Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешняя политика Сасанидского государства






главным здесь была борьба с Римом за сирийские области и Закавказье и с Кушанами — за области Восточного Ирана и Средней Азии. Война с Римом началась уже при основателе династии, и ее первый этап завершился в 244 г. признанием двойного (Риму и Ирану) подчинения Армении. Затем Шапур I вел войны с Кушанами на востоке. В итоге следующей войны Ша-пура в 260 г. римский

император Валериан потерпел поражение и попал в плен. Менее успешно складывались

отношения Шапура с арабами.

Особую активность внешняя политика Ирана приобрела при Шапуре II (309—379), который вел

упорные войны с Римом и Кушанами, фактическими союзниками Рима.

Войны на западе шли с переменным успехом и привели к

разорению Армении и Месопотамии. Уже после смерти Шапура II, в 387 г., между Римом и

Ираном был заключен договор о разделе Армянского царства, а на востоке Шапур к концу своего

правления сокрушил Кушанское государство, западные владения которого перешли к Сасанидам.

Это привело к конфронтации Сасанидов с их недавними союзниками — эфталитами,

которые надолго стали главным противником Ирана на востоке.

После раздела Армении римско-иранские отношения некоторое время оставались мирными и даже

дружескими.

Для Ирана и Византии Закавказье имело важное значение и как барьер против гуннских племен

Восточной Европы.

Однако во второй половине V в. основное внимание Сасанидов было сосредоточено на востоке, где

Йаздигерд II и его преемник Пероз вели упорную борьбу с эфталитами. Пероз даже попал к ним в

плен (482 г.).

Сын Пероза, Кобад, долгие годы провел в качестве заложника у эфталитов; позднее в войнах с Византией этот шах (488—531) пользовался их поддержкой.

Война Ирана с Византией велась с перерывами более тридцати лет, с переменным успехом для

обеих сторон. Хосров пытался захватить византийскую Сирию и Западную Грузию, но в конечном

счете успеха не добился, и мир 561 г. сохранил прежние границы между державами.

Хосров в 563—567 гг. разгромил эфталитов, которые вели борьбу с возникшим Тюркским

каганатом.

Крупнейшим успехом Сасанидов был захват Йемена и вытеснение оттуда эфиопов, союзников

Византии. А затем началась новая война с Империей (572 г.), не закончившаяся до смерти Хосрова

I. При преемниках Хос-рова византийское правительство заключило союз с тюрками на востоке и

северокавказскими кочевниками в Предкавказье. В итоге после ряда поражений персидских войск

был заключен мир 591 г., невыгодный для Ирана. Внук Хосрова I, Хосров II Парвиз, смог

удержаться на престоле при поддержке Византии, тогда как его противник Бахрам Чубин

пользовался помощью тюрок.

Хосров II

использовал убийство императора Маврикия Фокой в 602 г. как предлог для начала новой боль-

шой войны с Империей. Эта война продолжалась до убийства Хосрова в результате придворного

заговора в 628 г. Первоначально персы одержали ряд побед, захватили Сирию, Финикию,

Палестину, центральную часть Малой Азии, дважды подходили к Константинополю и даже

овладели Египтом. Однако силы шаханшаха были истощены, и закрепить эти успехи он не смог.

Государственной религией сасанидского Ирана был зороастризм, при Сасанидах была

кодифицирована Авеста — сложный комплекс зороастрийских текстов разного времени. Про-

изошло это, очевидно, в III—IV вв. (в основном стараниями мобеда Тан-сара).

В пределах Ирана еще в парфянский период появились христианские общины.

Месопотамия издавна стала пристанищем для иудейских общин. Здесь был разработан «Вавилонский

талмуд» — один из двух вариантов этого свода комментариев иудаизма.

В восточных же областях Ирана получил распространение буддизм.

К концу сасанидского времени сложилась значительная литература на

среднеперсидском языке, которая включала не только Авесту и другие зороастрийские тексты

(Денкарт, Бундахишн), но и настоящую светскую литературу разного содержания и

происхождения. Впрочем, и содержание Денкарт и Бундахишн было не только религиозным. В

Бундахишн, например, вошли древнеиранские мифы о легендарных царях Ирана (Пишдадидах,

Кайанидах и др.), о сотворении мира и т.д.

В последний период правления Сасанидов возникли и исторические сочинения, которые

назывались «Хвадай-намак» («Книги владык»).

Стихотворное изложение некоторых

образцов «Хвадай-намак» имеется у Фирдоуси. Эти сочинения в основном содержали историю

сасанидских шахов, и изложение велось по годам их правления.

Существовали и другие исторические произведения, прежде всего типа биографий (Арташира I,

Маздака, Бахрама Чубина и т.д.). Из них сохранилась первая — «Карнамак-е Артахшир-е

Папакан» («Книга деяний Арташира, сына Папака»), написанная около начала VII в. Эта книга

излагает легендарную биографию основателя династии Сасанидов.

На иранской почве перерабатывались произведения, пришедшие из Индии и других стран. Пример

— книга «Хазар афсане» («Тысяча сказок»), переложенная с одного из индийских языков на

среднеперсидский. Позже ее арабский перевод стал основой знаменитой «Тысячи и одной ночи».

В Иране той поры высокого уровня достигли переписка и оформление рукописей.

Значительное развитие получило право. Существовали специальные школы правоведов,

комментировавшие юридические акты с учетом мнений юристов разных эпох. Сохранился один

памятник такого рода — «Матагдан-е хазар датастан» («Книга тысячи решений»), составленный в

последние годы существования Сасанидского государства.

Возникла и научная литература (медицинская, географическая и т.д.). При Хосрове I в Иране

нашли убежище сирийские и греческие врачи, основавшие в г.Гундешапуре медицинскую школу.

С сасанидским Ираном связано совершенствование индийской игры в шахматы и изобретение

новой, ставшей затем популярной на Востоке, — нардов.

Высокого уровня достигли в Иране строительная техника и архитектура. Об этом свидетельствуют

развалины столицы, Ктезифона, ряд памятников в Фарсе и других областях Ирана. Один из самых

величественных памятников Сасанидов находится на нашей территории — это крепостные сооружения Дербента, построенные в основном в VI в.

Высокого искусства достигла в сасанидском Иране

чеканка по серебру, образцы которой в виде чаш и других предметов имеются в собрании

Государственного Эрмитажа и других музеев. Сохранились высокохудожественные образцы

чеканки золотой и серебряной монет практически всех сасанидских шахов. На лицевой стороне

изображается шаханшах Ирана с надписью типа «поклоняющийся (Ахура) Мазде, владыке, царь

царей Ирана, происходящий от богов». На монетах изображались и шахские короны.

НАТАША Ц. В 226 г. À рдашир стал главой государства. Он правил до 241 г., положив начало правлению династии Сасанидов (226—651 гг.). Сасаниды провозгласили себя наследниками древних ахеменидских царей. À рдашир I был зороастрийцем не толерантен.Между Сасанидами и Римской империей шла почти непрерывная война. Границы Сасанидской державы сложились в основных чертах при втором правителе — Шапуре I (241—272 гг.). Сасанидский Иран представлял собою крупнейшее госдарство Передней À зии того времени. Во главе империи стоял шаханшах (царь царей). Строгого порядка наследования не было, но государь должен был обязательно происходить из дома Сасанидов. Во главе административного аппарата стоял вазург-фрама-дар (великий распорядитель). Круг его обязанностей не был строго регламентирован. Сасанидское государство стремилось к централизации. Самостоятельные города исчезали и на их месте возникали административные центры — царские ставки под властью царских же чиновников. Крупнейшим городом была столица Тизбон В III—VII вв. в Иране шел процесс выделения из сельской общины (кеда) земельных собственников. Верхушку этих собственников составили дехкане. Общество четко делилось на четыре сословия: жрецов (магов), воинов, чиновников и земледельцев. К привилегированным кастам, не платившим податей, принадлежали жрецы, воины и чиновники. При Сасанидах было кодифицировано иранское право, представлявшее сложную и продуманную систему. Государственной религией Ирана был зороастризм. Превращение зороастризма в государственную религию вызвало появление ересей. Важнейшими из них были манихейство и маздакизм. Правительство Хосрова I À ноширвана (531—579 гг.) реформы, главной из которых была податная. Устанавливались постоянные ставки обложения земель. В эк более развитых, а также в пригородных районах была введена подать деньгами. На протяжении эпохи Сасанидов шел процесс языковой консолидации иранских этносов. Р






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.