Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сасанидский Иран.






ЛЮДА У. Парфянская держава не являлась централизованным государством. В иранских областях сидели полунезависимые, а порой и полностью самостоятельные

правители, которых поздняя среднеперсидская традиция именует катак-хватаями (букв,

«домовладыками»). В официальной титулатуре они назывались шахами (царями), тогда как

парфянский государь носил титул шаханшаха (т.е. царя царей). Одним из таких шахов был

правитель Парса (Персиды), откуда некогда вышла династия Ахеменидов.

В 20-х годах III в. правитель Парса Арташир, сын Папака и внук Сасана, поднял восстание и в течение нескольких лет победил и лишил власти последнего парфянского владыку — Артабана V в 227—229 гг.

Борьба Арташира с Артабаном была трудной, поскольку не все местные правители поддержали

восстание. Завершился уже в правление сына и наследника Арташира — Шапура I (241—272).

Именно при нем в состав Сасанидской державы были включены Армения, часть Хорасана, ряд районов Месопотамии. Именно Шапур принял официальный титул «царя царей (шаханшаха) Ирана и не-Ирана», тогда как Арташир именовался просто шаханшахом..

Парфия и Парс относились к Ирану, и никаких существенных этнических отличий между ними не было.

Структура государства; сохраняли свое значение знатнейшие иранские роды (Суренов, Каренов, Михранидов и т.д.), которые известны в парфянское время.

В Сасанидском государстве официально существовало различие между Ираном (Эраншахр) и не-

Ираном (Ан-Иран). Первоначально это подразумевало этнорелигиозное различие между иранцами

(персами, парфянами, мидийцами и т.д.), исповедовавшими зороастризм, и неиранскими народами

и племенами, придерживавшимися иных культов. Однако затем к «Ирану» стали относить все страны и области, входившие в состав державы Сасанидов.

В ту пору различия между отдельными иранскими языками не были слишком велики.

Границы Сасанидской державы сложились в основных чертах при втором шаханшахе —

Шапуре I. В последующем они претерпевали изменения, однако незначительные и временные. На

западе и северо-западе изменения пределов Сасанидского государства были связаны главным образом

с римско (византийско)-иранскими отношениями.

Кроме того, на ситуацию в Закавказье определенным образом влияли кочевые союзы юго-востока Восточной Европы. На юго-западе, в непосредственной близости

от политического центра державы, ирано-римская (византийская) граница была довольно стабильна и

проходила неподалеку от нижнего и среднего Евфрата, где начинались кочевья арабских племен. Из

двух небольших арабских государств Сирийской пустыни (Гассанидов и Лахмидов) первое было

связано с Византией, второе — с Ираном.

Сложнее вопрос о восточных пределах Сасанидского государства.

Для III—IV вв. в распоряжении ученых имеются сасанидские

надписи, которые достаточно рельефно обрисовывают восточные владения Сасанидов.

Известно, например, что в надписи Шапура I даже Рим называется данником Ирана,

а ведь этого никогда не было. Поэтому утверждения надписей сасанидских шахов относительно их

владений на востоке должны восприниматься критически и по мере возможности проверяться по

другим источникам.

Есть данные о захвате Сасанидами территорий современного Афганистана (ранее

входивших в состав Кушанской империи).

Но эти сведения далеко не во всем достоверны.

Видимо, окончательное завоевание Кушанского царства произошло в IV в. при Шапуре II, и это

привело к включению в состав Ирана кушанских владений на территории современных Афганистана и

Пакистана. Однако позже, в V в., здесь шли постоянные войны с эфталитами, а затем, в VI в., с

тюрками, что приводило и к дестабилизации границы.

Таким образом, Сасанидская держава представляла собой обширную империю, населенную разными

народами, находившимися на неодинаковом уровне социального и экономического развития.

В Иране той поры существовали два основных сектора экономики — земледельческий и кочевой,

включая и многочисленные переходные формы.

Оседлое население (занимавшееся и скотоводством) преобладало в политическом и экономическом центре государства — Саваде (совр. Ирак). В этом районе существовала хорошо налаженная сеть водоснабжения, на которой и базировалось сельское хозяйство.

Земледелие сосуществовало с различными формами

кочевого и полукочевого скотоводства, преобладая в оазисных зонах Хорасана, Мидии, Фарса,

Азербайджана и некоторых других областей. Возделывались различные зерновые культуры,

прежде всего ячмень и пшеница, а также (в Саваде) рис. В Саваде и Южном Иране большое

значение имела финиковая пальма. Садоводство и виноградарство были распространены

повсеместно. В Хузистане, Саваде, Кермане, Фарсе возделывался сахарный тростник.

Кочевое и полукочевое население обитало во всех областях Ирана.

Называли их в ту пору, да и позже курдами.

Города: В предшествующие эпохи (селевкидскую и парфянскую) города Ирана, особенно его

западной части, были самоуправляющимися организмами типа античного полиса. В сасанидское

время городами управляли представители центральной власти. Интенсивно

строили города в III—IV вв. как на западе, так и на востоке державы. Крупнейшим городом была

столица, Тизбон (или Ктезифон). Расположенная по

обоим берегам Тигра (Диджлы), она получила у арабов наименование ал-Мадаин («города»).

Собственно Ктезифоном была восточная часть города, тогда как западная (деревня Селевкия)

носила название Вех-Арташир. Сасанидская столица была большим, населенным городом, с рынками, ремесленными кварталами, царскими дворцами и

строениями знати. Знамениты были царские парки.

При Шапуре II возник город Нейшапур в

Хорасане, позже ставший центром восточной части Сасанидской империи.

В целом для сасанидского времени характерен расцвет городов и городской жизни, что

представляет резкий контраст с ситуацией на территориях, граничивших с Ираном с запада.

Общественный строй:

Позднесасанидское время, наступившее после событий V—VI вв.характеризуется уже появлением

раннефеодальных отношений и ломкой древнеиранских социальных институтов, связанных с

архаичными сословиями и агнатическими группами.

Все население делилось на две основные категории: полноправные члены общин («граждане») и неполноправные лица. Среди последних были и рабы. Община (наф) была агнатической группой- «гражданская группа», «гражданская община». Агнатические группы (общины) были весьма различными по своему юридическому и тем более реальному социальному положению. «Рядовые» представители нафов были азатами, т.е. занимали привилегированное положение в государстве, однако все «граждане» именовались шахиншах бандак (букв, «рабы шахан-шаха»).

Были так называемые сословия (пешак). Первоначально сословий в Иране было четыре: жрецы,

воины, земледельцы и ремесленники. Существовали главы сословий, такие главы сословий, как

мобедан мобед (глава зороастрийского духовенства), вастриошан салар (глава сословия земледельцев),

известны достаточно хорошо.

Раб являлся основным производителем материальных благ.

 

Таковыми были общинники, первоначально члены нафов, оформившиеся позднее (очевидно, в VI

в.) в особую категорию — рам (простонародье).

Выделяется общинная верхушка - дехкане (букв, тоже «общинники», «жители деревни»).

Иран на рубеже V—VI вв. переживал острейший социальный кризис. Господство родовой знати и зороастрийского духовенства вызывало все большее недовольство среди самых широких слоев населения. Все это и вылилось в мощное социальное движение, которое по имени его главы (Маздака) принято называть маздакитским. Маздак был иранцем (отец его также носил иранское имя — Бамдад). По-видимому, он принадлежал к жреческому сословию. Участники движения: самые широкие слои населения Ирана.

Среди приверженцев Маздака были бедняки, надеявшиеся улучшить свое положение. Выражая интересы этой части населения, Маздак выдвинул лозунг имущественного и

социального равенства.

Однако создается впечатление, что ведущую роль в движении играли дехкане, стремившиеся

выйти на более широкую общественную арену и потеснить родовую знать.

Родовая знать (озимы арабских источников) и духовенство ответили дворцовым переворотом. Однако Кобад через два года с помощью эфталитов вернул престол. Последовали репрессии.

Сам он, по-видимому, настолько запутался в своих взаимоотношениях с разными группами маздакитов, что инициативу перехватил его сын Хосров. Он пользовался поддержкой дехкан,

сумел привлечь на свою сторону зороастрийское духовенство, которое предпочло союз с дехканами. В конце концов Хосров задушил восстание.

В итоге в выигрыше оказались дехкане, которые получили равные права со старой родовой

знатью.

Зороастрийское духовенство сохранило свою силу. Старые сословия формально уцелели.

Практически было уничтожено военное сословие, оплот родовой знати. Военная и

административная реформы Хосрова I: 1. укрепили это законодательным путем. Главой военного

ведомства стал сам шаханшах, и ему была подчинена вся военная машина государства. Для службы в

армии стали усиленно привлекать представителей дехкан.

2. укрепили власть главы державы. Еще в начальный период Сасанидов (III—IV вв.) было ликвидировано большинство вассальных государств, столь типичных для парфянского периода. 3.Завершающий период государственной централизации, государство было разделено на четыре большие части (куст): западную, восточную, северную и южную.

Кусты делились на марзпанства и на останы, которые, в свою очередь, состояли из тасуд-жей.

4. налоговая реформа Хосрова I, обеспечившая постоянные ставки земельных

податей в деньгах (хараг) независимо от урожая, но в зависимости от обрабатываемой площади и

возделываемых культур, установлена регулярная подушная подать (гезит) для всего

податного населения (рам).

Реформы временно укрепили государство.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.