Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология как наука, объект и предмет психологии






В настоящее время психология (от др.-греч душа; знание) определяется как

· " наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности" [5, С. 274];

· область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных;

· " определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных)" [12, С. 10].

Непосредственной целью психологических исследований является изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объект психологии как науки в широком смысле – человек.

Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психика – это

· " системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности" [5, С. 265];

· " общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений" [6, С.34].

На разных этапах развития психологического знания в качестве предмета психологии

рассматривались различные феномены: душа, явления сознания, непосредственный опыт субъекта, бессознательное, поведение и др. (рис. 1.1).

Предмет психологии

· " закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы" (А.В. Петровский, [7, С. 6]);

· " факты, закономерности и механизмы психики как отражения в мозгу действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, имеющими у человека личностный характер" [5, С.7];

· конкретные факты психической жизни и психические явления.


Рис. 1.1. Предмет психологии

Психические явления – субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства и образования.

Психический процесс – акт психической деятельности, имеющий объект отражения и регуляционную функцию. Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения.

Психическое отражение – процесс формирования образа условий, в которых осуществляется некоторая деятельность.


Рис. 1.2. Разновидности психических процессов

Психическое состояние (англ. mental state) – " внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени" [11, С.92].

Психические состояния формируются на основе психических процессов и характеризуют состояние психики в целом. На рис. 1.3представлены классификации разновидностей психических состояний по различным основаниям.


Рис. 1.3. Разновидности психических состояний

Психические свойства – " индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром" [11, С.92]. Они характеризуются устойчивостью и постоянством, обусловливают неповторимость человека и являются основой его личности (примеры свойств: темперамент, характер, способности личности).

Психические образования – результат развития психики человека; они являются результатом приобретения им жизненного и профессионального опыта. Примеры психических образований: знания, компетенции, привычки, убеждения, ценности.

Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный " каркас" современной психологической науки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.