Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкуренция против монополизма






 

С тех пор, как чуть более века на­зад на свете появились первые крупные предприятия, угроза монополизма, о ко­торой как об абстрактной возможности рассуждал еще А.Смит, стала вполне реальной.

Что мешает ведущим компаниям, когда их осталось всего по 5-6 в отрасли (а именно так в действительности об­стоят дела в важнейших секторах экономики развитых стран), слиться в одну гигантскую корпорацию? Неужели препятст­вует только внешний фактор – вмешательство государства с его антимонопольным законодательством? Почему бы тогда не заключить негласный сговор? – В конце концов, жизнь учит, что почти любой закон можно обойти!

Ни внутренние противоречия самих гигантов, ни проти­водействие жалких (вспомним их «удушение») мелких фирм-аутсайдеров не кажутся убедительными основаниями для от­каза от сговора, открывающего путь к несметным монополистическим прибылям. Действительно, ничто не мешает такому развитию событий, ничто... кроме конкуренции, ведущейся, как мы убедились, РАЗНЫМИ методами на основании РАЗЛИЧНЫХ конкурентных стратегий.

Конкуренция не сводится к простому выяснению соот­ношения сил противостоящих сторон. Борется не сильный против слабого – будь это так, немногочисленные сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех прочих со­перников. В реальности конкурентная борьба строится по зна­чительно более сложной формуле. У каждого типа фирм свои козыри:

Ø сила у крупнейших компаний-виолентов;

Ø гибкость у мелких фирм-коммутантов;

Ø приспособленность к особым сегментам рынка у спе­циализированных компаний-патиентов;

Ø преимущества первооткрывателей у эксплерентов.

В какой-то ситуации решающее превосходство дает од­но из этих качеств, в других условиях – иное.

Вспомним красноречивые ситуации, выделенные нами под рубрикой «реальный пример»:

триумфальное шествие черных фордовских «моделей-Т» и 15-центовых гамбургеров, как символ могущества виолентов в сфере массового производства. Будущих отцов пер­сональных компьютеров из фирмы «Эппл», располагающих из специального оборудования только списанным микроавтобу­сом, и все же совершающих подлинную техническую револю­цию – как феноменальную победу эксплерентов в области прорывного НТП. Лидеров по производству аппаратуры для измерения глазного давления, заставивших всех его потреби­телей в мире выучить название крохотной датской фирмы «Бюль энд Кир» – как проявление эффективности патиентной стратегии. И многочисленных мелких компаний-копиистов, за­ставляющих бояться себя ведущих производителей лекарств и электроники, духов и программ для ЭВМ – как звездный час коммутантов в сфере мелкого бизнеса. Мы уделили всем этим историям так много внимания в нашем пособии не ради их занимательности (хотя обучение без интереса – тоже не дело), а ради важнейшего вывода: полное вытеснение ни одного из основных типов фирм невозможно, поскольку невозможна унификация человеческих потребностей. Разнотипные компании постоянно существуют рядом друг с другом, но и постоянно создают угрозу друг для друга. Рынок же в целом оказывается благодаря этому во многом застрахо­ванным от засилья какой-либо одной группы компаний и неиз­бежного в этом случае застоя, завышения цен, снижения ка­чества и прочих издержек монополизма.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.