Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественные объединения.






Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на объединение закреплено в Конституции, в Федеральном законе от 14 апреля 1996 г. «Об общественных объединениях». Это право граждан осуществляется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.

Общественные объединения создаются в целях реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод; активизации самодеятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами; удовлетворения профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества; охраны здоровья населения, участия в благотворительной деятельности; проведения культурно-оздоровительной и спортивной работы; охраны природы, памятников истории и культуры патриотического и гуманистического воспитания; расширения международных связей; осуществления иной деятельности, незапрещенной законом.

Не допускается создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью или методом действий свержение, насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной, или религиозной розни, совершение иных уголовно наказуемых деяний. Преследуется законом создание и деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственность населения, права и охраняемые законом интересы граждан. Ограничения на создание отдельных видов общественных объединений могут устанавливаться только федеральным законом.

Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Виды общественных объединений. Организационно-правовыми формами общественных объединений являются: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено федеральным законом «Об общественных объединениях» и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет; права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Руководящий орган общественного фонда формируется учредителями и (или) участниками либо решением учредителей фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками съезда (конференции) или общим собранием. В случае государственной регистрации фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям учреждения.

Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем. В учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Этот орган может иметь право совещательного голоса при учредителе, но не может распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем. В случае государственной регистрации учреждения оно осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализации программ органа общественной самодеятельности по месту создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.

Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации органа он приобретает права юридического лица.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных документов (договоров, уставов, принятых союзами (ассоциациями) общественных объединений, образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Общественные объединения подразделяются по территориальной и отраслевой сферам деятельности, по формам непосредственного подчинения, по целям образования.

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеет свои структурные подразделения — организации, отделения, филиалы, представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения, филиалы, представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

По сфере деятельности общественные объединения подразделяются на объединения, действующие независимо от отрасли или сферы управления (скажем, политические партии), и объединения, действующие в отдельных отраслях и сферах управления (например, научные, культурно-просветительные и др.).

По форме непосредственного подчинения общественные объединения делятся на объединения, руководимые соответствующими вышестоящими объединениями и их органами (например, профсоюзы), и объединения, действующие автономно (к примеру, товарищеский суд).

По целям образования общественные объединения подразделяются на политические партии, творческие союзы, религиозные объединения, физкультурно-спортивные общества, общество защиты прав потребителей и др.


44. Товарная биржа.

Товарные биржи служат организации оптовой торговли, осуществляемой между предпринимателями, но сами обычно являются некоммерческими организациями. С их помощью между конкретными предпринимателями заключаются и исполняются приносящие доход коммерческие сделки, однако сама их деятельность бездоходна и требует финансирования от участников. В отечественных условиях перехода к рынку товарные биржи первоначально создавались в форме коммерческих организаций, учредители (участники) которых получали доход от каждой совершаемой на бирже сделки, что противоречило сути биржевой торговли и удорожало цену реализуемых через биржу товаров. Постепенно биржи были приведены в должный вид, однако действующее в этой области законодательство пока сохранило некоторые остатки прежнего подхода к их организации и деятельности (в частности, возможность получения членами бирж дивидендов в случаях, предусмотренных уставами конкретных бирж).

Товарной биржей признается основанное на началах членства объединение предпринимателей, созданное ими с целью организации специальных публичных торгов по продаже определенных товаров (п. 1 ст. 2 Закона о товарных биржах и биржевой торговле).

Биржа не вправе сама осуществлять торговую, посредническую или иную предпринимательскую деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли, а также не может создавать хозяйственные общества и товарищества, не ставящие целью организацию и регулирование биржевой торговли, либо участвовать в них.

Товарная биржа создается коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями, число которых не может быть менее 10. В числе учредителей и членов биржи не могут быть:

· органы государственной и муниципальной власти и управления;

· банки и другие кредитные организаций;

· страховые и инвестиционные компании;

· общественные, религиозные и благотворительные организации и фонды.

Учредительным документом биржи является ее устав, в котором должны содержаться сведения:

 

· о видах товаров, с которыми осуществляются сделки на данной бирже;

· о составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений;

· о максимальном количестве членов биржи;

· об условиях и порядке приобретения, приостановления и прекращения членства на бирже;

· о правах и обязанностях членов биржи и их категориях;

· о размере уставного капитала и других фондах биржи.

Биржевая деятельность лицензируется Комиссией по товарным биржам Государственного антимонопольного комитета РФ.

Как разновидность корпорации товарная биржа имеет высший орган в лице общего собрания ее членов. Доля каждого участника (учредителя) биржи в ее уставном капитале (и соответственно количество его голосов на общем собрании) не может превышать 10%. Среди участников биржи различаются полные и неполные члены. Первые имеют право на участие в биржевых торгах во всех секциях или отделах биржи и соответствующее количество голосов на общих собраниях как биржи в целом, так и всех ее секций (отделов). Вторые вправе участвовать в биржевых торгах лишь в определенных секциях (отделах) или секции биржи и имеют определенное количество голосов на общем собрании биржи и на собрании ее соответствующей секции (отдела). Учредители биржи в течение трех лет с момента ее государственной регистрации могут иметь особые (дополнительные) права, предусмотренные уставом и не связанные со сферой биржевой торговли. Члены биржи могут уступить право на участие в биржевой торговле путем передачи своей доли в уставном капитале биржи другому лицу и даже сдать это право в " аренду" (п. 6 и 7 ст. 14 Закона о товарных биржах). Они обязаны вносить в ее имущество членские и иные целевые взносы, предусмотренные ее уставом, и могут быть исключены за нарушение предусмотренных уставом обязанностей. Исключение из числа членов биржи может быть обжаловано в судебном порядке.

 

Фонды.

Фонд является некоммерческой организацией, учреждаемой гражданами и (или) юридическими лицами на основе их добровольных имущественных взносов и преследующей социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (п. 1 ст. 118 ГК, п. 1 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях).
Правовое положение фондов в целом определяется ГК и Законом о некоммерческих организациях. Особенности правового положения и деятельности отдельных видов фондов предусмотрены специальными законами, например Законом об общественных объединениях, - если это общественный фонд, Законом о благотворительной деятельности - при создании благотворительного фонда.
Фонды как некоммерческие организации следует отличать от государственных органов, являющихся по своей организационно-правовой форме государственными учреждениями, в названиях которых используется термин " фонд" (например, Специализированное государственное учреждение " Российский фонд федерального имущества", Пенсионный фонд РФ).
Закон не ограничивает численность учредителей фонда; он может быть создан и одним лицом. Определенные ограничения устанавливаются в отношении субъектного состава учредителей, в который не могут входить, в частности, государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 19 Закона об общественных объединениях, ст. 8 Закона о благотворительной деятельности).
В отличие от многих видов некоммерческих организаций фонд не имеет членства. Его учредители не управляют деятельностью фонда и не участвуют в такой деятельности.
Для надзора за деятельностью фонда из числа учредителей и иных лиц создается попечительский совет, являющийся одним из органов фонда. Он действует на общественных началах. В фонде могут образовываться исполнительные органы: коллегиальный и единоличный, которые назначаются либо утверждаются учредителями фонда или попечительским советом. Сведения об органах фонда должны быть указаны в его уставе.
Учредители фонда не сохраняют право собственности на переданное ему имущество (в виде взносов, пожертвований и др.); это имущество становится собственностью фонда. Фонды не отвечают по обязательствам своих учредителей, а учредители не отвечают по обязательствам фонда и не имеют права требовать возврата переданного фонду имущества в случае его ликвидации. Поэтому в уставе фонда должна быть определена судьба его имущества в случае ликвидации.
Устав является единственным учредительным документом фонда. Для гарантии того, что цели, ради которых учредители фонда создали его и внесли свое имущество, не будут изменены органами фонда без ведома учредителей, законом установлен особый порядок изменения устава. Органы фонда могут изменить его устав только в случае, если в самом уставе предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. В уставе может быть предусмотрен иной порядок его изменения. Если такая возможность в уставе вообще не предусмотрена, он может быть изменен только в судебном порядке.
Фонды обладают правом создания хозяйственных обществ и участия в них, а также правом осуществления иных видов предпринимательской деятельности для достижения уставных общественно полезных целей. При этом фонды могут быть ограничены в праве осуществлять определенные виды деятельности и использовать свое имущество в определенных целях. Например, благотворительные фонды не могут участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами. Они не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний (пп. 4, 5 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности).
Информация о деятельности фонда должна быть доступна общественности, поэтому на фонд возложена обязанность ежегодной публикации отчетов об использовании своего имущества.
Реорганизация фонда возможна по решению его учредителей, попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. При этом преобразование фонда в иной вид юридических лиц не допускается. В добровольном порядке фонд ликвидирован быть не может. Фонд может быть ликвидирован по решению суда по основаниям и в порядке, определенным законодательством о несостоятельности (банкротстве), либо если цели фонда не могут быть достигнуты, либо при уклонении фонда от его уставных целей, а также в иных установленных законом случаях.


46. Потребительский кооператив.

Потребительский кооператив – некоммерческое добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Учредителями могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и юридические лица. Число учредителей не должно быть менее пяти граждан и трех юридических лиц. Порядок принятия решений об образовании потребительского кооператива и о вступлении в союз определяется учредителями потребительского кооператива. Члены солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам в пределах внесенной части дополнительного взноса каждого из членов.

Учредительное собрание избирает органы управления и органы контроля; совет потребительского кооператива, его председателя; ревизионную комиссию потребительского кооператива; иные органы управления, предусмотренные уставом потребительского кооператива.

Потребительский кооператив может заниматься деятельностью по удовлетворению требований пайщиков потребительского кооператива, создавать хозяйственные общества, участвовать в хозяйственных обществах, кооперативах, заниматься предпринимательской деятельностью, но только для достижения целей, ради которых он был создан, быть вкладчиком в товариществе на вере, распределять доходы между пайщиками кооператива, привлекать заемные средства от пайщиков и других граждан, осуществлять внешнеэкономическую деятельность и др.

Пайщики вправе:

1) участвовать в деятельности кооператива;

2) получать кооперативные выплаты (определенную часть доходов кооператива);

3) приобретать (получать) преимущественно перед другими гражданами товары (услуги) в организацияхторговли и бытового обслуживания потребительского кооператива и др.

Пайщики обязаны:

1) соблюдать устав потребительского общества;

2) выполнять решения общего собрания потребительского общества, других органов управления и органов контроля потребительского общества;

3) выполнять свои обязательства перед потребительским обществом по участию в его хозяйственной деятельности.

Членство прекращается в случаях: добровольного выхода пайщика из общества, исключения его из общества, ликвидации юридического лица, являющегося пайщиком, смерти гражданина, являющегося пайщиком, а также в случае ликвидации общества.

Ликвидация осуществляется по решению общего собрания его членов или по решению суда. При ликвидации имущество, относящееся к неделимому фонду, разделу не подлежит и передается другому обществу по решению общего собрания ликвидируемого потребительского общества.

Имущество общества, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, кроме имущества неделимого фонда, распределяется между пайщиками (за исключением случаев, когда уставом общества не предусмотрено иное). Для защиты имущественных и иных прав, представления интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, координации деятельности и других целей потребительские общества могут объединяться в союзы.

Союз потребительских обществ – некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность на основании устава учредительного договора.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.