Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, стадии и структура (элементы) механизма правового регулирования (МПР)






Основное предназначение МПР с помощью правовых средств удовлетворить интересы субъектов правоотношений. Правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов, которые обеспечивают достижение тех интересов, которые преследуют субъекты правоотношений.

Механизм правового регулированияэто система правовых средств, способов, посредством которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Использование данного понятия позволяет

- не только систематизировать многообразные средства правового воздействия на общественные отношения,

- но и определить место каждого из них в системе правового регулирования.

Целью МПР является - обеспечить действенность правовых норм, т.е. их в «оживлении» (придании динамики), сцеплении их с ЮРИДИЧЕСКИМИ ФАКТАМИ и, соответственно, удовлетворение выраженных в праве интересов отдельных лиц, организаций, государства, всего общества в целом.

Вопрос: с какого момента начинается регулятивное воздействия права? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны знать СТАДИИ правового регулирования.

Правовое регулирование включает следующие стадии:

(1) Первая стадия правового регулирования – начинается с издания нормы права. Формулируется правило поведение, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения.

Именно с этой стадии начинается регулятивное воздействие права.

Нормы права представляют собой исходную юридическую базу для правового регулирования, так как в ней заложена модель нужного поведения, сформулированная в диспозиции. От вида нормы права (запрещающая, обязывающая, управомачивающая, рекомендательная) зависит характер поведения субъектов права.

На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, неиндивидуализированное воздействие права. Изданная норма права ориентирует участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных (положительных), так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования.

Кроме того, на первой стадии реализуются информативные возможности права и эти самым оказывается воздействие на сознание, волю, а значит и на активное поведение людей в сфере правового регулирования.

(2) На второй стадии правового регулирования происходит индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей, т.е. установление субъективных прав и субъективных юридических обязанностей. С возникновением (изменением, прекращением) юридических фактов, возникают у участников индивидуализированные отношения в форме субъективных прав и юридических обязанностей. Вторая стадия – это стадия активной работы элемента правового регулирования, именуемого п р а в о о т н о ш е н и е м.

(3) Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов права, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении). На третьей стадии правовое регулирование достигает своих целей – позволяет субъекту достичь того интереса к которому он стремился.

Напр., если в СМИ были опубликованы, порочащие честь и достоинство гражданина информация, и если в ходе судебного разбирательства будет установлено не соответствие действительности, потерпевший вправе реализовать свое право требовать через суд материального возмещение за причиненный моральный вред.

(4) Четвертой стадией правового регулирования является применение права, т.е. воплощение в жизнь субъективных прав и юридических обязанностей, где правовое регулирование достигает своих целей — позволяет интерес субъекта (управомоченного лица) удовлетворить.

Акты применения права представляют собой властные веления компетентных органов, которые приводят требования норм права в жизнь Это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь — осуществляются в поведении конкретных субъектов.

Акты применения права могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании.

При соблюдении субъект воздерживается от соверше­ния действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом свои собственные интересы и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению.

При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять интересы управомоченного лица и не ставить ему препятствий в какой-либо форме (невыполнение, частичное невыполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов, противореча­щих интересам контрагента и т.п.).

При использовании субъект (управомоченное лицо) получает благо, ценность, удовлетворяет личные интересы. При этом он не должен препят­ствовать удовлетворению интересов других лиц, а также общественных интересов в охране и защите (иначе произойдет злоупот­ребление правом).

(5) Пятая стадия правового регулирования является ФАКУЛЬТАТИВНОЙ (факультативной называется потому, что осуществляется только лишь в случае возникших препятствий по реализации субъективного права управомоченного лица).

Эта стадия вступает в действие тогда, когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения.

В таких условиях управомоченный имеет еще одно средство: право на защиту, с помощью которого он, через специальные органы возбуждает правоприменительный процесс.

Нарушившая сторона в рамках охранительных правоотношений приобретает новый статус, где на первом плане выделяется ЮРИДИЧЕСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ, которая выражается в необходимости претерпеть применение к ней мер принудительного свойства.

 

Исходя из стадий правового регулирования следует рассмотреть с каких структурных элементов, составных частей состоит механизм правового регулирования (МПР).

По мнению большинства теоретиков права к структурным элементам механизма правового регулирования относятся:

(1) Нормы права - это основа, двигатель всего механизма пра­вового регулирования. В них указывается, что дозволено, что разрешено, что необходимо делать, каковы последствия соблюде­ния или несоблюдения содержащихся в них предписаний. Все остальные элементы механизма правового регулирования так или иначе обусловлены нормами права, т.е. носят поднормативный характер. Правовые нормы определяют правовые статусы субъектов права, в рамках которых возникают их субъективные права и обязанности. Вследствие этого правовые нормы отно­сятся к объективному (позитивному) праву.

Иногда в качестве элемента механизма правового регулиро­вания наряду с нормами права называют нормативные правовые акты. Но нормативный правовой акт - это один из источников права, содержащий правовые нормы. Поэтому нет смысла рассматривать нормы права и нормативные акты в качестве самостоятельных элементов МПР. К тому же, идя по этому пути, пришлось бы перечислять и рассматривать все иные источники (формы) права как содержащие правовые нормы.

(2) Юридические факты - один из важнейших элементов МПР, без которого невозможно преобразование абстрактных ста­тутных правовых положений в конкретные (персональные) возможности субъектов права. Персональные (субъективные) права и обязанности появляются, таким образом, только при наличии предусмотренных правовыми нормами реальных жиз­ненных ситуаций (событий, деяний, составов, состояний).

(3) Субъективные права и обязанности - это возникающие в пределах, предусмотренных правовыми нормами, и вследствие определенных юридических фактов точные меры соответствен­но возможного и должного поведения конкретных субъектов права. Они служат средствами преобразования общих предписа­ний, правовых моделей поведения в акты конкретного поведе­ния персонально определенных лиц.

(4) Формы (виды, акты) реализации права - это деяния конк­ретных субъектов права по претворению в жизнь своих субъек­тивных прав и обязанностей. К ним относится соблюдение, исполнение и использование правовых норм.

В качестве особой формы реализации права рассматривается применение правовых норм, представляющее собой индивидуализированное властное предписание. Такие властные предписания (акты применения правовых норм) в зависимости от определенных обстоятельств направлены

- на возникновение у субъектов права конкретных личных прав, их обеспечение и защиту,

- а также на возникнове­ние и осуществление субъективных обязанностей, вплоть до юри­дической ответственности.

(5) Важную роль в механизме правового регулирования игра­ют разнообразные меры правового воздействия на субъектов права, на их сознание и волю. Диапазон их чрезвычайно широк - от правового признания тех или иных возможностей субъектов права до жестких карательных средств.

К ним относятся:

- меры позитивного признания (регистрация юридического лица, поли­тической партии, брака);

- меры поощрения (благодарности, на­грады, повышения по службе);

- меры негативного признания (ре­зультаты служебных расследований, подтверждающие соверше­ние правонарушений);

- меры предупреждения и профилактики (возмездное изъятие охотничьего оружия у лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, административный надзор за лица­ми, освободившимися из мест лишения свободы);

- меры защиты (взыскание алиментов на содержание детей, восстановление на службе неправомерно уволенного лица, принудительный возврат долга, имущества);

- меры юридической ответственности (возме­щение материального ущерба и морального вреда, возложение дисциплинарного и административного взыскания, уголовного наказания).

(6) В качестве своеобразных элементов МПР в теории права признаются правосознание и ре­жим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности. Правосознание и законность представля­ют собой как бы ту атмосферу, вне которой механизм правового регулирования не может функционировать. От уровня правосоз­нания (правовой культуры) населения, должностных лиц госу­дарственных органов, особенно правоохранительных, от состоя­ния законности прямо зависит эффективность механизма пра­вового регулирования.

В ы в о д ы: исследование механизма правового регулирования имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Знание и осознание значения всех его элементов позволяют законодате­лю эффективно использовать в законотворчестве все многооб­разные юридические средства в сочетании с неюридическими для формирования эффективной системы законодательства.

Знание механизма правового регулирования, функциональной роли и соотношения всех его элементов позволяет грамотно и продуктивно осуществлять правореализующую деятельность.

 

 

 

 


1 Информационный аспект предполагает воздействие самого содержания правовых норм (предусмотренных в них стимулов, запретов, ограничений, ответственности и т.п.) на поведение лю­дей и его мотивацию.

Воспитательный аспект отражает идеологическое, нрав­ственное, педагогическое воздействие права, всей правовой дей­ствительности на субъектов права, на правосознание личности, социальных групп, всего населения страны.

Социально-ценностный аспект заключается во взаимосвя­зи правовых и иных факторов (экономических, политических, идеологических), позволяющих оценивать полезность, эффектив­ность, охранительную направленность права, обеспечивающих со­циальную защищенность граждан.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.