Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средневековая японская культура.






УЛЬЯНА Т. Культура Японии сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа на японский архипелаг с материка и зарождения культуры периода Дзёмон. Национальная японская культура представляет собой соединение китайского влияния и местной культуры.

На культуру и менталитет японцев большое влияние оказало изолированное территориальное положение страны, географические и климатические особенности, а также особые природные явления (частые землетрясения и тайфуны), что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. Умение восхищаться сиюминутной красотой природы, как особенность национального характера японца, нашло выражение во многих видах искусств Японии. Для японского искусства характерна тонкая наблюдательность, любовь к природе, эмоциональность, конкретность образов, интерес к деталям, утонченность и стремление к самоанализу. Кроме того, характерен разрыв между культурой народа и господствующего класса, а также разделение светской и религиозной литературы.

Границы понятия «японская культура» очень широки. Если обратиться к временной классификации, то здесь можно назвать «национальную японскую культуру» периода Хэйан 9-го века, когда появилась японская азбука – «кана» и Мурасаки Сикибу написала «Повесть о Гэндзи», культуру периода Муромати, когда появился театр Но, культуру периода Адзути-Момояма, когда родилась чайная церемония, икебана и другие. Кроме того, развивались различные аспекты культуры. Это, например, производство, одежда, кухня, жилище, искусство, литература и другие. Пожалуй, показательной можно назвать культуру периода Эдо, когда наибольшего расцвета достигли театр Кабуки, чайная церемония, икебана, то есть именно те аспекты, которые известны как традиционная японская культура. Все эти примеры иллюстрируют особенности японской культуры, её изменения, а также традициональность Страны Восходящего солнца.

О синто и буддизме хорошо написано в лекциях Городиловой.

Основателем секты " дзен" считается буддийский священник Бодхидхарма (яп. Бодай Дарума), который проповедовал своё учение сперва в Индии, а затем в Китае. Из Китая на Японские острова дзен-буддизм принесли два буддийских патриарха Эйсай (1141- 1215гг.) и Доген (1200 - 1253 гг.). В конце XII в. в стране уже началась его проповедь. Вслед за признанием представителями правящих кругов феодальной Японии учение дзен стало быстро распространяться среди сословия самураев - опоры правительства сёгуна.
С этого времени дзен-буддизм стал духовной основой сословия воинов; число адептов, исповедовавших его учение, неуклонно возрастало.
Тем не менее, секта " дзен" пользовалась книгами и буддийскими текстами для пропаганды своего учения. Так как отдельный человек не мог самостоятельно уловить суть дзен, не имея о нём представления.
Бытие в существующем мире признавалось дзен буддизмом лишь видимостью, а не действительностью:
" Всё в этом мире иллюзорно ". А жизнь в нём дана людям на время и подлежит возвращению.
Поэтому дзен-буддизм учил человека не цепляться за жизнь и не бояться смерти. Именно это презрение к смерти и притягивало к дзен самураев.

Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь подсказать путь достижения личного просветления. Дзэн — это способ ощутить свою естественную природу, течение и желания своей души. Стать самим собой, чтобы быть самим собой каждый день — цель усилий. У каждого человека есть способности, данные ему природой при рождении.

Нет такой вещи, как просветление, которой можно было бы обладать, как каким-то устойчивым состоянием каждого дня. Поэтому дзэнские наставники («мастера») чаще говорят не «достичь просветления», а «увидеть собственную природу». Просветление — это способность ощутить то, к чему рождена душа. Это ощущение очень индивидуально, и не поддаётся никаким формулировкам. Кроме того, путь к видению собственной природы — для каждого свой, поскольку каждый находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и представлений. Поэтому говорят, что в дзэн нет определённого пути, нет одного определённого входа. Эти слова должны помочь практикующему дзэн не подменять свою природу механическим выполнением какой-то практики или идеи. Именно поэтому учиться можно только у природы, а не у книг или учителей.

Два основных вида регулярной дзэнской практики — это сидячая медитация и простой физический труд. Они нацелены на успокоение и объединение ума. Прояснившийся ум может легче увидеть свою природу.

Итак, практика и учение дзэн нацелены на успокоение души, на то, чтобы освободить ум от второстепенных желаний, освобождение от жёстких взглядов и угасание ненужных привязанностей. Это облегчает видение собственной природы, которое само находится вне всякой практики и всяких путей.

В целом, то же верно и для остальных буддийских традиций; школа — дзэн — нацелена на максимальную простоту и гибкость методов и понятий.

Дзэн-буддизм отрицает превосходство интеллекта над чистым опытом, считая последний вместе с интуицией верными помощниками. В Дзен широко распространен метод НАБЛЮДЕНИЯ как себя (медитация), так и окружающих вещей. Главное, чтобы наблюдение велось без суждений, чистое свидетельствование позволяет отбросить иллюзии и увидеть истинную природу.

Пять ключевых отличий дзэн:

Особое учение без священных текстов.

Отсутствие безусловного авторитета слов и письменных знаков.

Передача с помощью прямого указания на реальность — особым образом от сердца к сердцу.

Необходимость пробуждения через осознание своей собственной истинной природы.

Дзен отбросил все ритуалы и учения буддийской доктрины, оставив чистую истину. Считается самым совершенным методом поиска себя.

В середине XVI века в Японию пришло христианство, поддержаное Ода Нобунагой и запрещённое впоследствии сёгунатом Токугава. Запрет на христианство был снят после реставрации Мэйдзи.

Первый миссионер, португальский иезуит святой Франциск Ксавье во время своего пребывания в Японии в 1549-1551 гг. вместе с сопровождавшими его иезуитами обратили в христианство представителей широких слоев населения, включая и некоторых даймё. К этому добавились и успехи в торговле, достигнутые португальскими купцами, последовавшими за миссионерами; португальцев затем сменили голландские и английские торговцы. В 90-х гг. XVI в. в Японию прибыли испанские миссионеры-францисканцы, которые задолго до этого яростно соперничали с португальцами. Их распри сыграли на руку японским политическим лидерам, которые видели в христианстве серьезную угрозу существующему положению и государственным устоям. Результат был предсказуем. Военный правитель Хидэёси, который успешно осуществил объединение Японии в 1590 гг., приказал казнить девять европейских и семнадцать японских священников и объявил христианство вне закона. Так был положен конец христианству в Японии на долгих 200 лет. И это же привело к трагическим событиям 1637-1638 гг., когда около 37 000 крестьян, исповедовавших христианство и поднявшихся против жестоких экономических и религиозных притеснений, были зверски убиты в окрестностях Нагасаки.

Японский язык всегда был важной составляющей японской культуры. Японский характеризуется сложной системой написания, состоящей из трёх различных типов знаков — китайские символы кандзи, слоговые азбуки хирагана и катакана.

Самая древняя известная форма японского языка носит название старояпонский язык, она сложилась путём заимствования китайской письменности и системы иероглифов и использовалась вплоть до начала периода Хэйан, когда появилась собственно японская национальная азбука. В процессе дальнейшего развития японского языка, называемого затем классическим японским языком или поздним старояпонским, были добавлены новые способы письма — две слоговые азбуки хирагана и катакана, что привело к существенному развитию японского литературного языка и бурному расцвету японской литературы.

Японский язык считается одним из самых сложных для изучения. Для транслитерации японских иероглифов используются различные системы. Некоторые слова в русском языке были заимствованы из японского языка, например, цунами, суши, караоке, самурай и т. д.

Долгое время, вплоть до конца периода Эдо, японская литература испытывала влияние Китая, литературные произведения также создавались на китайском языке.

Первыми письменными памятниками считаются собрание японских мифов и легенд «Кодзики» («Записи о деяниях древности», 712 год) и историческая хроника «Нихон сёки» («Записанные кистью анналы Японии» или «Нихонги» — «Анналы Японии», 720 год), созданные во время периода Нара (VII — VIII веках). Оба произведения были написаны на китайском языке, но с изменениями для передачи японских имён богов и других слов.

Трудно однозначно определить жанр «Кодзики», представляющего собой пример синкретизма древней литературы. Это и свод мифов и легенд, и собрание древних песен, и историческая хроника. «Кодзики» состоит из трех свитков. Набольший интерес представляет первый свиток, который содержит основной цикл мифов, сказаний и вставленных в них стихотворений-песен: от космогонического мифа о возникновении Вселенной до мифов о богах-прародителях и перипетиях их взаимоотношений, о сотворении Земли — страны Ямато. Здесь же помещены цикл о героических подвигах божественных предков и героев, а также повествования о деятельности их божественных потомков на Земле, о появлении на свет отца легендарного вождя японского племени Ямато, считающегося первым императором Японии.Второй свиток интересен прежде всего своими фольклорными материалами. Мифы постепенно переходят сначала в легендарную, а затем и реальную историю. Меньший интерес по сравнению с другими представляет третий свиток, в котором в сжатой форме излагаются главным образом сведения о правящей династии и некоторые исторические события, охватывающие период по 628 г. Значение «Кодзики» в истории японской культуры было осознано не сразу. В течение более пятисот лет после его создания предпочтение отдавалось памятнику официальной японской историографии «Нихонги» (720 г.), написанному в духе китайских хроник, который благодаря авторитету классической китайской культуры и языка рассматривался как канонический. В отличие от «Кодзики», где наряду с хронологическими записями о древнейших правителях Японии собраны мифы, сказания и песни о богах и сотворении мира, «Нихонги», начиная с третьей главы и вплоть до последней тридцатой, является подробным повествованием о жизни страны и генеалогии императоров, правивших Японией до 697 года н. э. Следует также отметить, что в отличие от «Кодзики», «Нихонги» написан не на старояпонском, а на классическом китайском языке, что продиктовано дипломатической важностью этого документа и традициями официальной историографии Древней Японии. Продолжением «Нихонги» является «Сёку нихонги» («Продолжение анналов Японии»), охватывающее период с 697 по 791 годы. Кроме того, «Нихонсёки» предлагает несколько вариантов одного сюжета, что делает хронику во многом более ценным источником, представляющим различные существовавшие мифологические комплексы.

Помимо летописных сводов составляются сборники китайских и японских стихов, составляются династические истории (сознательное заимствование у Китая). В 905 году появляется первый сборник стихов на японской азбуке. В 11 веке появляется жанр повествовательного романа («Сказание о Гэндзи»), сборники эссе «Записки у изголовья», дневники, «Сборник рассказов о настоящем и прошлом» (Индии, Китая и Японии). В 12 веке появляется литература самураев: «Зерцало Востока» - хроника прихода самураев к власти, военные повести – гунки (записки о войнах).

С появления самураев происходит формирование их сословной психологии. Бусидо, первоначально трактовавшееся как «путь коня и лука», впоследствии стало означать «путь самурая, воина», т.е. самурайскую мораль, морально-этический кодекс. Несмотря на то, что кодекс никогда не формулировался официально в письменном виде, он имел исключительно сильное влияние на формирование мировоззрения, философии и жизненных принципов военного сословия и в целом всего японского народа. Самурайская мораль сформировалась в общих чертах одновременно с системой сёгуната, однако основы её существовали задолго до этого времени. В качестве основных источников бусидо выделяются буддизм и синтоизм, а также учения Конфуция и Мэн-цзы. То, чего не доставало самураям в канонах буддизма и конфуцианства, в изобилии было в синтоизме. Наиболее важные доктрины, которые бусидо почерпнуло из синтоизма, были объединены в два понятия: патриотизма и верноподданичества. Верность и готовность выполнить любой приказ господина становились определяющими качествами для самурая. Его жизнь и смерть были подчинены только закону чести и самурайского долга. Чувства обычного человека не имели для воина никакого значения. Путь к идеалу лежал через тяжелейшие психофизические упражнения дзэн-буддизма, тренировки с оружием, сражения и смерть. Некоторые нормы поведения самураев были изложены в «Законе о военных домах». В ситуации, когда честь воина хотя бы случайно задета, следовало немедленно выбирать смерть. Как правило, воины следовали этому совету, и ритуальное самоубийство — сэппуку (или харакири) — было распространено необычайно широко. Популярность разных его видов достигла таких размеров, что правительство сёгуна вынуждено было бороться с ним законодательно.

Многие философские истины буддизма наиболее полно отвечали потребностям и интересам самураев. При этом популярнейшей сектой буддизма была «дзен», монахи которой внесли значительный вклад в дело развития бусидо. Одной из основных причин, привлекавших самураев к учению дзен, была его простота. Согласно доктринам дзенсю, " истина Будды" не поддаётся передаче в письменном или устном виде. Дзен выше словесного выражения, так как логическое познание мира невозможно. Таким образом, самураю совершенно не требовалось отягощать свой ум изучением религиозной литературы ибо постичь " истинное сердце Будды" можно только интуицией, посредством созерцания, медитации.

Японская живопись («картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала.

Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве, изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. В Японии каллиграфия считается одним из видов искусств и носит название сёдо(«путь письма»). Наравне с рисованием каллиграфия преподаётся в школах. Искусство калиг рафии было завезено в Японию вместе с китайской письменностью. В старину в Японии признаком культурного человека считалось владение искусством каллиграфии. Существует несколько различных стилей написания иероглифов. Совершенствованием стилей написания иероглифов занимались буддийские монахи.

Самым древним из видов искусств Японии является скульптура. Изготавливались разнообразные керамические изделия (посуда), также известны глиняные фигурки-идолы догу.

На могилах устанавливались ханива — скульптуры из обожжёной глины, поначалу простых цилиндрических форм, а затем более сложные — в виде людей, животных или птиц.

История скульптуры в Японии связана с появлением в стране буддизма. Традиционная японская скульптура — это чаще всего статуи буддистских религиозных понятий. Одна из самых древних скульптур в Японии — деревянная статуя будды Амитабхи в храме Дзенко-дзи. В период Нара буддистские статуи создавались государственными специалистами-скульпторами. В период Камакура расцвела школа Кей, ярким представителем которой был Ункей.

В качестве основного материала для скульптур (как и в японской архитектуре) использовалось дерево. Статуи часто покрывали лаком, позолачивали или ярко окрашивали. Также в качестве материала для статуй использовалась бронза или другие металлы.

Японская архитектура имеет столь же длинную историю как любая другая составляющая часть японской культуры. Первоначально испытав сильное влияние китайской архитектуры, японская архитектура разработала множество отличий и собственных подходов, присущих лишь Японии. В качестве примеров традиционной японской архитектуры можно назвать храмы, синтоистские святилища и замки в Киото и Наре. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте.

Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые минка, максимально приспособлены к климату страны. Минка имеет каркасную конструкцию с несущей колонной в центре дома и раздвижными дверями. В настоящее время минка сохранились только в сельской местности.

VII век был отмечен бурным строительством буддийских храмов на территории Японии. Святилище Исэ-дзингу, посвященное богине Аматэрасу, — основная синтоистская святыня Японии.

Своеобразием отличались японские замки, служившие не только для защиты своих хозяев от врагов, но и символом власти. Названия двух замков (Адзути и Момояма) дали название периоду в истории Японии — Адзути-Момояма. В изначальном состоянии сохранилось очень немного замков, многие средневековые замки были разрушены во время войн, сгорели при пожарах, были разобраны по указанию правительства как пережиток феодального прошлого, в XX веке часть замков была восстановлена.

Икэбана - японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала. Икебана возникла в Японии в XV веке и первоначально имела религиозную направленность, являясь подношением богам в японских храмах. Это философия, свои особый способ понимания и познания окружающего мира. Каждый цветок или веточка, на взгляд японцев, имеют определенное значение. Выставляются на фоне предметов старины, произведений искусства, как правило бывают небольших размеров и отличаются филигранной тонкостью, художественностью мастерства.

Одним из ранних видов театра стал театр но («талант, мастерство»), сложившийся в XIV-XV веках, актёры играли в масках и роскошных костюмах. Длительная популярность связана с неизбывной пышностью и красотой постановок театра но, которые вряд ли можно найти где-либо ещё. Строгая простота и грация но делает этот вид драматического искусства поистине уникальным. Кроме того, в пьесах но присутствует некая отвлечённость, основанная на стремлении показать зрителям не формы и внешние атрибуты персонажей и явлений, а их потаённую сущность и дух. Но — это своеобразный песенный жанр, хотя собственно негромкие протяжные песнопения занимают сравнительно мало места в постановке, уступая быстрым речитативам. Музыка не является основным элементом представления, однако тексты предстают в поэтической форме в традиционном японском размере 5-7; они не столь эмоциональны, но полны тонких намёков и скрытого смысла. Одна из составных частей пьес театра но митиюки, песенное повествование о путешествии героя.

Исполнители ролей в театре но делятся на четыре основные категории: ситэ, ваки, кёгэн и хаяси. Инструменты: флейта, три разновидности барабана.

Обычно в постановке но участвуют все категории актёров. Представление длится от 30 до 120 минут. Сами представления тематически делятся на пять типов:

божественные

военные

женские

смешанные

демонические

Театр считается «маскированной» драмой, но маски надевают лишь ситэ и ваки. Маски вырезаются из дерева, зачастую для этого используется кедр. Они затем покрываются гипсом и разрисовываются, при этом некоторые маски являются выдающимися скульптурными произведениями в японском искусстве. Типов масок существует довольно много, что требует определенного их знания для того, чтобы отличать их друг от друга.

Другой отличительной чертой но является веер, который может выступать в пьесе как символ различных предметов (меч, трубка, бутылка и т. д.).

Пьесы но исполняются на открытой сцене с декорацией, на которой изображена сосна (очевидно олицетворяющая синтоистское поверье, что боги спускаются на землю с небес по сосне). Перед декорацией располагается группа музыкантов, которые сопровождают танцы и актёрские монологи специфической, таинственной музыкой. На левом краю сцены находится хор певцов, сидящих в два ряда, сопровождающих переход от монолога персонажа или повествования к танцу. Всё это формирует богатый повествовательный фон к основной игре актёров. Небольшая труппа, минимум антуража и декораций, отсутствие сценария дают место для полёта фантазии зрителей.

В XVII веке сложился один из наиболее известных видов японского традиционного театра — кабуки («песня, танец, мастерство»), актёры этого театра были исключительно мужчины, их лица были сложным образом загримированы, сложные костюмы с большой символической нагрузкой. Высоко ценится искусство актёров, исполняющих женские роли. Кроме театра но и кабуки существует традиционный театр марионеток бунраку, появившийся в конце 16 века.

" Тя-ною" -чайный церемониал: Строго регламентированное искусство приготовления и питья чайного напитка в присутствии гостей. Ритуал проводится чаще всего в небольших домиках, расположенных в тенистых садах, чтобы суета окружающей жизни не мешала погрузиться в глубины сознания посредством медитирования. В " чайном действе" обычно участвуют: мастер чая - тот, кто заваривает чай и разливает его, и те, кто присутствуют при этом и затем пьют. Первый - жрец, свершающий действо, вторые - участники действа, приобщающиеся к нему и нередко безжалостные критики. У каждого свой комплекс поведения, охватывающий и позу при сидении, и все движения, и выражение лица, и даже манеру речи.

Впервые, упоминание о японском саде датируется VIII веком. В древней столице Японии, Нара, японские сады были устроены по подобию китайских. Китайские сады воплощали собой представления людей о рае, где они могли бы, наслаждаясь красотой окружающего, постигнуть истину. Блаженство от созерцания великолепия природы должно было принести полное единение с божеством. Японский сад символизирует совершенный мир земной природы, а иногда выступает олицетворением вселенной. Характерными элементами его композиции являются искусственные горы и холмы, острова, ручьи и водопады, дорожки и участки песка или гравия, украшенные камнями необычных очертаний. Пейзаж сада формируется с помощью деревьев, кустарников, бамбука, злаков, красивоцветущих травянистых растений, а также мха. На территории сада могут также размещаться каменные фонари, беседки, чайные домики.

Формирование основ японского садоводства происходило под влиянием эволюции японской архитектуры, а также религиозно-философских представлений японской знати. Изначально сад был составной частью резиденций аристократов, но впоследствии был заимствован буддистскими монастырями и знатными самураями.

В Японии большое значение придаётся понятиям о «долге» и «обязательстве», обычно называемые гири.

Следует знать, что в Японии существуют определенные правила жестикуляции, и чем сдержаннее человек, тем больше уважения он вызывает, поэтому панибратское похлопывание по плечу и хватание за руку в Японии не вызовут радости.

Таким образом, культура Японии развивалась под влиянием Китая, которое впоследствии прекратилось. Однако, не смотря на это, культура обладает исключительными самобытными чертами, которые в первую очередь определяются окружающей средой, характером и религией японцев.

НАТАША Ц. Культура Японии На культуру и менталитет японцев большое влияние оказало изолированное территориальное положение страны, географические и климатические особенности, а также особые природные явления (частые землетрясения и тайфуны). Для японского искусства характерна тонкая наблюдательность, любовь к природе, эмоциональность, конкретность образов, интерес к деталям,. Если обратиться к временной классификации, то здесь можно назвать «национальную японскую культуру» периода Хэйан 9-го века, когда появилась японская азбука – «кана» и Мурасаки Сикибу написала «Повесть о Гэндзи», культуру периода Муромати, когда появился театр Культуру периода Адзути-Момояма, когда родилась чайная церемония, икебана и другие. Культуру периода Эдо, когда наибольшего расцвета достигли театр Кабуки, чайная церемония, икебана Японский язык всегда был важной составляющей японской культуры. Японский характеризуется сложной системой написания. Японский язык считается одним из самых сложных для изучения. Первыми письменными памятниками считаются собрание японских мифов и легенд «Кодзики» («Записи о деяниях древности», 712 год) и историческая хроника Нихонги - «Анналы Японии», 720 год, созданные в периода Нара (VII — VIII веках). В 905 году появляется первый сборник стихов на японской азбуке. В 11 веке появляется жанр повествовательного романа («Сказание о Гэндзи»), сборники эссе «Записки у изголовья», дневники, «Сборник рассказов о настоящем и прошлом» (Индии, Китая и Японии). В 12 веке появляется литература самураев: «Зерцало Востока» - хроника прихода самураев к власти, военные повести – гунки (записки о войнах). Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать — гравюры на дереве. В Японии каллиграфия считается одним из видов искусств и носит название сёдо («путь письма»). Самым древним из видов искусств Японии является скульптура. (Разнообразные керамические изделия (посуда), глиняные фигурки). Устанавливались скульптуры на могилах.. Традиционная японская скульптура —отражает буддизм. Одна из самых древних скульптур в Японии — деревянная статуя Будды Амитабхи в храме Дзенко-дзи. Японская архитектура В качестве примеров традиционной японской архитектуры можно назвать храмы, синтоистские святилища и замки в Киото и Наре. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые минка, максимально приспособлены к климату страны. Минка имеет каркасную конструкцию с несущей колонной в центре дома и раздвижными дверями. VII век был строительство буддийских храмов В Японии существуют определенные правила жестикуляции, и чем сдержаннее человек, тем больше уважения он вызывает, поэтому панибратское похлопывание по плечу и хватание за руку в Японии не вызовут радости.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.