Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средневековая китайская культура.






МАРИАННА К. Китай.

Архитектура и скульптура.

7—13 вв.— время образования двух крупных государств — Тан (618—907) и Сун (960 — 1279), Городская культура и строительство дворцов и храмов в этот период достигли высокого уровня.

Монументальной архитектуре Танского государства присущ дух ясной гармонии, праздничности, классической простоты и спокойного величия форм. Города представляли собой мощные крепости, окруженные стенами и рвами, четкие по прямоугольному плану, с кварталами, разделенными стенами на ячейки — фаны — для защиты от пожаров и набегов.

Здания, по традиции с древнейших времен, имели специфические конструктивные особенности, они строились на высоких глинобитных платформах, облицованных камнем. Основную роль играл каркас из колонн, покрытых красным лаком, балок и сложных узорных кронштейнов — доугунов, которые, опираясь на балки, облегчали давление тяжелых крыш на здание. Черепичная крыша с чрезвычайно широким выносом закрывала здание от палящего летнего солнца.

В городах и за их пределами возводились величественные кирпичные и каменные башни — пагоды, отличающиеся большой геометрической строгостью и ясностью членений. Пагоды возводились преимущественно на возвышениях и даже, если строились в черте города, обрамлялись кольцом зелени. Самой знаменитой из танских пагод является Большая пагода диких гусей — Даяньта, выстроенная в 652—704 гг. в Сиани (илл. 105). Квадратная в плане, тяжелая, массивная, 60 л в высоту, кирпичная башня напоминает крепость.

Внутри пагоды возводился каменный стержень, вокруг которого от яруса к ярусу вела винтовая лестница. Наружные украшения крайне скромны и состояли из строгих ступенчатых кирпичных карнизов. Буддийские монастыри и храмы в этот период по-прежнему играли большую роль.

При Сунах, архитектура постепенно утратила монументальную мощь, но приобрела более изысканный и интимный характер. Строгая четкость форм пагод сменилась большей вытянутостью, легкостью, как это можно видеть на примере пагоды Баочу в Ханчжоу и др.

 

Высокого подъема в период Тан достигла скульптура. Статуи буддийских святых в пещерных монастырях приобрели большую пластичность (статуя Будды Вайрочаны в Лунмыне, 672—676) На стенах храмов появилось много бытовых сюжетов, исполненных в старинной технике рельефа, но тесно связанных с реалистическим восприятием мира. Особой пластичностью отличаются статуи Дуньхуана, вылепленные из лёссовой глины. Здесь можно видеть и страшных духов — охранителей входов, свирепо топчущих злых демонов, и ярко раскрашенные, полные земной красоты фигуры круглолицых юношей-бодисатв или светских дарителей храма в роскошных одеждах, с цветами в руках. Погребения императоров, как и монастыри, украшались рельефами, представляющими не только буддийские божества, но и реальную жизнь при дворе. Сохранилось, например, шесть каменных плит с изображениями лошадей императора Тайцзуна.

Скульптура 10—13 вв. отличается большей вытянутостью пропорций фигур, хрупкостью и утонченной грацией. Вместо камня и глины часто применяются лак, сандаловое дерево, металл и т. п.

 

Живопись

Высшим достижением искусства периодов Тан и Сун была живопись.

Художники создавали картины на длинных шелковых, а потом и бумажных свитках вертикальной или горизонтальной формы, хранившихся в специальных ящиках и вывешивавшихся только на время. изображались повести, легенды, которые рассматривались сцена за сценой как живописная книга. На вертикальных свитках по большей части исполнялись пейзажи. Часто картина дополнялась стихотворными текстами, написанными красивым каллиграфическим почерком рядом с изображением. Форма китайских пейзажей — вытянутый свиток — помогала создавать ощущение большого пространства, показать не какую-либо часть природы, а как бы утвердить ее необъятную мощь. В средневековом Китае был распространен также «жанр цветов и птиц». Обычно это написанные на веерах, ширмах, свитках и альбомных листах сценки, воспроизводящие с необычайной достоверностью мир животных, растений, рыб и насекомых.

 

Они не писали с натуры, но, руководствуясь длительными наблюдениями, наносили тушью на пористую бумагу или легко впитывающий шелк точный и быстрый рисунок, Линия и пятна туши, весьма разнообразные и тонкие по своим нюансам, составляют основу китайской средневековой живописи. В ней не применялась светотень, перспектива была построена по весьма условным законам, Созданные китайскими живописцами правила отражали образ их мышления, восхищение красотой окружающего мира,

Танская живопись на свитках нарядна и радостна. Пейзажи и сцены быта 7 —10 вв. исполнялись по заказу знати; они были написаны живо и с большой долей правдивости.

Наиболее известными танскими пейзажистами был Ли Сы-сюнь (651—716), Ли Чжао-дао (670—730) и Ван Вэй (699—759) — одновременно поэт и художник. Пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжао-дао ярки и насыщены по цвету. Пейзажи Ван Вэя, написанные только черной тушью по золотистому шелку, мягче и воздушнее.

 

Пейзажи 11 —12 вв. грандиозны и величественны. Худ противопоставляет планы и масштабы: маленькие фигуры сопоставляет с большими, как бы показывая, насколько человек или группа деревьев бесконечно малы сравнительно с громадами диких скал, громоздящихся до самого неба.

 

Настроение и стиль пейзажей Китая после завоевания страны кочевниками в 12—13 вв. меняются. Настроение пейзажей этого времени часто грустно и тревожно; гордая мощь природы меньше привлекает художников. «Одинокий рыбак на зимнем озере», которая написана одним из крупнейших живописцев конца 12 — начала 13 в. Ма Юанем. Его пейзажи, обычно монохромные, построены асимметрично, художник пишет только черной тушью, используя все приемы то острой, будто сломанной линии, то мягкого текучего пятна. Еще лиричнее живописец 12 в. Ли Ди, изображавший мягкие зимние пейзажи

 

Многие художники сунского периода писали картины на бытовые темы, изображали сцены шумной городской жизни столицы Кайфына, народные праздники, игры детей, школу и резвых учеников, сцены из быта знати.

 

Искусство 13—18 веков (периоды Юань и Мин)

 

Нашествие монголов в 13—14 вв. нанесло сокрушительный удар культурной жизни Китая.

Живопись

Индивидуальность художников все более стирается, в пейзажах и бытовых сценах повторяются одни и те же образы и приемы. Основой живописи стало считаться не изучение природы, а слепое подражание прошлому.

Более благоприятно в 15—18 вв. сложились в Китае судьбы архитектуры.

все сооружения были обращены фасадом к югу, а весь город с юга на север пересекала широкая прямая дорога. Огромные крепостные стены с массивными башнями окружали город со всех сторон. До сих пор Пекин делится на древнейшую часть — «Внутренний город» и «Внешний город», из которых каждая имеет свои стены, но обе они соединены общей магистралью.

 

Самым значительным ансамблем, выстроенным в 15—17 вв., является расположенный в центре Пекина Императорский дворец, так называемый «Запретный город», Он состоял из соединенных между собой широких площадей, мощенных белым камнем, парадных помещений с террасами и лестницами, украшенными резьбой, и тенистых садов

Каждое из зданий имело свое название. Главное из них Тайхэдянь — Павильон высшей гармонии — отражает характерные особенности средневековой архитектуры Китая: нарядность и легкость.

Храмы Пекина также располагались большими комплексами. Величественный Храм Неба (15 в.) состоит из нескольких зданий

 

в 15 — 17 вв. в архитектурном ансамбле царских погребений Минской династии (1368 —1644) близ Пекина. К погребениям ведет Дорога духов — огромная аллея длиной в 800 м, обрамленная с двух сторон массивными фигурами животных и людей. Сами погребения заключают в себе храмы, башни, подземные дворцы

Архитектура 15—18 вв. в целом полна величия. В конце 18 и в 19 в. в ней, как и в других видах искусства, все более нарастает тяга к пышности, вычурности и причудливости форм.

19 в. является заключительным периодом развития некогда величественной средневековой архитектуры Китая.

УЛЬЯНА Т. Культура Китая

Искусство средневекового Китая занимает особое и очень важное место в мировой истории культуры. Феодальный общественный строй сложился в Китае в 4—5 вв. н. э., а его художественная культура достигла высокого расцвета еще тогда, когда в Западной Европе лишь зарождалась и делала свои первые шаги средневековая цивилизация. Китайские художники в эпоху феодализма создали глубоко поэтичное, неповторимое по образному строю и художественному языку искусство, отмеченное высоким мастерством и почти безграничной творческой фантазией народа. Уже в эпоху раннего средневековья Китай обладал стройно разработанной системой философско-эстетических взглядов. В Китае, как и всюду в средние века, господствовала религиозная идеология, наложившая печать на все области искусства.

Однако многие виды китайского искусства, в частности живопись, гораздо меньше испытывали давление религиозной догматики. Существенное значение для развития светских тенденций в культуре и искусстве имел интенсивный рост городов Китая, которые уже в пору раннего средневековья были крупными экономическими и культурными центрами. В городах средневекового Китая с большой силой проявлялся дух свободы и вольномыслия, и это особенно способствовало проникновению светского начала в литературу и искусство.

С редкой для эпохи феодализма глубиной живописцы, скульпторы и архитекторы Китая выразили в своих произведениях представления о человеке и о мире, выходящие далеко за пределы узких религиозных догм. Светское начало проявилось во всех жанрах китайского искусства, но особое место в этом отношении занимает пейзажная живопись. Она оказалась той областью искусства, в которой, оставаясь в рамках средневековой художественной концепции, китайские живописцы создали произведения, полные глубокой реалистической правды. Искусство средневекового Китая поражает своим многообразием и чрезвычайно тонким, возвышенным, богатым и сложным пониманием природы. Зоркость видения, поэтичность и широта мировосприятия сделали средневековую китайскую культуру близкой и понятной нашим современникам, поставили ее в ряд высших достижений мирового искусства прошлого.

Средневековое искусство Китая имело большие и давние традиции, сложившиеся в условиях рабовладельческой формации. Это внесло известную каноничность в искусство, но сами каноны, особенно в пору расцвета средневекового искусства, перерабатывались и расширялись в соответствии с изменением эстетических идеалов.

Хотя региональные различия создают ощущение разнообразия, общность языка и религиозно-этических взглядов объединяют культуру Китая, в рамках которой были созданы такие значимые во всемирном масштабе явления, как конфуцианство и даосизм. Конфуцианство было официальной идеологией большую часть истории Имперского Китая, и знание конфуцианских текстов было первичным критерием для входа в имперскую бюрократию. Основателем даосизма был Лао Цзы. По преданию родился в 604 г. до н.э.. Основное понятие даосизма — дао, кит. «путь» или «противоположность». Дао — это невидимый вездесущий закон природы, путь, по которому идет человек и человечество, безликая, бескачественная субстанция. Дао бездействует, тем самым, порождая все. Из него все вышло и в него все возвратится. Бездеятельность порождает бездеятельность, поэтому необходимо к минимуму свести человеческую активность. Возникает принцип у-вэй, принцип недеяния, «созерцательная пассивность»: человек изучает мир, но не изменяет, делает только то, что необходимо. В даосизме взаимодействуют два противоположных начала — инь и ян, которые перетекают одно в другое и не могут существовать друг без друга. Инь — отрицательное, пассивное, женское начало; ян — положительное, активное, мужское. Во II в. даосизм оформляется организационно. Начало ему положила школа «Путь небесных наставников», основанная полулегендарным Чжан Лином. В начале V в. оформляются ритуал и вероучение, даосизм становится государственной религией, появляется пантеон божеств, учение о богине Сиванну (прародительнице всех людей), затем даосизм распадается на множество сект и направлений. Исходя из учения о Дао, даосизм предложил оригинальную концепцию наилучшего государственного управления — недеяния: если правитель пребывает в бездействии, то в силу Дао дела сами наладятся. И, так же как и другие философские учения, даосизм осуждает войну. Начало конфуцианства связывают с Конфуцием (551—479 до н. э.). В литературе Конфуций часто именуется Кун-цзы, что означает «учитель Кун». И это не случайно, уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как самый знаменитый педагог Китая. В чем состояло учение самого Конфуция, теперь определить нельзя, так как все классические книги, автором или редактором которых выставляют его китайские учёные, дошли до нас в редакциях гораздо более поздних времён. Вторым лицом в конфуцианстве после Конфуция считается Мэн-цзы. Об обстоятельствах жизни его известно ещё меньше, чем относительно Конфуция. Мэн-цзы является ревностным распространителем конфуцианской доктрины. Сделав уступку народным верованиям допущением культа различных божеств (большею частью шаманских), конфуцианство заняло совершенно изолированное и спокойное положение относительно популярных религий — буддизма и даосизма, предоставило последним вести борьбу между собою и, мирно уживаясь с ними, продолжало идти по той же дороге, по которой направили его первые деятели, всё более и более захватывая в свои руки весь строй китайской жизни.

Для удовлетворения религиозных потребностей народа конфуцианство ограничилось с одной стороны строго определённым ритуалом культа предков и вытекающих из него обрядов, a с другой стороны — признанием культа лиц удостоенных государственного чествования или пользующихся чисто народным почитанием. Главным предметом чествования должны служить предки, до 4-го колена включительно..

Главнейшие обряды после смерти: малое, затем большое одевание покойника, положение во гроб, кормление покойника и, наконец, погребение. Пока тело находится в доме, рекомендуется, для увеселения тоскующей души усопшего, приглашать музыкантов, а вся семья ежедневно утром и вечером собирается около гроба и оплакивает покойного.

При заключении брака главное и общеобязательное требование — чтобы жених и невеста носили разные фамилии (поэтому родство по матери совершенно не принимается во внимание) и имели первый не менее 16 лет, вторая — не менее 14. Главные обряды при заключении брачного союза: формальное сватовство, сговор, встреча женихом невесты в её доме, питьё сочетальной чаши за ужином в доме жениха и, наконец, представление молодой предкам мужа, в род которого она теперь вступает.

«Обряд надевания шапки» совершается кем-либо из родственников (но не отцом), в присутствии всей родни, с докладыванием и жертвоприношениями предкам, над юношей 15-20 лет; при этом последний получает новое имя и, как ставший уже совершеннолетним, является ко всем старшим родственникам и знакомым. Соответствующий обряд

совершается и над девочкой, по достижении ею 15 лет и по просватании, кем-либо из родственниц и с меньшей торжественностью.

Государственным чествованием пользуются все государи всех династий, равно как и царствующий государь, затем все лица, принёсшие пользу всему государству или его части. Чествования может быть удостоен всякий, о чьей полезной деятельности местное начальство и население засвидетельствует перед императором. Народное чествование ничем не стеснено; в каждой местности много своих местно — чтимых духов. К обрядам в честь лиц, пользующихся общегосударственным чествованием, чиновники относятся совершенно формально. Понятен, поэтому, китайский индифферентизм в деле религии; китайский буддист или магометанин спокойно мирится с конфуцианскими обрядами, получившими общеобязательную силу вследствие вековых традиций и санкции правительства. Буддизм стал проникать в Китай на рубеже н. э. Существовали предания о появлении там буддистских проповедников еще в III веке до н. э., однако они не могут считаться достоверными. Первыми распространителями буддизма были купцы, приходившие в Китай по Великому шёлковому пути из центральноазиатских государств. Монахи-миссионеры, вначале из Центральной Азии, а позднее — из Индии, появляются в Китае до II-III веков. Уже к середине II века с буддизмом знакомится императорский двор. В конце I века зарегистрирована деятельность буддистов ещё в одном городе восточноханьской империи — Пэнчэне. В начале II века была составлена «Сутра 42 статей» — первая попытка изложения на китайском языке основ буддийского учения. В конце VI века — начале VII века за довольно короткий период сформировались основные школы собственно китайского буддизма, определившие своеобразие буддийской традиции на Дальнем Востоке.

Их можно разделить на три основные группы: школы трактатов (философские вопросы), сутр (религиозные доктрины) и дхьяны (буддийская практика).

Некоторые из этих школ разрабатывали доктрину преимущественно созерцательного характера, учение же других отличалось акцентом на вере и религиозной практике, стремлением свести воедино буддийские толки на севере и юге Китая. В течение длительного времени буддизм пользовался покровительством императорского двора, однако в 845 император У-цзун стал инициатором суровых гонений на буддизм. В середине IX века буддийская традиция во многом утратила былую творческую энергию и своё особое место в общественной и культурной жизни.

С другой стороны, на уровне народной религии буддизм вступает в активное взаимодействие с популярными верованиями, внеся значительный вклад в становление китайского религиозного синкретизма, а ряд персонажей буддийского пантеона превращаются в наиболее почитаемых в народе божеств. Буддизм оказал сильное влияние на философию, литературу и искусство Китая. Буддисты познакомили Китай с индийской логикой, математикой, астрономией, медициной. Буддийскими идеями вдохновлялись многие писатели и поэты (Се Линъюнь, Ван Вэй, Ли Бо, У Чэнъэнь и др.). Сам процесс распространения буддизма в Китае и формирование китайской буддийской традиции является примером плодотворного взаимодействия между культурами Индии и Китая. Из Китая буддизм распространился в другие страны Дальневосточного региона: Корею, Японию и Вьетнам, где лёг в основу дальневосточной региональной формы этой мировой религии.

Китайская средневековая литература чрезвычайно богата по содержанию. Высокая оценка литературы в самой китайской культуре сказывается уже в том, что в государственных экзаменах на должность чиновника требовалось в первую очередь знание классической литературы. Китайская беллетристика возникает в ІІІ - VI вв. в форме так называемых " рассказов о чудесном жанре, который был ведущим в эпоху Сун в Китае возникает повесть, для эпохи Юань характерен расцвет драматургии, в эпоху Мин достигает расцвета повествовательная проза в форме эпопеи и романа. Главенствующее место в китайской литературе всегда занимала поэзия, поэтому даже проза всегда насыщается стихами, которые, по мнению китайцев лучше всего могут выразить человеческие чувства. Китайская музыка - одна из древнейших в мире. Она насчитывает много местных вариантов. В китайской музыке преобладает одноголосие.

В VIII в. в Китае была создана первая школа музыки и танца - " Консерватория грушевого сада". В XIV в. складываются северная и южная школы музыки, причем для северной школы более характерна героическая тематика, а для южной - лирическая.

В XVII в. возникает опера. В эпоху монгольского владычества (Юань) возникает классическая китайская драматургия. У ее истоков, как и в других странах, фарс и другие ранние драматические формы; выступления в театре считались недостойными занятиями. Ведущими жанрами в драматургии были комедия и драма, хотя известно и несколько трагедий. Монологи и диалоги писались прозой, тексты песен (арий) – стихами.

Город, отражавший представления о правильной структуре мироздания и порядке, господствующем в Поднебесной, мыслился как завершенная в своих очертаниях крепость, обнесенная стенами и рвом с высокими массивными воротами. После проникновения в Китай буддизма начинается строительство буддийских храмов, это прежде всего скальные храмы и пагоды..

Изобразительное искусство Китая представляли тяжеловесные бронзовые сосуды, служившие для жертвенных возлияний духам. Геометрический узор отличался графической точностью, разнообразием ритмических сочетаний. Предназначенные для привлечения к человеку добрых знамений, сосуды зачастую сами принимали форму зверей или птиц - оберегов. Наряду с бронзовыми сосудами появилось и множество предметов: круглые бронзовые зеркала, инкрустированные с оборотной стороны серебром и золотом, украшенные росписью музыкальные инструменты и мебель, яркая расписная лаковая утварь, предметы из резного дерева и камня. В гибких плетениях их узоров отразилось более многоплановое осмысление мироздания, воспринимаемого как стихия бесконечного космического движения и противоборства света и тьмы. В Х веке при императорском дворце была создана Академия живописи, где художники заняли почетные места.

Показателем общего подъема культуры Древнего Китая было развитие научных знаний, прежде всего математики. С развитием математики были тесным образом связаны значительные достижения древних китайцев в области астрономии и календаря.

Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина. Древне-китайские врачи еще в IV - III вв. до н.э. стали применять метод лечения, получивший в последствии широкое применение в традиционной китайской медицине -

иглоукалывание, или акупунктура. Чрезвычайно интересны рукописи медицинских сочинений, найденные недавно в одном из ханьских погребений начала ІІ в до н.э.. Они включают трактат по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий и, наконец, сборник различных рецептов. К ІІІ в относится применение знаменитым врачом Хуа То местной анестезии при полостных операциях.

За период от зарождения цивилизации и примерно до XII в. в Китае было сделано больше открытий и изобретений, чем в любой другой стране, а может быть, даже и больше, чем во всем остальном мире. К важнейшим открытиям Средневековья относятся (X - XIII вв.) изобретения пороха и компаса.

Астрономия. Поскольку роль высшего божественного авторитета в этой стране играло Небо, отсюда естественно вытекало внимание именно к небесным знамениям и фиксация в летописях наблюдений за ними. Китай – страна первых в мире обсерваторий, а его астрономические инструменты долго не знали равных в мире.

Влияние китайской математики на западную было невелико. Стоит, однако, отметить высокий уровень этой науки. Уже в XI – XIV вв. китайские математики знали свойства «треугольника Паскаля», и т.д. Впрочем, в позднем средневековье наука в Китае развивалась медленно, а политика самоизоляции страны мешала культурному обмену. Если в теоретической физике и химии достижения китайцев и не были особенно велики, то мир обязан им несколькими важнейшими изобретениями. Прежде всего это касается техники письма. До III в. до н.э. здесь писали в основном на бамбуковых планках. Однако в том же веке в качестве писчего материала стали употреблять шелк, а около 200 г. до н.э. Мэн Тянь изобрел волосяную кисточку, вытеснившую прежний заостренный стиль. Но шелк был слишком дорог. В 105 г.н.э. Цай Лунь впервые изготовил бумагу из тряпья и древесной коры. Очень скоро бумага распространилась по всей Восточной Азии, затем через Среднюю Азию попала в исламский мир, а в самом конце XII в. крестоносцы принесли секрет ее изготовления в Германию.

На этом, однако, китайцы не остановились. В эпоху Шести Династий здесь был изобретен способ литографии: текст вырезался на камне, с которого далее делались оттиски на бумаге. С VIII в.н.э. камень был заменен деревом – появилась ксилография. Наконец, в 1041 – 1042 гг. кайфынский кузнец Би Шэн изобрел способ книгопечатания подвижным разборным шрифтом. До повторного изобретения этого способа Иоганном Гутенбергом оставалось ровно 400 лет. Впрочем, в самом Китае этот способ не нашел особенно широкого применения: все-таки несколько тысяч иероглифов – не 26 букв латинского алфавита. Каллиграфия считается в Китае видом искусства и высоко ценится, живописные полотна часто украшаются каллиграфическими надписями. Китайская письменность еще в древности широко распространилась по всей Юго-Восточной Азии.

В эпоху Сун был изобретен компас с искусственным магнитом – иглой, продетой через пробку и плавающей в сосуде с водой. Уже в XII в. использование компаса на китайских судах стало обычным явлением, в Европе же этот прибор впервые упоминается лишь в следующем столетии. Вообще китайские суда были и крупнее, и удобнее европейских до середины XV в., когда почти одновременно в Европе была изобретена каравелла.

С начала нашей эры появляются первые упоминания о взрывчатых веществах. В танское время их использовали как зажигательное средство, в ракетах для фейерверков и в хлопушках, применявшихся для подачи сигналов в армии. В 1232 гарнизон Кайфына при обороне города от монголо-татар впервые в истории применил пушки.

III – V вв.н.э. – самая поздняя дата изобретения китайцами фарфора. В сунское время появляются первые высокохудожественные фарфоровые изделия, которые уже в XIV в. вывозятся во все страны мира.

География

Уже IX—VIII веках до н. э. в Древнем Китае при выборе места для постройки крепости составляли карты подходящих участков. В III веке до н. э. появляются сочинения целиком посвящённые географии, компас и прибор для измерения расстояния, «Региональный атлас» Китая. Начиная с III и до XIII века китайская картография стала более совершенной, нежели в Европе.

Начиная с I века нашей эры официальные китайские тексты содержали географические разделы, которые зачастую были огромными списками названий мест и административных делений, контролируемых правящей династией, описаний горных хребтов, речных систем, налогооблагаемой продукции и т. д. Древний китайский историк Бань Гу (32-92) начал традицию создавать географические справочники, которая была популярной в периоды Южных и Северных Династий и династии Суй. Местные справочники содержали большой объём географической информации, хотя из создатели не были профессионалами.

C V века китайские географические документы начинают содержать всё больше конкретной информации и меньше мифической составляющей (Го Пу - энциклопедист). В более поздние периоды династий Сун (960—1279) и Мин (1368—1644) появилось гораздо больше систематической и профессиональной географической литературы по собственным регионам: Сун Фан Чэнда (1126—1193), Шэнь Ко (1031—1095), На-синь, Сюй Сякэ (1587—1641). Китайцы также занимались сбором географической информации зарубежных регионов. Дипломат династии Тан (618—907 гг н. э.)Ван Сюань-цэ в VII веке путешествовал в ИНдию, после чего написал книгу «Описание Западного края в период великих Тан», которая содержала массу географических данных.Такие китайские географы как Цзя Дань (730—805) также описывали свои заграничные походы. В своей работе Цзя Дань описывает морской путь ко входу в Персидский залив, где средневековые иранцы воздвигли в море декоративные колонны, служащие маяками. В период династии Сун посол Сюй Цзин описал в 1124 году своё путешествие в Корею в книге «Иллюстрированная история посольства в Корею в период правления Сюань-Хэ». География средневековой Камбоджи (Кхмерской империи) описана в книге «Записки об обычаях Камбоджи», которая была написана Чжоу Дагуанем в 1297 году. После морских экспедиций Чжэн Хэ (1405-1433) появились записи о его путешествиях.

У каждой национальности Китая сложился свой образ жизни, отражающийся в питании, одежде, жилище, обычаях, обрядах и т.п., на который наложили отпечаток природные, социальные, экономические и другие факторы.

Так, на юге страны основным продуктом питания является рис, тогда как жители северных районов предпочитают мучные продукты. Существуют различия по национальностям в пище, в одежде.

Традиционное жилище ханьцев - дом с двором, окруженный стеной. Кочевники Внутренней Монголии, Синьцзяна, Цинхая и Ганьсу живут в юртах. Народности дай, чжаун, буи и многие другие нацменьшинства Южного Китая строят из бамбука двухэтажные дома на сваях, называемые " ганьлань".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.