Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения






Прокурор — это собирательное понятие, охватывающее Генераль- ного прокурора РФ, подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уго- ловном судопроизводстве и наделенных соответствующими полно- мочиями федеральным законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК). Его процессуальные функции включают осуществление от имени государ- ства уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, но в пределах тех полномочий, кото-


рые определены процессуальным законом (ч. 1 ст. 37 УПК). Реформа предварительного следствия 2007–2010 гг. существенно изменила полномочия прокурора по осуществлению функции уголовного пре- следования, под которым понимается процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозрева- емого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК). Про- курор был лишен таких важных полномочий, как право возбуждать уголовные дела, участвовать в производстве следствия или отдельных следственных действий, самостоятельно производить следственные действия, осуществлять процессуальное руководство следователем, отменять его незаконные акты и т. п. Без полномочий такого рода возможности прокурора осуществлять уголовное преследование в досудебном производстве существенно ограничены. Эту функцию в современном процессе прокурор осуществляет, в основном участвуя в качестве государственного обвинителя в судебном производстве.

Разделение функций процессуального руководства следствием и прокурорского надзора за ним привело к повышению роли и зна- чения прокурорского надзора в обеспечении качества и законности следствия, однако и такие полномочия прокурора также сокращены. Например, он не может отменять незаконные постановления сле- дователя (за исключением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела), не может самостоятельно вносить изменения в об- винительное заключение при его утверждении, прекращать уголовные дела и т. п. Реформа предварительного расследования не завершена, и органы прокуратуры вносят новые предложения по уточнению и раз- витию полномочий прокурора по надзору за следствием и участию в уголовном преследовании. Поэтому при изучении процессуального положения прокурора необходимо внимательно следить за возмож- ными изменениями закона.

Полномочия прокурора как участника процесса на стороне об- винения в целом вытекают из его полномочий как органа надзора за законностью, но учитывают специфику уголовного судопроизводства. Поэтому среди процессуальных полномочий прокурора (ст. 37 УПК) можно выделить несколько групп.

1. Общие полномочия, обусловленные функцией прокурорского над- зора и уголовного преследования: а) право проверять соблюдение закона

при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; б) своим постановлением направлять в органы следствия или дозна- ния материалы для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам, выявленным самим прокурором; в) требовать предоставления возможности ознакомиться с материалами дел, находящихся в произ-


водстве следователя, дознавателя; г) рассматривать жалобы участников процесса (ст. 123–124 УПК) и требовать от органов дознания и след- ствия устранения допущенных ими нарушений законодательства; д) разрешать вопросы о передаче дел по подследственности между органами расследования различных ведомств, а также от органов до- знания органам следствия.

2. Полномочия по надзору за следствием, будучи отделены от про-

цессуального руководства следствием, не позволяют прокурору вме- шиваться в деятельность следователя и осуществлять оперативное взаимодействие со следователем в процессе расследования. Прокурор в отношении следователя вправе лишь: а) проверять законность и обо- снованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении или приостановлении следствия и отменять их, направляя для до- полнительной проверки (ч. 6 ст. 148 УПК, ч. 1.1 ст. 211, ч. 1 ст. 214 УПК); б) утверждать обвинительное заключение или возвращать дело следователю для дополнительного расследования (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК); в) рассматривать представленную руководителем следствен- ного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора; г) в случае подобного несогласия прокурор вправе обра- щаться последовательно к руководителям вышестоящих следственных органов, а при их несогласии — к Генеральному прокурору, решение которого является окончательным.

3. Полномочия по процессуальному руководству и прокурорскому надзору за органами дознания сохранились у прокурора почти в том объеме, в каком они были до 2007 г. относительно всех органов пред-

варительного расследования. Процессуальные полномочия проку- рора в отношении органов дознания органически сочетают надзор за законностью деятельности органов дознания и руководство этой деятельностью, обеспечивая его участие в уголовном преследовании в ходе дознания.

Прокурор вправе: а) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и о производстве необходимых след- ственных действий; б) давать согласие на возбуждение дознавателем ходатайства перед судом о производстве тех процессуальных действий, которые допускаются лишь на основании судебного решения; в) от- менять незаконные и необоснованные постановления дознавателя; г) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоот- воды; д) отстранять дознавателя от дальнейшего производства по делу в связи с нарушением закона; е) утверждать постановления дознавателя о прекращении дела; ж) утверждать обвинительный


акт или обвинительное постановление или возвращать дело для до- полнительного дознания или прекращать производство по делу (п. 2 и 3 ч. 1 ст. 226 УПК).

4. Полномочия прокурора в судебных стадиях. В ходе судебного

производства прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. В этих стадиях полно- мочия прокурора регулируются соответствующими нормами Особен- ной части УПК. Прокурор в судебных стадиях не обладает никаким преимуществами и участвует в рассмотрении и разрешении вопросов судом как представитель стороны обвинения. Ему предоставлена определенная процессуальная самостоятельность в оценке материалов дела и доказательств. Поэтому если прокурор сочтет, что по итогам судебного следствия вина подсудимого не доказана, он вправе отка- заться от обвинения полностью или в части. Он вправе также изменить обвинение на менее тяжкое (ч. 7 и 8 ст. 246 УПК). Если в досудебном производстве возникает вопрос, требующий судебного решения (ч. 2 ст. 29 УПК), или в суд обжалуются действия (бездействие), решение следователя, дознавателя, прокурора (ст. 125 УПК), то при их рас- смотрении прокурор участвует в судебном заседании, высказывается о законности и обоснованности по этому вопросу, предлагает свои аргументы для его разрешения судом. Прокурор наделяется и иными полномочиями, предусмотренными в различных стадиях процесса. Следователь — это должностное лицо, уполномоченное в соответ- ствии с УПК производить предварительное следствие по уголовному делу в пределах предоставленной ему компетенции. Компетенция следователя определяется, во-первых, подследственностью уголовного дела, в силу которой в зависимости от квалификации преступления уголовные дела расследуют следователи разных ведомств (Следствен- ного комитета, МВД, ФСБ, ФСКН)1. Во-вторых, компетенция следо- вателя определяется пределами тех полномочий, которыми наделяется

следователь в соответствии со ст. 38 и др.угими УПК.

Следователь наделен правами и несет процессуальные обязан- ности: возбуждать уголовное дело при наличии к тому оснований, в сроки и в порядке, предусмотренном УПК; производить все необ- ходимые следственные действия, обеспечивая всестороннее и полное расследование преступления; своими решениями определять про- цессуальный статус участников, привлекая лиц в качестве обвиняе- мых, признавая потерпевшим, гражданским истцом и т. д. Он вправе

 

1 В настоящее время обсуждается возможность формирования единого след- ственного аппарата. Поэтому необходимо следить за изменениями процессуаль- ного закона, а также закона «О Следственном комитете Российской Федерации».


применять процессуальное принуждение в случаях и в порядке, предусмотренных УПК.

Следователь самостоятельно определяет весь ход и направление расследования. Отстаивая свое внутреннее убеждение по делу, он может обжаловать решения или требования прокурора по данному делу; вправе обжаловать некоторые указания руководителя след- ственного органа (ч. 3 ст. 39 УПК). Вместе с тем его полномочия имеют определенные ограничения. Ряд процессуальных действий или решений следователь вправе производить только по решению суда (ч. 2 ст. 29, ст. 165 УПК). В указанных в законе случаях решения следователя требуют согласия руководителя следственного органа, например, решение о прекращении уголовного дела, обвинительное заключение и т. п. В известной мере следователь подчиняется указа- ниям руководителя следственного органа, например, о направлении расследования, о производстве необходимых следственных действий, о принятии мер, обеспечивающих права участников процесса, и др. Однако следователь является основным субъектом, осуществляющим следствие, и именно он обеспечивает его качество и законность про- изводства по делу. Процессуальная деятельность следователя создает основу для успешного поддержания государственного обвинения, поэтому следователь обязан обеспечивать всесторонность и полноту установления фактических обстоятельств дела и собирать достаточ- ную совокупность доказательств, отвечающих всем требованиям УПК. Деятельность следователя является залогом выполнения на- значения уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК).

Руководитель следственного органа как самостоятельный участ-

ник процесса со стороны обвинения был введен в УПК в 2007 г.. Им является должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК). Независимо от ведомственной принадлежности руководитель следственного органа имеет единые процессуальные полномочия, определенные ст. 39 УПК, но их объем различается в зависимости уровня следственного органа в системе соответствующего ведомства (ч. 5 ст. 39 УПК). Полномочия различаются по цели и содержанию и могут быть сгруппированы по этим основаниям.

Полномочия по процессуальному руководству следствием включают

распределение дел между следователями; решение вопроса об изъятии дела у одного следователя и передаче другому с обязательным объ- яснением оснований; создание следственной группы и определение ее состава и руководителя. Кроме того, руководитель следственного органа вправе участвовать в проверке сообщений о преступлении;


давать письменные указания следователю о направлении расследо- вания дела, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, избрании меры пресечения, квалификации преступления, объеме обвинения, но с учетом правил, установленных в ч. 3 ст. 39 УПК, гарантирующих определенную процессуальную самостоятельность следователя.

Полномочия по осуществлению ведомственного контроля деятель-

ности следователя тесно связаны с первой группой, но имеют иное це- леполагание. Они направлены на своевременное выявление и устране- ние ошибок и нарушений и обеспечение законности, всесторонности и полноты следствия. Эти полномочия включают право руководителя проверять материалы проверки следователем сообщений о совершен- ном преступлении; материалы уголовных дел, находящихся в произ- водстве; отменять незаконные, необоснованные решения следователя, в том числе и решения следователей, дознавателей или руководителей следственных органов, вынесенные ранее по делам, переданным по подследственности. В порядке ведомственного контроля руководитель дает согласие на возбуждение следователем ходатайства перед судом о производстве процессуальных действий, производимых только по решению суда (заключение под стражу, обыск в жилище и т. п.), и при этом вправе лично допросить подозреваемого, обвиняемого, не при- нимая дела к своему производству. Он также разрешает вопросы об отводах следователя или его самоотводе; отстранении следователя от дальнейшего производства в связи с нарушением им УПК; продлении срока расследования; утверждает постановление о прекращении уго- ловного дела; дает согласие на направление уголовного дела с обвини- тельным заключением прокурору (ч. 6 ст. 220 УПК) или возвращает дело следователю для доследования.

Руководитель следственного органа является своеобразным промежуточным органом между следователем и прокурором: если следователь не согласен с требованиями прокурора и не считает не- обходимым их выполнять или намерен обжаловать их вышестоящему прокурору, он должен получить на это согласие своего руководителя. Руководитель вышестоящего следственного органа осуществляет ведомственный контроль за руководителем нижестоящих органов и вправе отменять незаконные и необоснованные решения этих ру- ководителей.

Полномочия по расследованию преступлений также предоставлены

руководителю следственного органа, и он вправе самостоятельно про- верять сообщения о преступлении, возбуждать уголовные дела, при- нимать их к своему производству или быть руководителем следствен-


ной группы при их расследовании. В подобных случаях он обладает полномочиями следователя или руководителя следственной группы. Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные процессуальным законом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК). Статья 40 УПК относит к органам дознания: 1) органы внутренних дел и входящие в их состав управления, отделы, отделения полиции;

2) иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, в том числе органы ФСБ, ФСКН и другие; 3) органы Федеральной службы судеб- ных приставов; 4) органы государственного пожарного надзора ФПС. Органами дознания могут быть и такие должностные лица, как:

1) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 2) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании по делам о преступлениях, совер- шенных на этих судах; 3) руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения государственных органов дознания, по делам о преступлениях, совершенных по месту нахож- дения партий и зимовок; 4) главы дипломатических представительств и консульских учреждений России по делам о преступлениях, совер- шенных в пределах их территорий.

Органы дознания уполномочены участвовать в процессе со сторо- ны обвинения, осуществляя такие виды процессуальной деятельности, как: а) проведение дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (ч. 3 ст. 150 УПК); б) осуществление неот- ложных следственных действий (п. 19 ст. 5 УПК) по возбужденному уголовному делу, подследственному следователю (ст. 157 УПК); в) осу- ществление иных предусмотренных УПК процессуальных действий. Указанную деятельность осуществляют дознаватели — оперативные сотрудники указанных органов дознания по поручению начальника органа дознания или его заместителя (ст. 41 УПК). Закон устанавли- вает, что проведение дознания не может быть возложено на то лицо, которое по данному уголовному делу осуществляло или осуществляет оперативно-розыскные мероприятия. Дознаватель при осуществлении дознания вправе самостоятельно, но в пределах полномочий, опре- деленных УПК, производить следственные и иные процессуальные действия, принимать решения; производить дознание в полном объ- еме; производить неотложные процессуальные действия и передавать дело следователю; выполнять отдельные поручения следователя и на- правлять ему полученные протоколы следственных действий, доку- менты, вещественные доказательства и т. п. Ведомственный контроль


и прокурорский надзор существенно ограничивают процессуальную самостоятельность дознавателя, и он обязан выполнять указания прокурора и начальника органа дознания, хотя и может обжаловать их вышестоящему должностному лицу (ч. 4 ст. 41 УПК).

Процессуальное руководство деятельностью дознавателей осу- ществляет начальник подразделения органа дознания (ст. 40.1 УПК)1. Он вправе поручать дознавателю процессуальную проверку сообщений о преступлении и принятие решений по результатам проверки; про- изводство дознания по делу; производство неотложных следственных действий с последующей передачей дела следователю. Он вправе изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому до- знавателю с объяснением причин. Он может отменять постановления о приостановлении производства по делу или вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных, необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Кроме того, начальник подразделения дознания вправе проверять материалы уголовного дела, давать дознавателю письменные и обязательные для исполнения указания о направлении дознания, производстве следственных действий, избрании мер пресечения, квалификации преступления, объеме обвинения. Эти указания могут быть обжало- ваны дознавателем прокурору или начальнику органа дознания, но это не приостанавливает исполнение полученных указаний. Началь- ник подразделения дознания может и самостоятельно осуществлять полномочия дознавателя: проверять поступившие сообщения о пре- ступлении, возбуждать уголовные дела, принимать их к своему произ- водству и осуществлять дознание в полном объеме; создавать группу дознавателей и осуществлять полномочия руководителя этой группы. Рассмотренные субъекты уголовного процесса являются органами государственной власти, наделены властными полномочиями и осу- ществляют обвинение в досудебном производстве по делу. Однако на стороне обвинения могут выступать и частные лица: потерпевший,

частный обвинитель, гражданский истец и их представители.

Потерпевший — это физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред, или юридическое лицо, которому преступлением причинен имущественный вред или вред его деловой репутации. Приведенное положение ч. 1 ст. 42 УПК определяет фактические основания для признания лица по- терпевшим. Под физическим вредом понимается причинение человеку физических страданий, боли, телесных повреждений, вреда здоровью,

 

1 Начальник подразделения дознания как субъект уголовно-процессуальной деятельности впервые был введен в УПК только в 2007 г.


увечья и т. п. Для признания лица потерпевшим не имеет значения степень тяжести причиненного вреда, однако должно быть установле- но, что вред причинен, т. е. является наличным, а не предполагаемым, и есть причинная связь между наступившим вредом и действиями субъекта преступления. Результатом физического вреда может стать смерть потерпевшего. В таком случае права потерпевшего переходят к одному из его близких родственников (ч. 8 ст. 42 УПК). К близким род- ственникам относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки (п. 4 ст. 5 УПК). Однако из определения Конституционного Суда1 следует, что указание в законе о переходе прав «к одному» из родственников нельзя понимать как ограничение для признания потерпевшими не- скольких родственников, например, супруга и родителя, одного из родителей и брата и т. п.

Имущественный вред выражается в лишении принадлежащего фи-

зическому или юридическому лицу имущества или его повреждении, что влечет имущественные потери или затраты для этих лиц. Такой вред может быть результатом хищения имущества, уничтожения или повреждения его в результате преступных действий. Такой вред каса- ется денежных средств потерпевших, их вещей, предметов, ценностей, иных материальных благ, принадлежащих им и имеющих определен- ное стоимостное выражение. В подобных случаях лицо приобретает права потерпевшего независимо от того, требует ли оно возмещения причиненного вреда. Сам факт причинения имущественного вреда дает основание для признания лица потерпевшим независимо от его характера и размера.

Моральный вред выражается в причинении физическому лицу

нравственных страданий, оскорблении или унижении личного досто- инства, унижении его чести, подрыве авторитета или дискредитации, а в отношении юридического лица это может быть подрыв деловой репутации, ее опорочивание, дискредитация.

Наличие любого из перечисленных оснований позволяет лицу, потерпевшему от преступления, получить доступ к правосудию и право на компенсацию причиненного вреда (ст. 52 Конституции). Эти конституционные права принадлежат потерпевшему независимо от возраста и дееспособности. Малолетние, несовершеннолетние, лица с ограниченной дееспособностью или недееспособные признаются потерпевшими, но их процессуальные права обеспечивает законный

 

1 Определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2005 г. № 131-О по запросу Волгоградского гарнизонного военного суда о проверке конституционно- сти ч. 8 ст. 42 УПК РФ // СЗ РФ. 2005. № 24. Ст. 2424; или СПС КонсультантПлюс.


представитель или представитель. Лицо, которому причинен любой из указанных видов вреда, приобретает право защищать свои права и за- конные интересы, как только будет установлен сам факт причинения такого вреда. Например, может обжаловать в суд отказ в возбуждении уголовного дела, бездействие следователя, дознавателя в ходе проверки сообщения о преступления или его расследовании (ст. 123, 125 УПК)1. Однако для признания потерпевшего субъектом уголовного про- цесса необходимо принятие властного решения должностного лица о признании его потерпевшим. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением следователя, дознавателя или суда, кото- рое становится процессуальным основанием для участия потерпевшего в уголовном процессе. С момента вынесения такого постановления потерпевшему, его представителю разъясняются процессуальные права и обеспечивается возможность использовать их для защиты

нарушенных прав и законных интересов.

Статья 42 УПК определяет перечень прав и обязанностей потер- певшего как участника со стороны обвинения. Потерпевший вправе получать определенную информацию о ходе производства по делу: знать о содержании обвинения, предъявленного обвиняемому; знакомиться с постановлениями о назначении экспертиз и заключениями экс- перта (ч. 2 ст. 198 УПК); по окончании расследования знакомиться

с материалами уголовного дела, снимать копии процессуальных до- кументов; получать копии процессуальных решений, затрагивающих его права (о возбуждении дела, о приостановлении производства или о прекращении дела и т. п.); участвовать в судебном разбирательстве и производстве в вышестоящих судебных инстанциях; знакомиться с протоколами судебных заседаний, поданными жалобами, пред- ставлениями на приговор и др.

Потерпевший может активно участвовать в доказывании по делу:

давать показания, но вправе отказаться свидетельствовать против себя или близких родственников; представлять иные доказатель- ства, в том числе подтверждающие характер и размер причиненного вреда; заявлять ходатайства; участвовать с разрешения следователя, дознавателя в производстве следственных действий, производимых по его ходатайству; представлять доказательства в судебном заседа- нии, участвовать в исследовании доказательств в суде; поддерживать обвинение; выступать в судебных прениях; обжаловать действия (без-

 

1 На это обращено внимание в определении Конституционного Суда РФ от 16 марта 2006 г. № 67-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр- на Зевакина на нарушение его конституционных прав ст. 42 УПК РФ» // СПС КонсультантПлюс.


действие), решения следователя, дознавателя, приговор и решения вышестоящих судебных инстанций.

Как участник процесса он имеет и иные процессуальные права:

пользоваться бесплатно услугами переводчика, если он не владеет языком, на котором ведется судопроизводство; требовать возмещения судебных издержек; ходатайствовать о применении к нему и его близ- ким средств процессуальной защиты на основании и в порядке ч. 3 ст. 11, ч. 9 ст. 166 и др. УПК; заявлять отводы; иметь представителя и др. При участии в деле представителя потерпевшего сам потерпевший не утрачивает предоставленных ему прав и сохраняет возможность участия в процессе.

К процессуальным обязанностям потерпевшего относятся требова-

ния закона: не уклоняться от явки по вызову следователя, дознавателя или суда; не давать заведомо ложных показаний и не отказываться от дачи показаний; не разглашать данные предварительного расследо- вания, если было соответствующее предупреждение (ст. 161 УПК). За нарушение процессуальных обязанностей к потерпевшему могут быть применены меры процессуального принуждения и соответствующие санкции (привод, штраф, уголовная ответственность по ст. 307, 308, 310 УК РФ).

Частный обвинитель — этот тот же потерпевший, но в отношении которого совершено преступление, относящееся к делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК). Следовательно, фактические основания появления в процессе частного обвинителя те же, что и при появлении

потерпевшего. У частного обвинителя есть все права, которыми на- делен потерпевший. Но в дополнение к этому его процессуальное по- ложение имеет несколько отличительных особенностей. Дела частного обвинения возбуждаются только по заявлению потерпевшего. Подача потерпевшим такого заявления в суд является процессуальным осно- ванием для признания его частным обвинителем. Процессуальный порядок подачи такого заявления и требования к нему определяются ст. 318 УПК. С момента принятия заявления к своему производству соответствующим постановлением мирового судьи, лицо, подавшее такое заявление, является частным обвинителем.

По общему правилу расследование по таким делам не произво- дится, за исключением случаев, указанных в ч. 4 ст. 20 УПК. По- этому частный обвинитель по общему правилу участвует в судебных стадиях, поддерживая обвинение по предъявленному им обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 115 ч. 1 или 116 ч. 1 УК РФ. Ему предоставляются процессуальные права, аналогич- ные правам государственного обвинителя, предусмотренным ч. 5 и 6


ст. 246 УПК. Он представляет суду доказательства и участвует в их исследовании; излагает суду свое мнение по существу обвинения или иным возникающим вопросам, в том числе о применении уголовного закона и наказании; поддерживает свой гражданский иск и доказы- вает его основания и размер. Если частный обвинитель достигает примирения с подсудимым, уголовное дело подлежит прекращению (ч. 5 ст. 319 УПК).

Гражданский истец как участник процесса со стороны обвине-

ния — это физическое или юридическое лицо, предъявляющее требо- вание о возмещении имущественного или компенсации морального вреда, причиненного ему непосредственно преступлением (ч. 1 ст. 44 УПК). Само требование основано на нормах гражданского права, но вред причинен преступными действиями, поэтому целесообразно рассмотрение подобных требований одновременно с производством по уголовному делу. Это позволяет более оперативно и эффектив- но установить фактические обстоятельства причинения вреда, его характер и размер, установить лицо, ответственное за причинение вреда и разрешить вопрос о возмещении или компенсации вреда. Гражданский иск, заявленный в уголовном процессе, не облагается государственной пошлиной. Гражданский иск может быть предъявлен не только потерпевшим, но и иным лицом, например, прокурором в защиту интересов государства, общественной организации, граж- данина или юридического лица, которым этим преступлением был причинен имущественный вред (ч. 3 ст. 44 УПК).

Гражданский истец в уголовном процессе вправе: поддерживать

гражданский иск; представлять доказательства и давать объяснения по предъявленному иску; участвовать с разрешения следователя в след- ственных действиях, проводимых по его ходатайству; знакомиться с материалами дела, относящимися к предъявленному иску; знать о принятых решениях, затрагивающих его интересы и получать копии соответствующих процессуальных документов; участвовать в судеб- ном производстве; обжаловать решения следователя, дознавателя, а также приговор и соответствующие решения вышестоящих судеб- ных инстанций в части гражданского иска и т. п. Гражданский истец обязан представлять органам расследования или суду имеющиеся у него документы или предметы, относящиеся к гражданскому иску; являться по вызовам следователя, дознавателя, суда; не разглашать данные расследования после предупреждения об этом.

Гражданский истец вправе заявлять иск с момента возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия в суде первой инстанции. На любом этапе производства по делу до удаления суда


в совещательную комнату гражданский истец вправе отказаться от иска, что влечет прекращение производства по иску (ч. 5 ст. 44 УПК). Суд вправе удовлетворить иск полностью или частично, если сторона обвинения, и гражданский истец в том числе, докажут обстоятельства причинения имущественного вреда и его размер. Если в судебном за- седании установить размер вреда не представляется возможным, суд вправе признать за истцом право на удовлетворение гражданского иска и передать вопрос о размере возмещения для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства (ч. 2 ст. 309 УПК). Если обстоятель- ства причинения вреда преступлением не найдут подтверждения, не будет установлена причинная связь между преступлением и насту- плением вреда или не будет установлена причастность подсудимого к совершению данного преступления, в удовлетворении гражданского иска может быть отказано (ч. 2 ст. 306 УПК)1.

Представители потерпевшего, частного обвинителя, граждан-

ского истца привлекаются в процесс для оказания юридической по- мощи этим участникам процесса или для представления интересов потерпевшего, который самостоятельно не может защитить свои права в силу возраста или физического или психического состояния. Юридическое лицо также реализует свои права потерпевшего или гражданского истца только через представителя. В качестве пред- ставителя указанных субъектов процесса выступают адвокаты (ч. 1 ст. 45 УПК), а интересы юридического лица могут представлять и иные лица в соответствии с ГК РФ. Однако Конституционный Суд указал, что представлять интересы потерпевшего, частного обвинителя или гражданского истца, являющихся физическими лицами, могут и иные лица, в том числе родственники, если участники процесса об этом ходатайствуют2. Адвокат вступает в дело по предъявлению ордера соответствующего адвокатского образования. Иные лица предъ- являют доверенность или документ, удостоверяющий родственные отношения с участником процесса. Если потерпевшими являются несовершеннолетние или лица, которые в силу физического или психического состояния не могут самостоятельно защищать или осуществлять свои права, их интересы в процессе представляют законные представители, участие которых является обязательным,

 

1 Более подробную информацию о гражданском иске в уголовном процессе см.: Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. П. А. Лупинская, Л.А. Воскобитова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2013. Глава 5; Шарифов Т. Э. Иск в уголовном процессе. Ульяновск, 2000.

2 См. определения Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2003 г. № 446-О;

от 5 февраля 2004 г. № 25-О; от 24 ноября 2005 г. № 431-О // СПС Консультант Плюс.


или могут быть привлечены представители. Законные представители и представители наделяются такими же процессуальными правами, что и представляемый ими участник процесса, и личное участие в деле потерпевшего, частного обвинителя и гражданского истца не препятствует участию представителя.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.