Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность и социальная группа






Социальная психология (англ. social psychology) – научная дисциплина, находящаяся на стыке психологии и социологии, которая изучает особенности влияния на эмоции, поведение и деятельность человека фактического, воображаемого или подразумеваемого присутствия других людей.

В рамках социальной психологии изучаются:

· специфика межличностного, личностно-группового и межгруппового общения и взаимодействия;

· характеристики и проблемы малых и больших социальных групп;

· проблемы социализации личности, ее социальных ориентации и установки.

Социальная группа (англ. social group) – два или более человека, которые взаимодействуют друг с другом, имеют сходные характеристики (интересы, ценности, представления, этническое или социальное происхождение, родственные связи), имеют чувство коллективного единства, идентифицируют себя в качестве членов группы и участвуют в совместной деятельности.

Классификация социальных групп показана на рис. 6.8.


Рис. 6.8. Классификации социальных групп

Первичная группа – малая социальная группа, члены которой разделяют личные и прочные отношения, проводят вместе много времени, занимаются широким спектром деятельности, и чувствуют, что они хорошо знают друг друга.

Вторичная группа – большая группа, в которой присутствуют формальные и институциональные отношения и члены группы связаны слабыми эмоциональными связями; совокупность первичных групп.

Формальная (официальная) группа – обладающая правовым статусом группа, в которой нормативно закреплены структура, руководство, права, обязанности и деятельность всех членов.

Неформальная группа – основана на добровольном объединении и возникает на основе общности интересов, дружбы или взаимных симпатий.

Реальная группа – реально существующая общность людей, в которой имеются связи и отношения между членами; группа, выделенная на основании реально существующего признака.

Номинальная группа – совокупность людей, реально не имеющих никаких связей между собой, искусственно выделенная по какому-то признаку для статистического учета населения.

Ингруппа (внутренняя группа) – группа, с которой человек себя идентифицирует и к которой он принадлежит.

Аутгруппа (внешняя группа) – группа, с которой человек себя не идентифицирует и к которой он не принадлежит.

Референтная группа – эталонная группа, принадлежать к которой стремится человек.

На рис. 6.9 представлены основные характеристики малых, средних и больших социальных групп.


увеличить изображение
Рис. 6.9. Характеристики социальных групп

Признаки малых групп как специфических человеческих общностей:

1. количественные, определяющие размеры группы (нижняя граница 2 – 3 человека, верхняя граница 20 – 30 человек, оптимальный размер 5 – 12 человек);

2. качественные – контактность и целостность группы.

Коммуникативная структура группы – совокупность взаимосвязей между членами группы, определяющая направленность и интенсивность коммуникаций в группе, а также положение, которое индивиды занимают в системе коммуникаций. Различают группы с централизованными и децентрализованными коммуникативными структурами коммуникации.

Статусно-ролевая структура группы – совокупность отношений между членами группы, определяющих их социальный статус (положение в системе межличностных отношений, права, обязанности, привилегии), распределение предписываемых, ожидаемых и реализуемых способов поведения (групповых ролей), направленность и интенсивность взаимного влияния членов группы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.