Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русские обрядовые календарные песни, обряд, колядки.






«С Рождеством Христовым!».

Содержание урока:

Звенит звонок. Ученики входят в класс под обрядовую календарную песню: «Приходила Коляда накануне Рождества».

 

У: Сегодня у нас необычный урок, у нас хорошее настроение ведь мы поговорим о Рождестве Христове – церковном зимнем празднике. Ребята, а какому событию посвящён этот праздник?

Д: Рождению Иисуса Христа.

У: Правильно! Рождение детей - всегда важное и радостное событие в жизни людей. Все люди любят свой день рождения и ежегодно его отмечают. Вы любите свой день рождения? Что происходит в этот день у вас?

 

Д: Родственники и знакомые поздравляют с праздником и дарят подарки.

 

У: Рождество Христово стало важнейшим событием для всего человечества, поэтому люди всего мира не только празднуют этот день, но и современное летоисчисление ведётся от Рождества Христова. Так по текущему году можно определить, сколько лет назад родился Спаситель мира.

Кто может сказать, сколько лет прошло со дня рождения Иисуса?

 

Д: разные варианты 2000 лет назад.

У: А может кто-нибудь знает где родился Иисус?

Д: Иисус родился в городе Вифлееме. (Показываю иллюстрацию1)

У: Верно, В это время римский император приказал сделать всенародную перепись, поэтому каждый должен был записаться в том месте, где жили его предки, откуда происходил его род. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому он и его жена Мария отправились туда. В Вифлеем съехалось множество людей, гостиницы были переполнены приезжими, и места в них для Марии и Иосифа не оказалось.

Как вы думаете, где они нашли приют?

 

Д: Они нашли приют за городом в пещере, которая использовалась для загона скота.

У: Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель мира. (показываю иллюстрацию 2).

 

В эту же ночь Ангел возвестил простым пастухам об этом радостном событии. И они поспешили в указанное место, чтобы поклониться Христу. Войдя в пещеру, они объявили о явлении ангелов и поклонились Христу, как Богу.

Есть много икон, посвящённых этому празднику. Всегда в центре такой иконы изображается Младенец, лежащий в яслях, рядом – Пресвятая Богородица и праведный Иосиф. (Показываю иллюстрацию3).

Обычно изображаются ангелы, славящие Рождество Спасителя, пришедшие поклониться Господу и Пречистой Деве Марии, и волхвы, идущие к месту Рождества Христова с дарами Младенцу. (Показываю иллюстрацию 4, 5).

Ребята, всё о чем я рассказала отражено в рождественской песне «Эта ночь святая». Давайте послушаем её внимательно, ведь это необычная музыка, она волшебная. Музыка близка к духовной. Поэтому задание будет творческим, вы должны определить характер этой песни. Попытайтесь представить, что вы художники, перед вами чистый холст. И какой фрагмент из этой песни вы бы нарисовали?

Звучит песня:

1.Эта ночь святая, эта ночь спасенья
Возвестила всему миру тайну Боговоплощенья
2. Пастухи у стада в эту ночь не спали.
Святый Ангел прилетел к ним из небесной светлой дали.
3. Страх объял великий их, детей пустыни,
Но сказал он: " О, не бойтесь, всему миру радость ныне.
4. Ныне Бог родился людям во спасенье,
Вы пойдите, посмотрите на великое смиренье.
5. Вы Богомладенца обретете сами -
В пеленах Он, в бедных яслях - сами узрите очами.
6. И с высот небесных раздалось вдруг пенье,
" Слава, слава в вышних Богу, на земли благоволенье".

У: Обсуждение песни.

У: Да, на Рождество было принято петь необычные песни. Может кто- нибудь знает?

Д: нет.

У: Это колядки. Это обрядовая песня, связанная с пожеланиями всего самого, самого лучшего.

А что такое обряд??? Слышали такое слово?

Д: Это действия, которые связаны с традициями народа.

У: Какие праздники мы можем отнести к обрядам?

Д: свадьба и т.д.

У: а ещё есть такой обряд –колядование.

Слышали о таком?

Д: нет.

У: Колядовали детки вашего возраста, они могли переодеваться в мистических персонажей. Называлось это «ряженье».

Дети ходили по домам, и пели колядки, за это им хозяева дома давали сладости «гостинца».

У: А вы слышали как пелись колядки?

Д: нет.

У: Я предложу вам послушать колядки «Коляда ходя, бродя» и

«Приходила Коляда накануне Рождества». Попробуйте определить какая эта музыка по характеру?

Д: весёлая, шуточная.

Повторим, что такое колядка? Обряд?

Певческая деятельность:

Учим песню «Поющие колокольчики». Напоминаю характер песни. Работаю над артикуляцией, интонацией и выразительным исполнением песни. Играя поём по строчке по рядам.

Анализ.

Плюсы и минусы урока, проведённого мной.

«+»:

- Активно начала занятие, дети сразу включились.

- Диалог.

- Поддерживала активность учащихся.

- Следила за осанкой.

- Создала хороший эмоциональный настрой на слушание музыки.

 

«-»:

- Некоторая неорганизованность. Учащиеся редко поднимали руки, а старались перекричать друг друга.

- В работе над вокально-хоровыми навыками мало внимания уделила дыханию.

 

 

Наблюдение и анализ урока музыки:

Учитель: Ясинская Ольга

Методист: доцент Н.И. Верба.

Класс: 2.

Дата: 12.11.2010.

Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шпагиной.

Тема:: Великий колокольный звон.

Цель:: Познакомить уч-ся с различными видами колокольных звонов и претворением колокольности в творчестве русских композиторов.

Структура урока:

Вид деятельности Музыкальный материал Время (мин.)
  Вход в класс, приветствие   -  
  Слушательская деятельность   -М.П. Мусоргский «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» -Праздничный трезвон (Красный Лаврский трезвон) -Набат (кинофрагмент«Вставайте, люди, русские!» фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский»).  
  Певческая деятельность Фрагмент кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»: «Вставайте, люди, русские», М.П. Мусоргский «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов», работать над вокально-хоровыми навыками (распевки: «Ух! Ух! Ух!», «Мяу, мяу, плачет котик», песня З.Я. Роот «В синем море плавают дельфины»,      
  Обобщение    

 

Задачи урока:

познакомить учащихся с внешним видом колокола, рассказать о его происхождении…

- Кратко ознакомить детей со строением колокола (фотография колокола)

- Кратко рассказать о истории колокола, видах колокольного звона (благовест, трезвон, перезвон);

- Рассказать о тембре колокола Обсудить тембр колокола

-: М.П. Мусоргского «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» Это – «имитация» колокольного звона средствами симфонического оркестра!;

Праздничный трезвон (Красный Лаврский трезвон);

Набат (кинофрагмент «Вставайте, люди, русские!» фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский»).

- Работать над вокально-хоровыми навыками (Распевки: «Ух! Ух! Ух!», «Мяу, мяу, плачет котик», песня З.Я. Роот «В синем море плавают дельфины»,

- Разучить фрагмент кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»: «Вставайте, люди, русские».

Методы обучения:

- беседа;

- размышление;

- зрительная и слуховая наглядность.

Изучаемые на уроке произведения:

Фрагмент кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»: «Вставайте, люди, русские», М.П. Мусоргский «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов»

Праздничный трезвон (Красный Лаврский трезвон)

Набат (кинофрагмент «Вставайте, люди, русские!» фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский»).

 

Оборудование на уроке:

Проигрыватель, фортепиано, доска.

На доске написано:

М.П. Мусоргский «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов»

Праздничный трезвон (Красный Лаврский трезвон)

Набат (кинофрагмент «Вставайте, люди, русские!» фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский»).

Великий колокольный звон.

благовест

перезвон

трезвон

 

 

Содержание урока:

1.Начинаю с вопроса о колоколе.

Что такое колокол и где они его видели?

Ко́ локол — металлический инструмент (как правило, отлитый из так называемой колокольной бронзы), источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.