социологических

концепциях XIX в. мораль рассматривалась как фаза биологической рево-

люции мира. Со второй половины XX в. начинается следующий этап в раз-

витии эволюционистской концепции, связанной с именами К. Лоренца, Дж.

Хаксли, Э. О. Уилсона.

Антропологический подход также исходит из природы человека, но не

как биологического существа, а из его коренных интересов и потребностей,

диктуемых его психологией и социальными условиями. Исходные установ-

ки этого направления были провозглашены еще в V в. до н.э. греческим фи-

лософом Протагором в его известном изречении: «Человек есть мера всех

вещей». К этому направлению можно отнести многие этические школы.

Одна из таких школ – этика гедонизма (от греч. – удовольствие, насла-

ждение). Основные принципы гедонизма:

1) удовольствие выступает в качестве объяснительного принципа, как

стимул определенного типа поведения;

92) удовольствие провозглашается единственно достойной целью чело-

веческого существования.

Родоначальником этического направления гедонизма считают греческо-

го философа Аристиппа из Кирен (ум. ок. 365 г. до н. э.). Он учил, что ко-

нечным благом является конкретное, частное наслаждение, счастье – сумма

частных наслаждений, а зло – страдание, боль. Поэтому человек должен

строить свою жизнь, руководствуясь непосредственными чувственными

побуждениями, а не общественно установленными понятиями добра и зла.

В то же время Аристипп говорил о том, что человек должен уметь властво-

вать над страстями.

Сильная сторона учения Аристиппа и его школы состояла в том, что оно

исходило из конкретного живого индивида, способного господствовать над

своим существованием. Однако в реальной жизни гедонизм может привести

к отрицательным последствиям: к эгоизму, к использованию аморальных

средств для достижения собственного удовольствия, к внутреннему само-

разрушению и даже к разочарованию в жизни. Поэтому и отмечается, что

гедонизм часто превращается из проповеди радости жизни в проповедь

смерти.

Другой разновидностью антропологического направления является эв-

демонизм (от греч. eudaimonia – счастье). Согласно философии эвдемониз-

ма исходным принципом нравственности и её главной целью является сча-

стье человека. Порой эвдемонизм отождествляют с гедонизмом. Однако в

отличие от гедонизма в эвдемонизме счастье как высшее моральное благо,

не сводится к телесным минутным удовольствиям, а представляет собой

совокупность физических и духовных ценностей. Важнейшей проблемой в

эвдемонизме становится вопрос о пути и методах достижения счастья. Яв-

ляется ли оно результатом только индивидуальных усилий личности или же

зависит от внешних, в том числе социальных, условий? В соответствии с

этим философы разделились на две группы.

Одна группа утверждала, что счастье, понимаемое как гармоническое

состояние внутреннего мира, может быть достигнуто независимо от харак-

тера общества, от негативных влияний внешней среды. Такого мнения при-

держивались многие мыслители: Сократ, Демокрит, Эпикур, стоики.

Другая группа придавала особое значение взаимодействию человека и

общества и считала, что по-настоящему человек может быть счастлив толь-

ко в справедливом обществе. Представителями этой позиции являлись Пла-

тон, Аристотель, психолог и социолог Э. Фромм.

По сути близко к эвдемонизму еще одно течение в рамках антропологи-

ческого подхода – утилитаризм (от лат. utilitas – польза). Теоретические

10разработки этого направления связаны с имена-

ми И. Бентама (1748–1832) и Дж. Ст. Милля (1806–1873).

Идейное ядро утилитаризма выражено в принципе полезности, сформули-

рованном И. Бентамом: человеческие поступки являют-ся оправданными,

если ведут к достижению наибольшего коли-чества счастья для наибольше-

го числа людей. В рамках этого подхода мораль рассматривается как сред-

ство для достижения

счастья.

В отечественной этической мысли сторонником утилитаризма был Н. Г.

Чернышевский.

В XX в. идеи утилитаризма были развиты в американском философском

направлении прагматизм (от греч. pragma – дело) в работах У. Джемса

(1842–1910) и Д. Дьюи (1859–1952). Прагматизм видит задачу человека в

том, чтобы наилучшим образом устроиться в мире, поэтому задача прагма-

тизма – помочь ему в этом. Этика прагматизма в качестве своей основы из-

бирает здравый смысл и повседневный опыт людей. Главное, к чему должен

стремиться человек – это успех. Отсюда вытекает ситуационная трактовка

добра и зла: добро есть то, что способствует решению возникшей в данный

момент задачи, а зло есть то, что препятствует преодолению сложившейся

ситуации. Популяризацией идей прагматизма стали книги Д. Карнеги «Как

перестать беспокоиться и начать жить» и др.

Особое место в современной этике занимает так называемый антинор-

мативный подход, отраженный в работах представителей «философии

жизни» А. Шопенгауэра (1788–1860) и Ф. Ницше (1844–1900). А. Шопен-

гауэр одним из первых в европейской философии усомнился в том, что су-

ществуют обязательные нормы, без которых невозможно дать нравствен-

ную характеристику поведению человека. Напротив, он создал новую тра-

дицию, чьи последователи отвергли нормативность в морали. По А. Шопен-

гауэру, высшим благом для человека является его личность во всех её про-

явлениях, её ум и способности, здоровье и содержание духовного мира. Од-

нако любой человек – это эгоист, и любая социальная организация бессиль-

на преодолеть этот эгоизм. Отсюда единственное подлинное основание мо-

рали он видит в чувстве стра-дания.

11Тема 3. Основные категории этики

Добро и зло. В понятиях добра и зла выражаются наиболее общие фор-

мы моральных оценок.

В этике понятия добра и зла всегда рассматривались в противопоставле-

нии друг другу и отмечалось, что они познаются в единстве. Зло предпола-

гает добро через своё отрицание. Сознание того, что «так не должно быть»,

рождает идеал добра.

Трудности в определении добра и зла проистекают ещё из того, что по-

рой зло может использоваться как средство утверждения добра, а обстоя-

тельства ставят нас перед выбором между большим и меньшим злом. Кроме

того, зло почти никогда не проявляется открыто: оно лицемерно надевает

маску добра.

Содержание добра и зла зависит от высшего блага. Добро – то, что при-

ближает к высшему благу, зло – то, что отдаляет от него.

Добро – это сознательные, бескорыстные, продиктованные внутренним

побуждением поступки, направленные на благо

людей.

Зло может трактоваться более широко и более узко. В широком смысле

под злом понимается всё, что имеет разрушительное значение для человека

и человечества. В зависимости от источника зла здесь выделяются три его

типа:

1. Физическое зло – источник заключён в природе, мироздании и не за-

висит от человека (например, стихийные бедствия, болезни, смерть).

2. Социальное зло – источник кроется в реальных, общественных отно-

шениях людей, в социальном строе (например, рабство, война).

3. Моральное зло – порождается нарушением моральных принципов и

норм, законов и определяется поведением отдельного индивида.

В узкой трактовке зло отождествляется только с моральным злом. Про-

блема борьбы со злом включает в себя несколько вопросов:

1. Нужно ли бороться со злом?

2. Если «да», то с чего нужно начинать эту борьбу?

3. Какими средствами нужно вести эту борьбу? Можно ли бороться со

злом силовыми, безнравственными средствами? Оправдывает ли нравствен-

ность цели применение любых средств?

На первый вопрос ответ однозначный: бороться со злом необходимо.

12Борьбу же надо начинать с самого себя, с поиска и исправления собст-

венных недостатков, которые причинят вред как самому себе, так и другим.

Кроме того, начинать с самого себя надо и в плане совершения добрых по-

ступков. Совершая доброе дело, мы тем самым не даём совершиться злу, а

значит, уменьшаем долю зла в мире.

Самым сложным в истории этики был третий вопрос, получивший на-

звание проблемы нравственного соотношения цели и средств. Сформиро-

валось несколько позиций по этой проблеме:

1. Иезуитизм, который провозглашает, что все средства хороши, если

они кратчайшим путём ведут к благой цели. Иными словами, нравственная

цель оправдывает любые, в том числе безнравственные, средства.

2. Точка зрения, где принимается возможность применения силы как

эффективного средства борьба со злом, но нравственно не оправдывается.

И. А. Ильин считает, что применение силы в борьбе со злом возможно, но

только в строго определённых ситуациях, когда все другие, мирные, нена-

сильственные средства уже исчерпаны.

Применять силу можно лишь тогда, когда необходимо:

– не дать конкретному человеку совершить данное злодеяние;

– оградить других людей от злодеяния, обезопасить их;

– уберечь от злодеяния слабых духом людей, так называемая показа-

тельная роль наказания.

Таким образом, благая цель не оправдывает неправедные средства.

3. Этика ненасилия, которая утверждает, что нравственной цели можно

достичь только нравственными, не силовыми средствами. Традиции этой

этики уходят в прошлое, в учения Будды и Христа. Основы современной

этики ненасилия были сформулированы в работах М. Ганди и М. Л. Кинга.

Основополагающее положение данной позиции: душа человека – это арена

борьбы добра и зла. Человек открыт как добру, так и злу. В своих действиях

нужно исходить из того, что человек может быть добрым.

Свобода. Существует два уровня осознания человеком своей свободы:

1. Свобода от чего-либо, или независимость. Здесь мы утверждаем свою

независимость по отношению к внешней среде, обстоятельствам, признан-

ным авторитетам.

Существуют несколько объективных фактов, которые могут ограничи-

вать нашу свободу и которые мы должны учитывать.

Во-первых, это природные факторы. Человек вынужден считаться с дей-

ствиями естественных законов.

13Во-вторых, это социальные факторы: социальный строй, наличие или

отсутствие гражданских прав и свобод и т. п.

В-третьих, психологические качества и склонности человека.

2. Свобода для чего-либо. Эта свобода реализуется в свободе выбора.

Выбирая тот или иной поступок, в конечном счёте мы выбираем самих себя.

Эта свобода означает свободу стать личностью, стать иным, чем есть сей-

час.

Свободный выбор возможен при следующих условиях:

– наличие реальных альтернатив и знания об их существовании;

– обладание достаточной информацией о каждой из возможностей;

– добровольность выбора, отсутствие внешнего давления.

Наличие свободного выбора предполагает ответственность человека.

Ответственность означает способность человека принять все последствия

своих действий, как положительные, так и негативные. Мера свободы опре-

деляет и меру ответственности личности перед самим собой и перед други-

ми.

Долг. Совесть. Стыд. Критерием правильности поступков выступает

следование долгу.

Долг предполагает безусловное исполнение наших нравственных обя-

занностей и следование высоким нравственным принципам.

Различают эмпирический и собственно моральный долг. Эмпирический

долг связан с положением человека в обществе, с его социальными ролями.

Он имеет множество видов: профессиональный долг, долг перед Родиной,

родительский долг и т. д. Моральный долг предполагает неизбирательное

бескорыстное благоволение ко всем разумным (живым) существам. Понятие

долга формируется в опыте повседневной жизни. Быть перед кем-то в долгу

означает определенное внутреннее требование.

Долг становится нравственным феноменом лишь тогда, когда выполня-

ется добровольно. Поэтому долг не только не отрицает свободы человека,

но и предполагает её.

Помогает оценить наши поступки в соответствии с долгом

совесть. Совесть относится к числу наиболее ярких и очевидных явлений

человеческого нравственного опыта. Как понятие и как реальность совесть

находит свое отражение в народной мудрости и в художественной литера-

туре. Философы, богословы, писатели говорят в той или иной форме об аб-

солютном главенстве совести в нравственной жизни. Общепризнанно, что

совесть является личным сознанием и личным переживанием человека от-

носительно всего того, что ему представляется правильным или неправиль-

14ным в его нравственном поведении. Совесть – это тот внутренний закон, с

помощью которого человек может судить о том, положительны или отрица-

тельны его поступки, о степени их честности и законности. Под совестью

понимают особый морально-психологический механизм, с помощью кото-

рого мы оцениваем свои поступки и мысли, осознаём и переживаем их не-

соответствие требованиям долга.

Существуют различные мнения по вопросу происхождения совести у

человека:

1. Совесть – это голос Бога или врожденное качество индивида, некий

моральный инстинкт.

2. Совесть формируется в процессе воспитания и социализации лично-

сти.

Стыд также является формой нравственной самооценки и самоконтроля.

Но в отличие от совести стыд ориентирован на мнение окружающих. Стыд

имеет важное социокультурное значение.

Честь. Достоинство. Гордость. Честь, достоинство, гордость являются

формой нравственного самосознания. Они говорят нам об особой ценности

человеческой личности.

Чувство собственного достоинства – это признание и переживание

собственной ценности и утверждение её даже вопреки обстоятельствам.

С понятием достоинства тесно соприкасалось понятие чести. Честь – это

осознание своей особой общественной значимости в связи со статусом и

выполняемыми социальными ролями. Иными словами, честь связана с по-

ложением человека в обществе. Поэтому можно говорить о сословной чес-

ти, о профессиональной чести и т. п. Честь более, чем достоинство, ориен-

тирована на внешнее признание и потому требует от человека хорошей ре-

путации.

Следующей формой самосознания является гордость. В гордости отража-

ется высокая оценка своих или чьих-либо достижений и заслуг. Если досто-

инство основывается на равенстве всех идей, то гордость (как и честь) вы-

деляет человека за конкретные достижения. Значение гордости состоит в

том, что она заставляет человека двигаться вперёд, верить в себя, позволяет

сохранять достоинство в трудных ситуациях. Часто чувство гордости воз-

никает как результат победы над собой и над обстоятельствами. Гордость

может переходить в негативное качество – гордыню. Гордыня является пе-

решедший меру, беспочвенной и преувеличенной гордостью. Проявлениями

гордыни становятся такие качества, как высоко-мерие.

Тема 4. Проблемы прикладной этики.

Этика ненасилия

Мораль становится действенной основой практического поведения не

сама по себе, а преломляясь через психологические мотивы человеческих

поступков.

Сам И. Кант утверждал, что, очевидно, во всем мире не было ни одного

поступка, который был бы совершен из одного лишь уважения к нравствен-

ному закону и который не имел бы достаточных оснований помимо морали.

Поэтому адекватное осмысление морального опыта требует конкретного

анализа того, как мораль преломляется в тех или иных формах деятельно-

сти, сферах жизни, типовых ситуациях.

Исторически наиболее существенными являются видоизменения морали,

которые связаны с национально-культурной, социально-статусной, профес-

сиональной принадлежностью людей.

В определенном смысле каждый народ, каждая социальная группа, каждая

профессия вырабатывают свою мораль, вернее свой свод правил. Наиболее

показательны в этом отношении писаные

и неписаные профессионально-нравственные кодексы, обеспечивающие

достойное общественно значимое поведение человека в рамках его профес-

сиональной деятельности. В них особое внимание уделяется тем видимым

отступлениям от общих моральных норм, которые диктуются своеобразием

профессии (например, врачебная тайна, которая заключается в том, чтобы

не сообщать пациенту о его тяжелом диагнозе).

В современных условиях общественно значимый характер приобрела

моральная жизнь не только в ее особенных формах, но и в индивидуальных,

единичных проявлениях. Эти изменения способствовали, в частности, ин-

тенсивному развитию прикладной этики. И это не просто приложение ре-

зультатов теоретической этики к практике – это особая форма теоретизиро-

вания, теоретизирование, непосредственно включенное в жизненный про-

цесс, особая форма принятия ответственных решений, самой человеческой

практики, когда она поднимается до теоретически осмысленной жизни.

Прикладная этика сложилась в последние десятилетия, наиболее бурно

развиваясь в западных странах, так называемых открытых обществах, пре-

жде всего в США. Наиболее показательными для понимания феномена при-

кладной этики являются проблемы, которые можно назвать “открытыми

моральными проблемами”. Это такие проблемы, по поводу моральной ква-

лификации которых нет единства мнений в общественном сознании – ни

среди специалистов, ни среди широкой публики. Это смертная казнь, эвта-

назия, аборты, трансплантация органов, эгоизм рыночной конкуренции и

16др. Они открыты в том смысле, что открытым остается вопрос о нравствен-

ных способах их практического решения. Применительно к ним речь идет

не просто о нарушении общепринятых моральных канонов, что было бы

банально, а об отсутствии таких канонов. К примеру, норма “Не укради”

никогда в своей категоричности не соблюдалась и не соблюдается. Тем не

менее по вопросу о том, имеет ли она нравственный статус, серьезных спо-

ров не существует. Все знают, что воровство есть зло. С открытыми мо-

ральными проблемами дело обстоит принципиально иначе. Здесь нет согла-

сия на уровне самих норм и ценностей. К примеру, и точка зрения, осуж-

дающая смертную казнь, и точка зрения, утверждающая ее, одинаково

апеллируют категориями справедливости и милосердия. Открытые пробле-

мы морали существуют, как правило, в открытом обществе, являясь одним

из выражений плюрализма. Особо следует подчеркнуть, что данные про-

блемы обретают статус открытых в масштабе общества. Это вовсе не ис-

ключает, а, напротив, даже предполагает, что отдельная личность может

иметь о каждой из них совершенно определенное мнение. Для отдельной

личности данные проблемы могут быть и чаще всего являются вполне за-

крытыми.

Этика ненасилия. Насилие и ненасилие представляют собой противо-

положные аспекты в борьбе за справедливые отношения между людьми в

обществе. Возможные линии поведения человека перед лицом насильствен-

но поддерживаемой социальной несправедливости можно свести к трем

основным.

Во-первых, это пассивность, малодушие, трусость, капитуляция, словом,

непротивление насилию. Такая позиция заслуживает безусловной негатив-

ной оценки.

Во-вторых, ответное насилие. Эта линия поведения является в практиче-

ском плане более эффективной и в нравственном плане более достойной,

чем первая. В ответном насилии уже, по крайней мере, чувствуется “ответ-

ственность за цели” (Жан Госс). Это уже вызов насилию, активное его не-

принятие, борьба с ним. Широко известны слова Ганди о том, что если бы

перед человеком был выбор между трусливым смирением или насильствен-

ным сопротивлением, то предпочтение, конечно, следовало бы отдать на-

сильственному сопротивлению. Ответное насилие лучше, чем покорность.

Но есть еще третья линия поведения – это активное ненасильственное

сопротивление, преодоление ситуации несправедливости принципиально

ненасильственными методами. Отождествление ненасилия с пассивностью

является одним из устойчивых общественных предрассудков. В обыденном

сознании насилие, как правило, оправдывается в качестве альтернативы

покорности. Такая позиция была бы понятна только в том случае, если бы

17не было третьей возможности – ненасилия, предполагающего исключитель-

но высокую степень активности и действенности, более высокую, чем от-

ветное насилие.

Важно подчеркнуть следующее: эти три линии поведения образуют вос-

ходящий ряд и с прагматической и аксиологической точек зрения. И по кри-

терию эффективности, и по критерию ценности противонасилие выше пас-

сивности, ненасилие выше противонасилия. Ненасилие, следовательно,

представляет собой постнасильственную стадию в борьбе за социальную

справедливость.

В отличие от пассивности, являющейся позицией человека, который не

поднялся, не дорос до ответного насилия, оно представляет собой способ

поведения человека, который перерос насильственный способ решения про-

блемы. Перерос и духовно, так как в противовес насилию, всегда предпола-

гающему разделение людей на две неравноправные касты: «своих» и «чу-

жих», «добрых» и «злых» − ненасилие исходит из метафизической святости

каждого человека и требует большего мужества, чем то, которое необ-

ходимо для преодоления физического («животного») страха. Для любви

нужно больше кругозора и больше мужества, чем для кровной мести,

дуэли или иной физической расправы с «врагом».

Ответное насилие и активное ненасилие − разные ступени, стадии зрело-

сти человеческих усилий, направленных на борьбу за социальную справед-

ливость. Ответное насилие пользуется для этой цели неадекватными сред-

ствами и в лучшем случае может рассчитывать на ограниченный и внешний

успех, оно не выводит за пределы насилия. Ведь даже если признать, что

насилие может вести к справедливости, то это вовсе не значит, будто оно

само является справедливым делом. Ненасилие переводит цели и средства

борьбы в качественно однородную нравственную плоскость, направлено на

устранение не только эмпирических результатов несправедливости, но и их

внутренних оснований, оно разрывает цепь насилия, поднимает человече-

ские отношения на другой уровень.

Существует устойчивый общественный стереотип, рассматривающий

ненасилие как социальную пассивность и психологическую трусость, отсут-

ствие мужества. Это обвинение, если бы оно было верным, следовало бы

считать окончательным и справедливым приговором. Мужество знаменует

важную ступень в духовно-нравственном развитии человека и человечества.

Оно входило в состав четырех кардинальных добродетелей античности,

имело устойчиво высокий статус во все последующие эпохи, а в ряде куль-

тур (например, рыцарской) занимало центральное место. Общественной

позиции, недооценивающей мужество или нейтральной по отношению к

нему, было бы невозможно получить моральную санкцию. Поэтому следует

18тщательно проанализировать ненасилие под углом зрения его отношения к

мужеству как социальной позиции и личностной добродетели.

Прежде всего следует провести различие между понятиями силы и наси-

лия. Насилие есть разрушительная сила, точнее было бы даже сказать − са-

моразрушительная, ибо в своем последовательном осуществлении, как и

абсолютное зло, оно оборачивается против самого себя. Сила является не-

отъемлемым и фундаментальным свойством как биологического, так и со-

циального бытия человека: в биологическом плане можно сослаться на аг-

рессивность как средство выживания, инстинктивную реакцию самооборо-

ны, естественный ответ на оскорбление достоинства. Занимая столь важное

место в жизненном процессе, сила не может иметь только разрушительную

форму своего выражения. Более того, эта форма не может быть преобла-

дающей. Ненасилие как раз и является позитивным, конструктивным выра-

жением силы; оно тоже есть сила, притом более сильная, чем насилие.

Ненасилие нельзя путать с пассивностью. Пассивность представляет со-

бой вызванную отсутствием силы капитуляцию перед несправедливостью.

Она заслуживает, безусловно, негативной нравственной оценки. Более того,

по сравнению с ней насилие в качестве ответа на несправедливость является

позицией более предпочтительной и достойной; насилие, конечно, ложный

путь, но это все-таки путь активного неприятия и борьбы со злом.

Само слово «ненасилие» из-за негативного этимологического содержа-

ния в известной мере провоцирует его ложное истолкование. Ненасилие в

современных европейских языках получило терминологический статус в

качестве буквального перевода слова «ахимса», которым первоначально для

обозначения своей ненасильственной философии пользовался М. Ганди.

Однако Ганди был недоволен словом «ахимса» именно из-за того, что оно

скрадывало активный, творческий аспект ненасилия, и он впоследствии ос-

тановился на термине «сатьяграха», составленном из слов, обозначающих

правду и твердость, и интерпретировал его как силу любви и правды. Этот

второй, позитивный и более существенный аспект философии и практики

ненасилия не получил, к сожалению, в русском языке, как в других евро-

пейских языках, терминологического воплощения.

Можно, говорил Ганди, представить себе вооруженного человека, в ду-

ше которого сохраняется страх. Более того, наличие оружия как раз под-

тверждает это. Ненасилие помимо преодоления физического (" животного")

страха требует еще особой духовной стойкости; смелость, мотивированная

злобой и мстительностью, трансформируется в этически более высокую и

психологически более трудную смелость, мотивированную любовью и

справедливостью. Достаточно поставить простые вопросы: " Как проще бо-

роться с сильным и вооруженным противником: с помощью оружия или без

19него? ", " Что легче − убить врага или полюбить его, притом полюбить, имея

возможность убить? ", чтобы убедиться в превосходстве ненасилия перед

насилием по критерию мужества. Ненасилие есть сила бесстрашия, сила в

ее чистом, созидательном и наиболее полном (охватывающем чувственную,

волевую и духовную сферы) проявлении.

Мало сказать, что ненасилие органически сопряжено с мужеством. Оно в

историческом плане поднимает мужество на новый уровень, придает ему

адекватную современной эпохе форму. Мужество традиционно считалось

добродетелью мужчин, о чем, в частности, свидетельствует и русская эти-

мология слова, а основной областью общественной деятельности, в которой

формировалась и практиковалась эта добродетель, являлась война. Аристо-

тель видел в мужестве совершенный (добродетельный) способ в бою, кото-

рый несовместим с безумной яростью, но прежде всего требует преодоле-

ния органического страха. Правда, военное сражение – не единственное,

хотя и основное поприще мужества, другой сферой его бытования является

гражданская жизнь... Так считал Аристотель, и почти за две с половиной

тысячи лет общественные представления о мужестве мало изменились. Не-

насильственная борьба придает проблеме новый вид: а) она связывает му-

жество преимущественно и с общественной деятельностью, борьбой за со-

циальную справедливость; б) лишает его сугубо мужского предназначения,

придает вид общечеловеческой добродетели, равно украшающей и женщин

и мужчин.

Этический потенциал ненасильственной борьбы в значительной мере

определяется именно тем, что она оторвала мужество как личностную доб-

родетель от войны и воинской деятельности. Исключительно высокая цен-

ность бесстрашия является не просто объективным результатом ненасиль-

ственной деятельности, а ее сознательно и целенаправленно культивируе-

мой установкой...

Тема 5. Этикет как внешнее оформление

человеческих отношений

Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери утверждал, что знает

на свете только одну роскошь – «роскошь человеческого общения». В исто-

рии развития этикета так уж сложилось, что он из «роскоши» королевского

двора превратился в жизненную необходимость.

Этикет (фр. etiquette – ярлык, этикетка, товарный знак) − кодекс правил

поведения, приличных манер или хорошего тона. Истоки этикета можно

обнаружить в традиционном поведении людей, в обычаях и нравах народов.

У этикета есть две стороны − внешняя и внутренняя. Наиболее характерны-

20ми произведениями, отражающими внешнюю, «технологическую» сторону

поведения, являются различного рода рекомендации типа «как себя вести».

Внутреннюю сторону этикета, его фундамент, составляют традиции (нрав-

ственные, религиозные, бытовые, социальные) того или иного народа. От-

дельные черты этикета имеют межэтническое, интернациональное значе-

ние, например, обычай гостеприимства. В то же время формы выражения

этикетных правил своеобразны для каждого народа. Многообразие тради-

ций, их несовместимость друг с другом дают основание считать этикетные

правила условными, искусственно установленными. В этом случае внешняя

сторона поведения, привлекательность, эстетичность становятся опреде-

ляющим признаком этикетного поведения.

Слова «этикет» и «этика», вероятно, в силу их похожести часто употреб-

ляют не по назначению, особенно когда на бытовом уровне речь идёт об

«этичности» или «неэтичности» поступков. В начале XX в. слово «этикет» в

русском языке обозначало ярлык, название торговой фирмы и самого това-

ра, т. е. использовалось в значении «этикетка». В «Толковом словаре живого

великого языка» Вл. Даля этикет определяется, как чин, порядок, светский

облик внешних обрядов и приличия; принятая, условная ломливая вежли-

вость; церемониал; внешняя обрядливость.

Этикет как церемониальный кодекс поведения обособился в эпоху мо-

нархии и первоначально представлял собой сложный ритуал. Королевский

двор являлся законодателем светского поведения, моды, разнообразной

символики сословного общения. Организация и проведение различных про-

токольных мероприятий поручались церемониймейстерам. Придворный и

дипломатический этикеты характеризовались особой сложностью манер и в

этом заметно отличались от светского, тем более от бытового этикета.

Своеобразной энциклопедией должного поведения, регламентировавшей

быт допетровской Руси, являлся «Домострой». Содержание этой книги бы-

ло подчинено идее культа хозяина дома, отца семейства, царя-батюшки.

Весь смысл поведения сводился к повиновению старшим. Детей предлага-

лось «учить и страхом спасать»: «Наказывай сына своего в юности и пора-

дуешься на него потом в зрелости; не жалея, бей ребёнка: если прутом по-

сечёшь его, не умрёт, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его

избавляешь от смерти». Наставления на все случаи жизни имели рекоменда-

тельный характер, однако до конца XIX в., а в купеческих и крестьянских

семьях и в начале ХХ в. правила «Домостроя» сохраняли своё значение. По

сути, большая часть России жила по домостроевским поучениям до 1917 г.

В России в эпоху петровских реформ большую популярность в дворян-

ской среде приобретает «Юности честное зерцало, или Показание к житей-

скому обхождению». Составленная и изданная по «его Императорскому

21указу», книга неоднократно переиздавалась и была рекомендована к обяза-

тельному изучению во всех учебных заведениях. Основная цель книги –

научить молодых дворян («недорослей отцов именитых») правилам свет-

ского обхождения, следуя которым можно было сделать карьеру. Правда,

сам Пётр не очень-то жаловал придворных шаркунов и больше награждал за

службу во благо Отечества тех, «кто живота своего не щадил».

Сохраняя некоторую преемственность по отношению к правилам, изло-

женным в «Домострое», «Юности честное зерцало» ориентирует молодого

российского аристократа на достижение светского успеха: «Молодой шлях-

тич, если в обучении своём совершенен, а наипаче в языках, в конной езде,

танцевании, в шпажной битве, и может добрый разговор учить, к тому ж

красноглаголив и в книгах научен, оный может придворным человеком

быть». Таким образом, дворянин, воспитанный на европейский манер, сле-

довал общепринятым этикетным правилам светского поведения.

В современной жизни этикет утратил многие нормы, стал проще, демо-

кратичнее. Основная задача этикета заключается сейчас в обеспечении кон-

тактов неравных по своему социальному статусу партнёров. Например, при

вступлении в общение людей, различных по возрасту, полу, социальному

положению, этикет требует соблюдения субординации в формах вежливо-

сти и доброжелательности.

Практический этикет представляет собой набор поведенческих стерео-

типов, своеобразный словарь житейских ситуаций общения: приветствия,

обращения, знакомства, благодарения, поздравления, прощания, гостепри-

имства, застолья и т. д. Особый вид этикета − дипломатический протокол,

регламентирующий общение государственных деятелей и политиков на ме-

ждународном уровне. Всё большее значение приобретает этикет делового

общения, относящийся к сфере предпринимательской деятельности. Для про-

фессии, предметом труда которых является личность (педагоги, врачи, юристы,

военные), следование нормам служебного этикета обязательно.

Этикет − это всегда диалог участников общения, своеобразный «сцена-

рий», написанный для актёров, выступающих «на сцене жизни». И специ-

фика этикета, как особой формы человеческого поведения, определяется его

игровым характером. Все «роли» расписаны для каждого участника процес-

са общения с учётом его возраста, пола, общественного положения. При

этом равные партнёры обладают большей свободой выбора, чем неравные.

Но правила «игры» обязаны соблюдать все: за нарушение этикета никого не

хвалят. Впрочем, здесь есть одна тонкость, о которой писал еще А. П. Че-

хов, определяя воспитанного человека не по тому, что «он не прольёт соус

22на скатерть», а по тому, что «не заметит, как это сделает другой». Этикет-

ные «роли» должны быть выучены ребёнком в раннем детстве, а во взрос-

лой, самостоятельной жизни «игра» идёт по строгим законам коммунально-

сти. Поэтому хороший тон выступает непременным условием жизненного

успеха.

Не следует забывать о том, что этикетное поведение не равнозначно по-

ведению нравственному. За строгим следованием этикету может скрываться

недоброжелательное, злобное отношение к людям, которое очень метко

выражено в пословице: «Мягко стелет, да жёстко спать». Так, светский эти-

кет по сути своей развивался как узаконенная форма лицемерного поведе-

ния придворной знати. Иное дело – современный этикет демократического

общества, который основывается на принципах гуманности и социальной

справедливости.

Этикетная норма как общественная мера, правило или образец выступа-

ет в виде идеальных образцов должного поведения. Этикетные ситуации

различаются по своему социальному содержанию и формам вежливости.

При этом одни и те же жесты и манеры в разных культурах понимаются по-

разному. Так, причмокивание – признак дурного вкуса и может вызвать

чувство отвращения у окружающих; между тем у индейцев подобное дейст-

вие, когда их приглашали, например, на обед, считалось хорошим тоном. Сто-

ит мужчине придержать дверь, пропуская вперёд японку, она воспримет этот

знак вежливости как показатель глубокого влечения к ней; американка же от-

метит только то, что человек хорошо воспитан.

Бесспорно, этикет − результат воспитания и самовоспитания личности.

Быть свободным, непринуждённым в общении вовсе не значит быть бесце-

ремонным. Наоборот, лёгкость в общении с людьми достигается постоян-

ной тренировкой, «муштрой» и рациональным отношением к правилам эти-

кета, который не должен подменять разум и нравственные чувства человека.

Необходимость изучения этикета, общепринятых правил достойного по-

ведения обусловлена катастрофическим исчезновением из повседневного

общения хороших манер.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методические указания к практической работе № 9 | БИЛЕТ №20




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.