Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Белорусская народная песня.






Современная белорусская музыка весьма разнообразна в жанровом смысле. Она вобрала в себя многое из современной общемировой музыки. Не считая некоторых национальных особенностей, она в общем развивается по общемировым законам.

Народное музыкальное искусство Белоруссии соприкасается с народной музыкой русского и украинского народа, западных и южных славян, значитительная группа старинных песен связана с календарными обрядами, существовавшими у земледельческие народов. Распространены колядки, щедровки, веснянки, волочебные, юрьевские, троицкие, купальские, жнивные, косарские, осенние песни. Многообразны песни семейно-обрядового цикла: свадебные, крестинные, колыбельные, причитания. Широко представлены хороводные, игровые, плясовые и шуточные песни. Лирические песни разделяются на жанрово-тематические группы: любовные, балладные, казацкие, рекрутские, солдатские, чумацкие, песни крестьянской вольницы.

Белорусская песня прошла долгий путь своего формирования и развития: истоки – в народных песнях и фольклорных мотивах, в «Батлейке»; в XV в. появляются авторы песнопений и составители рукописных нотных сборников. В это время наблюдается тесная связь белорусской певческой гимнографии с народной песенной культурой.

В эпоху Возрождения главным местом, где развивалось профессиональное музыкальное искусство, были храмы. Развитие светской вокальной и инструментальной музыки особенно заметно началось с XVI в., когда при королевских, великокняжеских дворах создавались музыкальные коллективы, в которых работали талантливые местные и зарубежные музыканты. В Гродно с 1543 года при дворе Стефана Батория для обслуживания торжеств великосветской знати существовала " Литовская капелла" в составе 15 местных музыкантов. Несколько позже в некоторых городах Беларуси (Несвиж, Слоним, Гродно, Деречин) стали появляться музыкальные театры.

В развитии белорусского музыального фольклора большую роль сыграла русская революционная рабочая песня начала 20 в. Она оказала влияние на мелодику белорусской народной песен. Некоторые народные песни созданы на слова белорусских поэтов (М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Коласа, К. Буйло). При Советской власти появились новые народные песни, развивающие традиции дореволюционных песен и черпающие содержание из современной жизни.

В XIX в. усилился интерес к белорусской народной песне. Композиторы все чаще обрабатывали их и использовали в концертной деятельности.

Первыми государственными музыкальными учреждениями на Беларуси были Народные консерватории в Витебске (1918), Гомеле (1919), Бобруйска (1921). В 30-е годы ХХв. в Белорусской консерватории (с 1994 Белорусская академия музыки) сформировалась национальная композиторская школа, у истоков которой стоял ученик Н.А. Римского-Корсакова – профессор Василий Золотарев. В композиторском творчестве 1920-50-х значительную роль играл национальный фольклор, массовые песни и национальный музыкально-театральный репертуар.

Многие песни созданы самодеятельными композиторами и народными хоровыми коллективами (хоры сёл Большое Подлесье, Озёрщина, Присынки и др.). Старинные народные белорусские песни в своей основе одноголосны, часто исполняются в гетерофонной манере. Для них характерна волнообразная мелодика сжатого диапазона с поступенным движением и скачками на кварту или квинту, развитая орнаментика, гибкость ритмики, разнообразие исполнительских приёмов. Песни диатоничны. Текстам свойственна силлабичность (при пении встречаются вставные гласные, образующие искусственные слоги). Наиболее характерны чётные размеры, разнообразная метрика. Встречаются сложные и сметанные такты. Многоголосие в нар. песне Белоруссии начало развиваться в 80-е гг. 19 в. Основная мелодия проводится в нижнем голосе, а в верхнем - сольная импровизация. Встречаются 3-голосные созвучия. Песни в быту исполняются без сопровождения, за исключением шуточных и частушек, которые поются под аккомпанемент гармоники (баяна). Ряд белорусских народных песен использован в произведениях русских и польских композиторов-классиков: в " Большой фантазии" Шопена, Первой симфонии Глазунова, операх " Снегурочка" и " Млада" Римского-Корсакова, " Литовской рапсодии", " Трёх симфонических песнях" Карловича, операх Монюшко (уроженца Белоруссии) и других.

Широкая систематическая работа по собиранию и изучению белорусского музыкального фольклора началась только после Великой Октябрьской социалистической революции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.