Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кластеры – сообщества ведущих фирм страны.






 

М.Портер обратил внимание на то, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы одной отрасли обычно не бессистемно разбро­саны по разным развитым государствам, а имеют свойство концентрироваться. Часто сразу несколько из них или даже все крупнейшие базируются в одной и той же стране, а порой даже в одном и том же регионе страны.

Так, созвездие наиболее конкурентоспособных автомо­бильных фирм современности («Тойота», «Ниссан» и др.) про­исходит из Японии. В крохотной Швейцарии расположены сразу три ведущих фармацевтических фирмы (а в очень похо­жих на Швейцарию малых высокоразвитых странах Западной Европы, за исключением Дании, – почему-то ни одной). Знаме­нитые компьютерные фирмы, преимущественно, базируются в США, а гиганты аудио- и видеотехники – в Японии. Швеция породила несколько очень мощных машиностроительных ком­паний, но ни одной химической. В Германии расположены три мощнейших химических фирмы и оба крупнейших в мире про­изводителя дорогих автомобилей.

Концентрация сильных фирм при этом обычно не огра­ничивается одной отраслью, а затрагивает несколько смеж­ных. Например, лидерство фирм США наблюдается не только в компьютеростроении («ИБМ», «Юнисис», «Хьюлетт-Паккард», «Эппл»), но и в производстве программного обеспечения к ним (мировой лидер – «Майкрософт»), и в изготовлении микропро­цессоров («Интел», «Моторола»).

Такое положение является не случайностью, а следствием того, что достигнутая одной или несколькими фирмами высокая конкурентоспособность имеет свойство распростра­няться на ее ближайшее окружение: поставщиков, потребите­лей и конкурентов. В свою очередь, успехи окружения оказы­вают положительное влияние на дальнейший рост конкурен­тоспособности данной компании. В итоге формируется «кластер» – сообщество фирм тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.

Для всей национальной экономики кластеры выполня­ют роль точек роста внутреннего рынка и базы международ­ной экспансии. Так, быстрое развитие японской экономики в 50-60-е годы во многом связано с формированием мощного кластера металлургия - судостроение. Он же положил начало успехам страны на мировом рынке.

Вслед за первым в экономике часто образуются новые кластеры и международная конкурентоспособность страны увеличивается. Высокая конкурентоспособность страны дер­жится именно на сильных позициях отдельных кластеров, то­гда как вне них даже самая развитая экономика может давать весьма посредственные результаты.

Та же Япония, например, имеет мощные автомобиль­ные и электротехнические фирмы, но существенно слабее в химико-фармацевтическом и совсем отстала в аэрокосмиче­ском комплексе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.