Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эксплеренты






 

Эксплеренты – единственный тип фирмы, полностью отсутствовавший в СССР. Плановая система органически не принимала возможность самостоятельной работы малых групп независимых людей, отвергающих устоявшиеся в науке и технике авторитеты. Отсюда не следует, однако, что в стране не было независимого изобретательства. В виде мно­гочисленных самодеятельных кружков энтузиастов изобрета­тельство было широко распространено и даже поощрялось... как хобби. Практически непреодолимой преградой для пио­нера, напротив, становилось внедрение уже готового изобре­тения. Уговорить государственное предприятие заняться этим было невозможно.

Короткий период расцвета пионерские фирмы пере­жили в первые годы перестройки, когда на их финансирова­ния были выделены государственные средства. Именно тогда группа автомоделистов-самодельщиков была официально включена в состав конструкторского бюро АЗЛК, а за ходом ее работ следило высшее руководство страны. По всему СССР возникали многочисленные научно-технические центры твор­чества молодежи.

В дальнейшем, однако, государственная поддержка прекратилась. Не возник в СССР, а позже в России и рынок венчурного капитала. Да и не удивительно: сверхвысокие при­были давала куда более простая и надежная торгово-посредническая деятельность. Наконец крупные предприятия – третий возможный источник средств – оказались в столь тяжелом финансовом положении, что стали неспособными даже на ограниченную спонсорскую деятельность.

Таким образом, какие-либо формы поддержки пионер­ской деятельности в России отсутствуют. Соответственно, и массовое возникновение фирм-эксплерентов – скажем, появ­ление отечественной Кремниевой долины – пока абсолютно исключено.

Тем не менее в целом реформы облегчили участь эксплерентов. Свобода предпринимательства дает шанс попро­бовать себя в пионерском бизнесе любому желающему. Срав­нительно распространенным стал вариант создания научно-производственных фирм, зарабатывающих деньги обычными торговыми операциями, а тратящих их на пионерские работы. Именно так работает, например, московская дирижаблестроительная компания «Аэростатика». И в отдельных – как всегда в пионерском бизнесе – редких случаях, эксплеренты прорыва­ются через трудности, принося на рынок принципиально но­вый товар.

 

Реальный пример.

 

Улучшение правописания как коммер­ческая деятельность.

Частная фирма «ПараГраф» сегодня является одной из немногих российских компьютерных фирм с мировым именем. По некоторым оценкам только в США ей удалось продать программное обеспечение своего произ­водства на 3 млн. долл. Ее программу компьютерного распознавания рукописного текста купила и серийно устанавливает на свои машины знаменитая «Эппл».

А начиналось все на компьютерном семинаре, где несколько талантливых программистов похвалилась бу­дущему главе фирмы – а тогда мало знакомому человеку – С. Пачикову, что могут решить любую задачу. Из спи­ска двадцати тем С. Пачиков мгновенно выбрал одну, ин­туитивно почувствовав ее перспективность.

Началась тяжелая работа. Проблему машинного рас­познавания рукописного текста не могли решить даже прекрасно оснащенные и высокооплачиваемые сотруд­ники знаменитых западных фирм. С.Пачиков понимал, что надо воодушевить свой коллектив. И нашел способ: он стал со ссылками на психологов утверждать, что такая программа облегчит обучение школьников чистописанию, а хороший почерк, оказывается, способствует интеллек­туальному прогрессу человечества...

Для коммерческой структуры, действующей в охва­ченной жаждой наживы среде московских частных фирм, подобную постановку задачи иначе чем бредовой не на­зовешь. Но безумные идеи движут пионерский бизнес. И фирма «ПараГраф» кроме интеллектуального добилась и вполне материального успеха. Сейчас она решает не ме­нее «практическую» задачу – создает программу путеше­ствия в прошлое, которая каждому позволит поговорить с Христом. Понтием Пилатом. Атиллой.

 

Вопросы для ситуационного анализа:

 

1. Выделите черты фирмы-эксплерента в деятель­ности «ПараГраф».

2. Найдите в прессе (легче всего это сделать по журналу «Техника молодежи»), примеры других российских эксплерентов. Обсудите их шансы на успех.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.